Характеристика и описание всех технических элементов большегрузного самосвала БелАЗ-540

Большегрузный самосвал БелАЗ-540 предназначен для работы в открытых карьерах совместно с экскаваторами, оснащенными ковшами объемом до 6 м³. Завод, расположенный в г. Жодино (Белоруссия), выпускал ряд модификаций машины, отличавшихся моделью силового агрегата и климатическим исполнением. Самосвал продержался на конвейере до 1985 года.

Грузовой агрегат

Технические характеристики

В основе шасси самосвала грузоподъемностью 27 тонн лежит сварная рама, оснащенная продольными лонжеронами коробчатого сечения. Внутренние объемы используются как ресиверы для пневматической системы. Для усиления конструкции имеются поперечные соединители, спереди установлен буфер. Сзади имеется буксировочный прибор и фиксатор поднятой грузовой платформы.

Большегрузный самосвал

Машина оснащена металлической кабиной, рассчитанной на 1 человека. Возможна установка кресла для инструктора. Для отопления используется радиатор, подключенный к системе охлаждения. Грузовая платформа оснащена защитным козырьком, полностью закрывающим крышу кабины. Днище и борта обогреваются потоком выхлопных газов.

Технические характеристики и габариты самосвала:

  • вес снаряженного — 21000 кг;
  • допустимая полная масса — 48000 кг;
  • скорость с полной загрузкой на горизонтальном шоссе — 55 км/ч;
  • база — 3550 мм;
  • длина — 7250 мм;
  • ширина по платформе/шинам заднего моста — 3380/3480 мм;
  • максимальная высота (до козырька) — 3580 мм;
  • высота с поднятой платформой — 7000 мм;
  • геометрический объем кузова — 15 м³;
  • время подъема/опускания платформы — 25/20 секунд.

Силовая установка

На базовом самосвале устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А-375, созданный на основе танкового мотора В-2. Агрегат развивал мощность 375 л.с. при 1650 об/мин. На моторе применялся коловратный подкачивающий насос и 12-плунжерный ТНВД. Дизель имел высокую стоимость и расходовал большое количество масла. При этом он имел сложную конструкцию при невысоком ресурсе.

Большегрузный агрегат

На модификации БелАЗ 540А, выпуск которой начался в 1967 году, стал применяться 12-цилиндровый V-образный мотор ЯМЗ-240. Рабочий объем цилиндров уменьшился до 22300 см³, мощность составляла 360 л.с. при 2100 об/мин. Из-за меньшего объема крутящий момент снизился до 135 кГм при 1500 об/мин. Подача горючего осуществляется поршневыми насосами и 12-плунжерным ТНВД. Контрольный расход топлива остался неизменным, составлял 100 л на 100 км пробега.

Силовая передача

В состав гидромеханической передачи входит согласующий редуктор, который передает крутящий момент на гидравлический трансформатор. На редукторе имеются точки установки насосов бортовой гидравлической системы. Передаточное число узла зависит от типа установленного двигателя.

Строительная машина

Трансформатор 1-ступенчатого типа передает поток мощности на 3-скоростную коробку передач с гидравлическими приводами переключения. Максимальная0 скорость является повышающей, передаточные числа не зависят от модификации дизеля.

Карданная передача

Для передачи крутящего момента от коробки передач на задний мост используется карданный вал открытого типа. В конструкции узла имеется шлицевое соединение, компенсирующее колебания моста. Вал отбалансирован на заводе-изготовителе в сборе. На машине модели 540 фланец вала устанавливается на маховик в точном положении и используется при регулировке фаз клапанного механизма.

Карданная передача

Также имеется дополнительная карданная передача, связывающая маховик коленчатого вала двигателя с фланцем согласующего редуктора гидромеханической коробки скоростей. Узел оснащен эластичной муфтой и карданным шарниром, имеется шлицевой разъем.

Задний мост

В состав заднего моста автомобиля входит главная пара, оснащенная коническими шестернями со спиральными зубьями. Дополнительно имеется дифференциал конического типа. Внутри колесных ступиц установлены дополнительные редукторы планетарного типа, оснащенные прямозубыми шестернями. Передаточное число главной пары и редукторов одинаковое для моторов Д12А и ЯМЗ-240.

Задний мост авто

Подвеска

На самосвале применили гидропневматическую подвеску для переднего и заднего моста. Передняя балка оснащена 2 цилиндрами, ограничителями хода и набором продольных и поперечных штанг. Задняя подвеска включает в себя 2 цилиндра, продольные штанги и дополнительную вилку. Тяги воспринимают усилия, передаваемые осью на раму.

Подвеска

В состав пневмогидравлического цилиндра входит газовая рессора поршневого типа, гидравлический амортизатор и система клапанов. В качестве газа используется сжатый азот.

Механизмы управления

Для изменения направления движения используется поворот передних колес. Рулевое управление состоит из механического редуктора и усилителя — гидравлического цилиндра с золотниковым распределителем. Механизм состоит из шариковой гайки-винта и секторной рейки. Изменение угла установки колес осуществляется при помощи системы рычагов.

Рулевое управление

Система торможения

В состав тормозной системы входит рабочий, стояночный и вспомогательный приводы. Для удержания самосвала на стоянке применяется барабанный тормоз, установленный на выходе гидромеханической передачи. Включение производится при помощи рычага, расположенного в кабине водителя. Тормозной момент создается лентой, которая прижимается к внешней поверхности барабана. Применять механизм при движении не рекомендуется из-за риска перегрева.

Система торможения

Рабочие тормоза барабанного типа установлены на всех колесах. Внутри установлено по 2 колодки с пневматическим управлением. Для каждого моста имеется свой контур, оснащенный индивидуальным краном и ресиверами. Дополнительный тормоз представляет собой замедлитель лопастного типа, смонтированный на ведущем валу трансмиссии. Управление устройством пневматическое, привод от отдельной педали в кабине водителя. Источником сжатого воздуха является 2-цилиндровый компрессор, установленный на двигателе.

Электрооборудование

Электрическая схема построена по 1-проводной схеме, с подключением отрицательных выводов батареи и потребителей на кузов автомобиля. На самосвале применялись 4 аккумуляторные батареи, соединенные попарно. При включенном моторе источником напряжения является генератор переменного тока, работающий совместно с реле-регулятором.

Самым мощным потребителем электроэнергии является система запуска силового агрегата. Мощность стартера составляет 15 л.с. (для мотора Д12А) и 9,5 л.с. (для ЯМЗ-240). В конструкции самосвала имеется несколько электродвигателей, используемых для привода насосов и вентиляторов системы отопления. На автомобиле установлены фары головного освещения, подфарники, указатели направления поворота и задние фонари.

Цена и отзывы

Выпуск техники прекратился более 30 лет назад, поэтому новые машины в продаже отсутствуют. Подержанные автомобили также не встречаются в продаже, поскольку в эпоху СССР карьерные самосвалы вырабатывали свой ресурс и списывалась на металлолом. Машина не поставлялась в армию, техники с хранения не существует. По этой же причине невозможно арендовать грузовик модели 540. Цена аренды близкого по грузоподъемности самосвала БелАЗ выпуска после 2000 года составляет 2-3 тыс. рублей в час.

Для ценителей масштабных копий существует модель машины от Start Scale Models, окрашенная в зелено-серый цвет. Стоимость самосвала составляет до 7,5 тыс. рублей.

Алексей, Челябинс, 40 лет

На заре трудовой деятельности несколько месяцев проработал на БелАЗ-540. Техника работала без остановки, глушилась только для замены масла и технических жидкостей. Для обслуживания имелось всего несколько теплых боксов. Кабина машины холодная, шумная. Рулевое управление оснащено усилителем, но вращать руль все равно тяжело.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock detector