fbpx

Преимущества и недостатки универсального экскаватора Калининец ЭО-3323

Экскаватор 3323, разработанный ВНИИ Стройдормаш, является универсальной землеройной машиной. Техника серийно производилась с 1983 года специализированным предприятием, располагавшимся в городе Калинин (ныне Тверь). Встречаются экскаваторы, собранные заводом в Кентау (Казахстан). Позднее оба предприятия изготовляли модернизированный вариант 3323А, оснащенный форсированным двигателем и измененным рабочим оборудованием.

Землеройная машина 3323

Отрасли применения

Экскаватор Калининец ЭО-3323 относится к типу 1-ковшовых машин с гидравлическим приводом рабочих органов. Техника предназначена для ведения разработки котлованов или карьеров в грунтах различных категорий (от I до IV). Машина может применяться для погрузки или разгрузки сыпучих материалов различного типа, в т. ч. скальных пород или мерзлого грунта. Допустимый размер фракции составляет до 200 мм.

Завод-изготовитель разрешает применение экскаватора в городском и промышленном строительстве. Благодаря установке бульдозерного ножа машина способна разравнивать площадки небольшого размера. Экскаватор может выполнять работы при температуре воздуха в диапазоне -40…+40°С.

Технические характеристики

Экскаватор ЭО-3323 по техническим характеристикам соответствовал требованиям времени. Возможность установки сменного оборудования расширяла сферу применения машины, а небольшой вес позволял работать на мягких грунтах. Благодаря установке удлиненной рукояти радиус копания достигает 9,5 м (стандартное значение — 7,98 м).

Описание основных параметров машины:

  • объем ковша (стандартный, при обратной лопате) — 0,65 м³;
  • объем дополнительных ковшей — 0,32 или 0,4 м³;
  • длина машины — 8350 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота (в транспортном положении) — 3180 мм;
  • скорость движения по шоссе — до 20 км/ч;
  • наибольшая высота выгрузки — 5,63 м;
  • ресурс до первого капитального ремонта — 8 тыс. моточасов.

Калининец

Вес экскаватора ЭО в варианте с обратной лопатой составляет 12400 кг. Для сокращения времени доставки возможна перевозка техники на жесткой сцепке. В качестве тягача используются строительные самосвалы. Допустимая скорость движения автопоезда составляет 45-50 км/ч.

Общее устройство техники

В основе шасси экскаватора ЭО-3323А лежит ходовая рама коробчатого сечения, на верхней части которой установлено поворотное устройство. Сзади на раме расположены две откидные опоры, спереди смонтирован отвал. Опоры оснащены индивидуальными гидравлическими цилиндрами, отвал имеет привод от 2 цилиндров. Управление узлами раздельное, вынесено в кабину машиниста.

В состав поворотного устройства входит роликовый погон, оснащенный зубчатым кольцом с внутренним зацеплением. В состав узла входят уплотнительные прокладки, защищающие поверхности качения от загрязнения. Для поворота используется аксиально-поршневой гидравлический мотор, оборудованный дополнительным 2-ступенчатым планетарным редуктором. Применение редуктора позволило снизить скорость вращения платформы и увеличило крутящий момент.

Поворотная часть экскаватора имеет сварную пространственную раму, оборудованную точками для установки узлов и оборудования. На поворотной части смонтирован силовой агрегат, гидроприводы и кабина машиниста. На ранних моделях экскаватора используется 4-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения Д-240, развивающий мощность 75 л. c. Рабочий объем цилиндров составляет 4750 см³. Пуск мотора выполняется электрическим стартером или при помощи отдельного бензинового мотора. Позднее стал применяться агрегат Д-243, имеющий мощность 81 л. с.

Поворотная платформа экскаватора

Двигатель оснащен фрикционной муфтой для подключения 3-секционного гидравлического аксиально-поршневого насоса. В состав привода насоса входит редуктор, распределяющий момент по секциям. Устройство включает 2 основные регулируемые секции и дополнительный нерегулируемый модуль. Суммарная производительность насоса составляет 265 л жидкости в минуту при давлении 25-28 МПа.

Подача масла к потребителям ведется через многосекционные золотниковые распределители. Для охлаждения масла имеется радиатор, оснащенный принудительной подачей воздуха от вентилятора. Отбор мощности на крыльчатку осуществляется от насосного агрегата.

На двигателе установлен отдельный шестеренный насос, применяемый для привода вспомогательного оборудования.

Для передвижения экскаватора используется гидромотор аксиально-поршневого типа, дополнительно оснащенный 2-ступенчатой механической коробкой. Переключение скоростей выполняется из кабины машиниста. Задний мост оснащен главной парой с дифференциальным механизмом и дополнительными планетарными редукторами. В состав конструкции переднего моста включены поворотные кулаки. Мосты связаны с механической коробкой при помощи карданных валов. Передний мост оборудован специальным устройством, позволяющим отключить передачу крутящего момента на колеса.

Управление направлением движения выполняется гидравлическими цилиндрами и системой рычагов. Тяги подключены к червячному рулевому редуктору, оснащенному рулевым колесом автомобильного типа. При буксировке экскаватора дышло соединяется со специальным водилом, обеспечивая поворот колес передней оси при прохождении закруглений дороги. Тормозная система барабанного типа с пневматическим приводом колодок. Управление торможением ведется педалью с рабочего места машиниста.

Рабочее место машиниста

На машине установлена пневматическая система. Сжатый воздух применяется в управлении тормозами, коробкой передач и для отключения привода переднего моста. Источником воздуха является компрессор с приводом от основного двигателя. В состав системы входят ресиверы, оборудованные точками слива конденсата.

Кабина машиниста и капот силовой установки металлической конструкции. Кожухи силовой установки состоят из нескольких съемных элементов с дополнительными лючками. Кабина имеет покрытие, снижающее уровень шума и вибраций. Доступ в кабину осуществляется через боковую дверь, оснащенную замком. Для фиксации двери в открытом положении установлен кронштейн.

Вентиляция выполняется через откидное лобовое стекло или принудительно при помощи вентилятора. Отдельные экземпляры последних лет выпуска оснащались кондиционером. В зимнее время кабина обогревается потоком воздуха, проходящим через радиатор, который подключен к системе охлаждения. Сидение машиниста подрессорено, оснащено механизмом регулировки угла установки спинки.

Навесное оборудование

Экскаватор предназначен для работы с оборудованием прямой и обратной лопаты (основной вид оснастки). Рабочий механизм обратной лопаты состоит из стрелы, сменной рукояти, действующего органа и гидравлических цилиндров, подключаемых гибкими магистралями. Возможно использование ковшей объемом 0,5-0,8 м³. Применение прямой лопаты предусматривает установку только одного типа рукояти и ковшей объемом до 1,2 м³ (для работы с материалами, имеющими плотность не выше 1400 кг/м³).

Навесное оборудование ЭО

В состав дополнительного навесного оборудования входят гидравлические ножницы, грейферная оснастка, а также грузоподъемные приспособления. Возможна установка гидравлического молота, предназначенного для разрушения твердых грунтов или дорожных покрытий. Оборудование монтируется на стреле и рукояти обратной лопаты экскаватора. Вместо наконечника может устанавливаться трамбовочная плита, позволяющая вести уплотнение грунта.

Преимущества и недостатки

Преимуществами машины являются:

  • простота конструкции и ремонта;
  • возможность длительной работы;
  • универсальная конструкция, приспособленная к установке дополнительного оборудования;
  • устойчивость шасси за счет применения гидравлических опор;
  • точность позиционирования рабочих органов;
  • шасси на пневматических шинах снижает уровень вибраций при работе;
  • способность к самостоятельному передвижению по дорогам общего пользования.

К недостаткам экскаватора относят следующее:

  • кабина оператора не имеет системы кондиционирования (на большинстве машин);
  • плохое качество уплотнителей, из-за чего в кабину проникает пыль и выхлопные газы;
  • низкое качество запасных частей.

Стоимость экскаваторов ЭО-3323 и ЭО-3323А

Поскольку выпуск техники прекратился, то можно приобрести только машины с пробегом. Стоимость экскаваторов зависит от технического состояния, набора оборудования и года выпуска.

Минимальную стоимость имеют частично разукомплектованные машины или техника с неисправными агрегатами. Стоимость таких экземпляров находится в пределах 90-15 тыс. рублей. Экскаваторы в хорошем состоянии оцениваются в 250 тыс. рублей. Цена машин последних лет выпуска доходит до 650-700 тыс. рублей. Средняя цена аренды машин составляет 1 тыс. рублей в час, суточная аренда обходится в 7 тыс. рублей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации