fbpx

Особенности эксплуатации и перевозки кранов ДЭК-251 и других дизель-электрических агрегатов

Краны ДЭК — грузоподъемные механизмы, способные поднимать большие грузы. Могут работать на слабых грунтах, неподготовленных площадках. Медлительны, потому перевозит ДЭК-251 специальный транспорт.

Стреловой самоходный кран

Описание и назначение

Краны под маркой ДЭК на гусеничном ходу производит механический завод в Челябинске. Их история начинается с 1956 года, когда был выпущен первый кран ДЭК-20, способный оперировать грузами весом 20 т. С тех пор с заводских площадок сошло более 12 тыс. машин, ставших визитной карточкой ЧМЗ.

Качество и надежность агрегатов с маркой ДЭК не уступают импортным образцам, а по некоторым характеристикам, оснащению превосходят их.

Благодаря постоянному совершенствованию, конкурентной цене они популярны у потребителей, используются почти в 50 странах мира.

Сегодня в линейке гусеничных кранов машины нового поколения:

  • с индексом 251, поднимающие грузы до 25 т;
  • агрегаты с индексами 323, 321, 361, 631, 401, которым по силам справиться с 32-63-тонными конструкциями;
  • ДЭК-1001, для которого предельный рабочий груз — 100 т.

В преимуществах кранов ДЭК:

  • возможность:
    • перемещаться с максимальными грузами на крюке;
    • эффективно работать при температурах -40…+60°С;
    • использования для высокоточных работ;
  • многофункциональность, что обеспечивается сменой оборудования;
  • низкие затраты на технологический процесс, обслуживание и эксплуатацию;
  • быстрая подготовка к работе.

Кран гусеничный

Сферы применения гусеничных кранов:

  • погрузка/разгрузка конструкций, материалов;
  • забивка свай;
  • закладка фундаментов домов, административных зданий, промышленных сооружений при возведении;
  • строительство мостов, железных и автодорог, путепроводов;
  • монтаж и демонтаж крупных элементов, промоборудования;
  • погрузка металлолома;
  • земляные работы;
  • работа в портах на разгрузке/погрузке.

Технические характеристики

Машины — дизель-электрические, что и определило их название. Снабжены электроприводом стрелоподъемной лебедки и дизель-генератором, вырабатывающим электроэнергию. Последний используется как источник электричества для внешних устройств.

Питание электромоторов в крановых агрегатах возможно по 2 схемам, что позволяет добиться топливной экономичности агрегатов от:

  • дизель-генератора, расположенного на платформе;
  • внешних сетей, имеющих напряжение 380 В.

У машин гусеничный ход, что позволяет их использовать в сложных условиях. Ширина между гусеницами у машин ДЭК регулируется.

Последние модели выпускаются с фирменной стрелой мембранного типа, обладающей повышенными прочностными характеристиками при кручении и изгибе. Она улучшенной эффективной массы во всех направлениях, позволяет выдерживать грузовые моменты до 550 тм.

Стрела крана

У выпускаемых Челябинским механическим заводов гусеничных кранов ДЭК технические характеристики разные. Машины:

  • с грузоподъемностью — 25-100 т;
  • с длиной:
    • стрелы — 32-70 м;
    • гуська — 5-10 м;
  • с высотой подъема — 36-87,7 м;
  • с вылетом стрелы — 4,7-27,2 м;
  • со скоростью передвижения — 0,4-1 км/ч;
  • с габаритами — 6,97-9,92 х 3,20-4,76 х 3,35-4,30 м;
  • с грузовым моментом — 118,5-550 тм;
  • с весом машины со стрелой — 36-125 т;
  • с радиусом зоны работы — 4,44-5,00 м.

Выпускаются машины:

  • с повышенной устойчивостью;
  • с высокой проходимостью;
  • с возможностью:
    • работать на неподготовленной площадке;
    • перемещаться, имея груз на стреле;
    • выполнять разворот с любым радиусом;
    • удлинять вставками стрелу;
  • эффективно работают при морозах до -40°С, жаре (до +60°С);
  • с плавно регулируемым электроприводом;
  • могут монтироваться без привлечения дополнительной техники;
  • с аутригерами, облегчающими перевод агрегата в положение для транспортировки.

Модель 251

Краны безопасны в работе. На них устанавливается микропроцессорный ограничитель грузоподъемности марки ОГМ-240 или ОНК-140. Система безопасности:

  • защищает агрегат от перегрузок;
  • регистрирует нагрузки на кран;
  • осуществляет координатную защиту;
  • защищает машину при работе в зоне ЛЭП;
  • предохраняет от опрокидывания;
  • блокирует механизмы при критических грузовых моментах;
  • сигнализирует об опасных ситуациях.

У кранов марки ДЭК многофункциональная кабина. Она имеет внутри:

  • тепло- и звукоизоляцию, уменьшающую шум и вибрационное воздействие на оператора;
  • электрообогреватель и кондиционер, создающие комфортную температуру в салоне при любых погодных условиях;
  • рычаги управления, кнопки, информационные дисплеи, переключатели, обеспечивающие управление процессом, контроль подвижных узлов и частей, автоматическое устранение возникающих неполадок.

ДЭК-25

Это 2 модель кранов дизель-электрического типа с многомоторным приводом, выпущенная Челябинским мехзаводом в 1964 году. В ее основе — конструкция предшественника ДЭК-20. При усовершенствовании вместо железнодорожной платформы машина получила гусеничный движитель.

Дизель-электрический кран

Кран ДЭК-25:

  • обрел автономность и стал более маневренным;
  • получил:
    • стрелу из 2 секций длиной 14 м, способную удлиняться вставками до 32,75 и еще на 5 м гуськом;
    • новую генераторную установку в составе дизеля Д-108 (108 л. с.) и электрогенератора ЕСС5-92-6М101;
    • возможность оперировать грузами весом до 25 т;
    • датчик усилия, который размещен в стреловом полиспасте.

У машины:

  • 1-рядное опорно-поворотное устройство роликового типа;
  • муфта, установленная на поворотный механизм и контролирующая предельный момент;
  • 2 грузоподъемные и стреловая лебедка;
  • независимый привод гусеничных тележек;
  • механизм передвижения и поворота;
  • дорожный просвет — 50 см;
  • возможность подъема груза на высоту 13,5 м;
  • габариты — 4,94 х 4,36 х 4,30 м.

В дальнейшем модель модифицировалась до ДЭК-25Г и ГА.

ДЭК-50

Агрегат ДЭК-50 с индивидуальным электроприводом механизмов. Место расположения — ходовое устройство, имеющее многокатковые гусеничные тележки с 3 поддерживающими катками. Поворотное устройство роликового типа. В механизме передвижения 4-ступенчатые редукторы (2 штуки), передающие движение гусеницам от электродвигателей.

Кран на 50 тонн

Машина:

  • может поднимать груз массой до 50 т;
  • имеет дизель-генератор ДГ-750-3, состоящий из дизеля К-661 и генератора 3-фазного тока;
  • содержит ограничители перегруза стрелы, подъема груза;
  • с 15-метровой стрелой, наибольшая высота подъема которой — 13,3, вылет — 6-14 м;

Скорость передвижения агрегата с грузом — 0,4 км/ч. Имеет дорожный просвет 42,5 см, габариты — 6,0 х 5,0 х 5,3 м, вес 90,8 т.

ДЭК-161

ДЭК-161 — гусеничный кран, который способен поднимать грузы, вес которых не превышает 16 т. Имеет решетчатую 2-секционную 14-метровую стрелу, вес — 31 т и габариты — 5,06 х 4,40 х 4,15 м. Все механизмы снабжены электроприводами, которые питаются от внешней сети. Своего дизель-генератора машина не имеет.

ДЭК-161

Кран может работать с крюком и 2-челюстным грейфером. Управляется из кабины, в которой находится соответствующая панель, контрольная и защитная аппаратура. Комфорт зимой поддерживается электропечью.

ДЭК-250

ДЭК-250 на гусеничном движителе используется при возведении разных сооружений, перегрузке топлива. Грузоподъемность — 25 т. Имеет складывающийся портал, благодаря которому уменьшается высота габарита, что, вместе с возможным изменением ширины между гусеницами, позволяет перевозить машину по автодорогам без получения разрешительных документов.

Кран на 25 тонн

У механизмов крана гидравлический привод. В нем — 2-насосная схема, позволяющая выполнять одновременно несколько крановых операций. Стрела 14-метровая, удлиняется до 32,75 м за счет вставок размером 8,75, 5 и 2,5 м. На стрелу можно устанавливать 5 или 10-метровый гусек.

ДЭК-251

Гусеничный кран ДЭК-251 в числе востребованных и распространенных из выпускаемых компанией. Его популярность объясняется:

  • прочной и надежной конструкцией из технических решений, проверенных временем;
  • высокой ремонтопригодностью;
  • сбалансированными параметрами.

Популярная модель ДЭК

Машина способна поднимать грузы весом до 25 т, выдерживая грузовой момент 118,7 тм. Может поднять груз (с гуськом) на высоту 36,0 м, делая это со скоростью 20/04 м/мин (подъем/опускание). Технические характеристики:

  • габариты — 6,97 х 4,76 х 4,30 м;
  • длина стрелы — 14 м, которая:
    • вставками и гуськом удлиняется до 32 м;
    • с вылетом 4,7-27,2 м;
  • мощность дизель-генератора — 60 кВт;
  • максимальный радиус рабочей зоны — 4,44 м.

Вставки, которыми удлиняется стрела, — 8,7 и 5,0-метровой длины. Присоединение их осуществляется безрезьбовыми пальцевыми креплениями. Гусек длиной 5 м. В комплекте крана — дополнительный крюк пониженной (5 т) грузоподъемности.

Работает установка:

  • от электрогенератора, связанного с 60-киловаттным дизелем, размещенным на платформе;
  • от существующей электросети (380 В, 50 Гц), к которой подключается на площадке.

ДЭК-321

ДЭК-321 — классический дизель-электрический кран с габаритами 8,0 х 4,7 х 4,3 м, возможностью поднимать 32 т груза. Устроен по башенно-стреловой схеме, оснащен современными системами защиты и управления. Перевозится в частично разобранном виде. В отличиях — более удобная, чем у предшественников, кабина, которая снабжена большей площадью остекленения. Машина выпускается для работы при сильных морозах, для чего имеет предпусковой прогрев дизеля.

Башенно-стреловый кран

ДЭК-361

Кран 36-тонный, первый в серии машин, в устройство которых добавлена гидросистема открытого типа. Она 2-насосная, что позволяет выполнять одновременно несколько крановых операций. В результате агрегат плавней передвигается и выполняет работу, исключены рывки в момент переключения передач.

ДЭК с гидросистемой открытого типа

Конструкция агрегата ДЭК-361 позволяет перевозить его без разборки, что сокращает время на подготовку к перемещению и сборку на новом месте. Кабина машины:

  • имеет обогреватель и шумоизоляцию;
  • снабжена креслом оператора с 2 консолями, несущими элементы управления теристорного типа.

ДЭК-401

Агрегат способен поднимать грузы весом до 40 т. Машина дизель-электрическая, с многомоторным приводом, 2-насосной гидросистемой. В ее устройстве реализован ряд фирменных патентов, позволяющих:

  • повысить точность выполнения операций, их плавность;
  • улучшить уровень безопасности;
  • поднять производительность;
  • добиться увеличенных грузовых параметров;
  • подготовить машину к выполнению операций без привлечения сторонней техники.

Дизель-электрическая машина

В отличиях гусеничного крана ДЭК-401 :

  • модульная конструкция;
  • более мощный (90 кВт) дизель-генератор.

ДЭК-501

ДЭК-501 — агрегат, выпущенный в 2015 году. В его особенностях — новая стрела, для изготовления которой используется высокопрочная сталь. Последнее позволило увеличить грузовые показатели машины. Она может поднимать 50-тонные грузы.

ДЭК с прочной стрелой

Машина:

  • имеет ходовую часть, выдерживающую увеличенные нагрузки;
  • управление, построенное на частотном регулировании;
  • может перемещать по вертикали грузы с удвоенной скоростью;
  • подготавливается к работе за 1 минуту.

ДЭК-631

Машина дизель-электрическая, с 18-метровой стрелой, удлиняемой вставками размером 12 и 6 м. Возможно оснащение башенно-стреловым типом оборудования с использованием подвижных гуськов размером 37, 24, 29, 15 и 25 м. Используется гусеничный кран ДЭК-631 при монтаже элементов, масса которых достигает 63 т. Выпускается адаптированным для поставок в тропические страны.

Модель для высоких температур

Машина укомплектована:

  • дизелем ЯМЗ-236 или Д-440, Д-160;
  • дизель-генераторной установкой ЕСС-5-93-4 или БГ-100, БГ-60;
  • предпусковым прогревом мотора;
  • кабиной с шумо- и теплоизоляцией на основе изотона, обширным обзором, кондиционером;
  • системой контроля и защиты, звуковой сигнализацией, ограничителями высоты, предельного груза.

ДЭК-801

Модель ДЭК-801 имеет усиленную конструкцию, что позволило достичь грузоподъемности 80 т и возможности перемещаться с 50-тонным грузом. Имеет отличия в устройстве кабины, которую, для уменьшения габарита при перевозке, поворачивают вперед.

ДЭК с усиленной конструкцией

У агрегата:

  • основная стрела — 18-метровая, максимальная ее длина после добавления вставок — 42 м;
  • жесткий гусек размером 36, 30, 24 и 18 м;
  • силовой дизельный агрегат — TBD226B-6D;
  • генератор — Stamford UC;
  • грузовой момент — 336 тм.

Грузовысотные характеристики

Разные у моделей. Зависят от способа работы машины (стреловой, башенно-стреловой), характеристик стрелы, наличия гуська. Наиболее востребованный из кранов с индексом 251 имеет максимальную грузоподъемность:

  • при высоте крюка 32,7 м — 0,9-3,8 т;
  • 24,0 м — 1-5 т;
  • 22,7 м — 1,2-5 т;
  • 19,0 м — 1,5-5 т;
  • 14,0 м — 1,8-5 т.

Особенности устройства и эксплуатации

Краны — дизель-электрические. У них многомоторный привод, работающий от электротока напряжением 380 В. Электропитание обеспечивается собственным дизель-генератором или внешней сетью. Агрегат снабжается стрелой или башенно-стреловым оборудованием.

Агрегат укомплектован лебедками:

  • стреловой;
  • обеспечивающими основной подъем;
  • для вспомогательного подъема.

Конструкция крановой установки содержит механизмы, обеспечивающие поворот и передвижение. Первый, у последних моделей, гидравлический, работающий от 2 насосов. Второй, через независимый привод в виде отдельных электромоторов, приводит в движение гусеницы.

Основные особенности эксплуатации кранов:

  • возможность:
    • автономной работы;
    • смены длины стрелы вставками и удлинение ее гуськом;
    • передвигаться с грузом на крюке;
  • нет необходимости в предварительной подготовке рабочей площадки, в ее больших размерах;
  • низкое опорное давление через гусеницы, что позволяет использовать агрегаты на слабых грунтах;
  • высокая ремонтопригодность механизмов.

Дополнительное оборудование

Все краны Челябинского машзавода, что является особенностью характеристики ДЭК, помимо грузоподъемного, могут комплектоваться и работать с другим навесным оборудованием. Это:

  • 2-челюстный грейфер для разгрузки/погрузки сыпучих материалов, разработки песка;
  • электромагнит, позволяющий работать с металлоломом;
  • копровая установка с молотом, используемая для забивки свай;
  • бур, применяемый для устройства отверстий в грунте для установки опор.

Электрическая схема

Электрооборудование машин ДЭК питается от дизель-генератора, размещенного на поворотной платформе. Минимальная мощность — 60 кВт. Возможна запитка от внешней сети. Ток — 3-фазный. Напряжение:

  • рабочее, на исполнительные механизмы — 380 В;
  • в цепях управления — 220 В;
  • в цепях системы безопасности, сигнализации — 12 В.

Электросхема ДЭК

Дизель-генератор состоит из:

  • дизеля;
  • генератора 3-фазного тока синхронного типа с кремниевыми выпрямителями и стабилизирующим устройством.

Привод механизмов осуществляется электродвигателями переменного тока. Управление происходит кнопками через силовые контролеры, которые размещены в кабине. Электрические цепи на поворотной части соединены через кольцевой токоприемник.

Управление электродвигателями выполняется индивидуально или синхронно. В современных моделях это делается джойстиками.

Перевозка

Транспортировка машин ДЭК на малые расстояния может выполняться своим ходом. На большие — на автомобильных тралах, железнодорожных платформах, подкатных тележках. Машина, в зависимости от габаритов и грузоподъемности, перемещается без или с частичной разборкой.

Погрузка крана в автотранспорт, на железнодорожные платформы выполняется своим ходом. Части больших агрегатов устанавливаются с помощью грузоподъемной техники.

Цена и отзывы

Стоимость машин ДЭК:

  • новых — 1,8-16,0 млн. рублей;
  • б/у — 0,7-5,0 млн. руб.

Агрегаты предлагаются в прокат. Цена аренды — от 1 тыс. рублей/ч.

Транспортировка крана

Иван, 55 лет, Воронеж

Стаж работы на кранах больше 30 лет. Работал на разных машинах, сейчас — на ДЭК. Агрегат не хуже импортных. Главное — послушный, легко ремонтируется.

Сергей, 37 лет, Алтай

Работаю на монтаже конструкций на агрегате ДЭК. Машина не новая, но много хлопот не доставляет. Запчасти для нее не проблема.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации