Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-4301 появился в производственной программе завода в 1984 году. Машина отличалась от предыдущих моделей применением дизельного двигателя, разработанного специалистами Горьковского автозавода на основе агрегата Steyr. Из-за трудностей с освоением серийный выпуск грузовика начался только в 1993 году, а уже спустя несколько лет сборку свернули.
Устройство и характеристики
Автомобиль создан для работы на дорогах с твердым покрытием, а также грунтовых проселках с уплотненной поверхностью. Техника поставлялась в нескольких комплектациях, отличавшихся наличием предпускового подогревателя и конструкцией бортовой платформы. Завод отгружал специальное шасси, предназначенное для изготовления сельскохозяйственных самосвалов с 3-сторонней разгрузкой.
Габариты ГАЗ-4301 и технические характеристики:
- длина — 6420 мм;
- ширина (без зеркал заднего вида) — 2380 мм;
- высота (с тентом) — 2870 мм;
- вес снаряженного (без установки тента) — 3900 кг;
- грузоподъемность — 5000 кг;
- скорость по горизонтальному участку шоссе с грузом — 85 км/ч;
- преодолеваемый подъем — 25%;
- радиус разворота (по оси внешнего колеса) — 8,0 м.
Описание параметров цельнометаллической грузовой платформы с 3 откидными бортами:
- длина — 3490 мм;
- ширина — 2170 мм;
- высота борта — 510 мм.
На грузовике использовалось улучшенное крепление колесных дисков к ступицам, включавшее в себя бесфуторочные гайки. Топливный бак оригинальной формы, с расположением горловины по центру. На боковине расположен выключатель аккумуляторных батарей. Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем, в кабине установлено 2 раздельных сидения.
Двигатель
Двигатель ГАЗ-4301 построен на основе рядного 6-цилиндрового блока с объемом 6,23 л. Мотор производился заводом ГАЗ, имеет обозначение 542-10. Агрегат работает по 4-тактному циклу, турбокомпрессор конструкцией не предусмотрен. Дизель развивает мощность 125 л.с. при степени сжатия 16. Преимуществом мотора является увеличенный до 37 кгс*м крутящий момент, который достигался при 1600-1800 об/мин.
В состав системы охлаждения входил осевой вентилятор и направляющие дефлекторы. Внешняя поверхность цилиндров имеет ребра, улучшающие теплообмен. Каждый цилиндр выполнен в виде отдельной быстросъемной детали с индивидуальной головкой, установленной на картере через медное кольцо.
Для привода вентилятора используются шестерни газораспределительного механизма, регулировка частоты вращения осуществляется гидравлической муфтой. Для подачи горючего используется рядный плунжерный насос с регулятором оборотов. Часть топливной аппаратуры расположена за левой подножкой.
Коробка передач
На грузовиках применили 5-ступенчатую механическую КПП, оснащенную синхронизаторами на всех скоростях переднего хода кроме 1. Высшая передача являлась прямой.
Версия шасси ГАЗ-4301 для самосвалов, которые производились Саранским заводом, оснащалась коробкой передач с редуктором отбора мощности. Узел использовался для монтажа шестеренного насоса, который обеспечивал давление в гидравлической системе надстройки.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость грузовиков модели 4301 на вторичном рынке не превышает 200 тыс. рублей. Большинство машин оснащено дизельными моторами ММЗ от сельскохозяйственной техники, поскольку выпуск оригинальных запчастей прекратился в конце 90-х годов.
Дмитрий, Владимирская область
Работал несколько лет на бортовом грузовике 4301. Машина оснащена дизельным двигателем, который обеспечивал уверенный разгон с полной нагрузкой. Топливная аппаратура требовала регулярного обслуживания. Слабым местом оказался компрессор пневматической системы, который ремонтировали каждые 3-4 месяца. На грузовике стоял задний мост с блокировкой дифференциала, которая помогала преодолевать раскисшие грунтовые дороги.
Александр, Ленинградская область
В середине 2000-х годов работал на фургоне, построенном на базе шасси 4301. Машина имела небольшой расход топлива (не выше 16-17 л на 100 км пути), перевозила до 5 т груза. Несколько раз пришлось перебирать задний мост, который не выдерживал нагрузок при буксовании. Большим минусом было отсутствие запасных частей к двигателю.