КамАЗ с манипулятором — это многофункциональная техника, с помощью которой допустимо выполнять погрузочно-разгрузочные работы с различными грузами, а также монтаж бурового и производственного оборудования.
КМУ на шасси КамАЗ бывают в разных модификациях. На большинстве моделей установлены двигатели КамАЗ 740 мощностью 300 л.с., также есть машины с двигателем Cummins 300 л.с. Оба вида двигателей созданы по европейским экологическим стандартам и соответствуют классу Е5.
Колесная формула манипулятора КамАЗ – 6х6 или 6х4. Коробка передач 10-ступенчатая у моделей с двигателем КАМАЗ и 9-ступенчатая для Cummins.
Различают тросовые и крюковые манипуляторы:
Тросовые способны осуществлять большее количество видов работ, производить доставку грузов не только на высокие точки, но и в углубления, например, котлованы или овраги. Также он может быть оснащен двухместной люлькой для рабочих.
Крюковые используются в основном для поднятия грузов. Эти манипуляторы легко складываются и не мешают использовать автомобиль для перевозки грузов.
Вес манипулятора КамАЗ с 6-метровым кузовом- 24 тонны.
Технические характеристики автомобиля
Технические характеристики полноприводного транспортного средства:
Наибольшая грузоподъемность, т | 10 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 90 |
Время, необходимое для разгона, секунд | 30 |
Наибольший преодолеваемый подъем | 31° |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,38 |
Средний расход топлива, л | 27 |
Колесная формула | 6х6, тип колес — пневматический |
Наименьший радиус поворота, м | 8,5 |
Максимальный крутящий момент, об/мин | 2200 |
Система управления сцеплением | Пневматический гидроусилитель руля |
Емкость бака для топлива, л | 350 |
Мощность двигателя | 260 л. с. |
Автопоезд, кг | 33000 |
Вид кузова | Бескопотный грузовик |
Шасси агрегата, м | 3,19*1,32 |
ТНВД | V-образный |
Допустимый вес полуприцепа, кг | 12000 |
Количество цилиндров | 8 |
Тип используемого топлива | Дизель |
Размер цилиндров, см | 12 |
Рабочий объем двигателя, л | 10,85 |
Ход поршневой части, см | 12 |
Международный экологический стандарт | Евро-2 |
Модель коробки передач | MFZ-430 |
Количество передних передач | 3 |
Количество передач заднего хода | 2 |
Диаметр тормозного барабана, м | 0,4 |
Сцепление | Фрикционное, сухое, дисковое |
Снаряженная масса, кг | 10400 |
Колея по задним колесам, м | 1,8 |
Колея переднего типа, м | 2,05 |
Степень сжатия | 16,5 |
Модель мотора | 740.30-260 |
Габариты, м | Длина — 8,5 м Ширина — 2,5 м Высота — 3,4 м |
Масса, кг | 20900 |
Год выпуска | 2011 |
Технические характеристики манипулятора
Технические показатели манипулятора на базе КамАЗ 10 т:
Уровень грузоподъемности, т | 10 |
Вылет рабочего органа, см | До 1800 |
Башня, см | 1300 |
Длина стрелы, см | 1000 |
Грузовысотные характеристики техники | Наименьшая скорость подъема и опускания — 7,3 и 7 м/мин |
Обороты | 10 |
Скорость движения, км/ч | 1 |
Клиренс, м | 4,4 |
Габариты ходовой части, м | 5,4*4,2 |
Ширина трака, м | 0,7 |
Уклон | 15° |
Модель мотора | Д-108 |
Мощность мотора | 108 л. с. |
Мощность лебедки грузового типа, кВт | 30+3,5 |
Давление на почву, кгс/см² | 0,62 |
Вес, т | 7 |
Размеры, м | Длина — 7 Высота — 2,7 |
Такое оборудование оснащено мощным гидравлическим подъемником. У него высокие показатели вылета рабочей стрелы. Благодаря этому данную технику можно одновременно эксплуатировать как транспортное средство и как устройство для монтажа.
Существует 2 модификации манипулятора:
- Крюкового типа. Здесь грузовой крюк крепится к концу рабочей стрелы, расположенной на кране.
- Тросового типа. Здесь устройство захвата крепится при помощи подвески тросового типа.
Манипуляторы не различаются по техническим параметрам, разница заключается только в способе захвата груза.
Привод кранового оборудования осуществляется от основного мотора через коробку отбора мощности.
Дополнительно здесь установлены выдвижные опоры с гидравлическим приводом, который помогает повысить уровень устойчивости базового шасси при работе кранового манипулятора.
Особенности эксплуатации
К особенностям и преимуществам работы на тягаче с КМУ можно отнести следующие факторы:
- Когда стрела выдвинута, нужно увеличить длину троса с крюком.
- Перед подъемом груза оператор манипулятора должен убедиться в устойчивости всей конструкции.
- Во время поворота колонны грузоподъемного устройства запрещено включать высокие скорости. В противном случае увеличатся нагрузки динамического типа и рабочий радиус.
- Запрещено находиться между стрелой манипулятора и платформой грузовика.
- Если температура масляной жидкости гидравлической системы превышает +80°С, стоит немедленно прекратить работу с КМУ. Если этого не сделать, может произойти сбой в работе магистрали и уплотнений.
- Высокий уровень проходимости базового шасси автомобиля дает возможность использовать крановую установку при любых дорожных условиях.
- Надежность и устойчивость колесной базы КамАЗа и его грузовой платформы дает возможность установить на нее мощное крановое оборудование, что помогает экономить денежные средства, т. е. не нужно отдельно приобретать подъемный кран.
- Если скорость ветра превышает 10 м/с или началась гроза, нужно сразу прекратить работу на КМУ.
- Температурный режим работы: -25…+40°С.
- Запрещено поднимать груз, вес которого неизвестен.
Установка манипулятора на КамАЗ
Порядок действий при установке манипулятора на самосвал:
- Установить транспортное средство на специальную платформу или стенд.
- Снять аккумуляторную батарею, бак для топлива и ресиверы.
- Оборудование будет устанавливаться между рамой транспорта и КМУ, поэтому необходимо заранее изготовить надрамник. Данная конструкция представляет собой металлические балки с двумя параллельными швеллерами и перемычками. Длина должна быть не менее 90 см.
- Подобрать коробку отбора мощности, гидравлический насос. Деталь должна соответствовать установленной на КамАЗе коробке передач. Установить выбранные механизмы на автомобиль.
- Прикрепить надрамник на шасси КамАЗа.
- Установить боковые листы усиливающего типа. Они будут связывать надрамник и раму транспортного средства.
- Вставить в раму распорку.
- Вдоль надрамника сделать 2-4 упора, которые будут связывать его с рамой.
- Установить КМУ и закрепить его шпильками.
- Подключить рукава высокого давления.
- Подключить манипулятор к электрооборудованию и всем пневматическим системам КамАЗа.
- Укоротить платформу так, чтобы свес за рамой грузовика не превышал 1 м.
- Установить платформу на надрамник и закрепить ее.
- Проверить работу габаритных огней.
- Установить светоотражающие полосы по периметру платформы.
Отзывы и сколько стоит манипулятор
Цена покупки и аренды данной техники:
- покупка новой модели — от 2,5 млн рублей;
- покупка б/у техники — от 1,4 млн рублей;
- аренда — от 7 тыс. рублей за смену.
Петр, 30 лет, Астрахань: «В 2016 году приобретал себе КамАЗ с прицепом. Через год решил установить манипулятор, чтобы расширить спектр выполняемых работ. Из преимуществ работы на таком оборудовании могу отметить простоту использования. Были проблемы с установкой КМУ, поэтому рекомендую сразу обратиться к специалистам, а не устанавливать манипулятор самостоятельно».
Егор, 45 лет, Владивосток: «Установил манипулятор 3 года назад. Стрелу сам растянул до 23 м, т. к. меньше не было смысла работать. Отключенную секцию вытаскивал сам на 3 м, а в просверленное отверстие вставлял монтажное устройство, конец прикручивал на самодельный гусек, сделанный из металлического уголка 5 м».
Василий, 39 лет, Воронеж: «Сразу покупал модель КамАЗа, оснащенную манипулятором. Приобретал в 2014 году за 2,3 млн рублей. Техника работает исправно, не рекомендую поднимать грузы, масса которых выше номинальной грузоподъемности, иначе оборудование быстро выйдет из строя».
Виталий, 51 год, Мурманск: «Недавно на предприятие приобрели модель 43118 с манипулятором. Это хорошая техника, но есть свои недотатки. Например, агрегат плохо переносит морозы. Поэтому рекомендую опустошать ресиверы, иначе система может просто замерзнуть. Также немного скрипит стрела, поэтому нужно раз в полгода смазывать все детали стрелового оборудования».
Тимофей, 44 года, Рязань: «Работал на КамАЗе-65117, недавно решил установить манипулятор, чтобы сдавать в аренду. Установку КМУ доверил специалистам. Все работает исправно, если следить за весом поднимаемого груза и не превышать допустимую норму».
Устанавливали ли Вы манипулятор на КамАЗ? Делали ли некоторые доработки при установке?