Краны ДЭК — грузоподъемные механизмы, способные поднимать большие грузы. Могут работать на слабых грунтах, неподготовленных площадках. Медлительны, потому перевозит ДЭК-251 специальный транспорт.
Описание и назначение
Краны под маркой ДЭК на гусеничном ходу производит механический завод в Челябинске. Их история начинается с 1956 года, когда был выпущен первый кран ДЭК-20, способный оперировать грузами весом 20 т. С тех пор с заводских площадок сошло более 12 тыс. машин, ставших визитной карточкой ЧМЗ.
Качество и надежность агрегатов с маркой ДЭК не уступают импортным образцам, а по некоторым характеристикам, оснащению превосходят их.
Благодаря постоянному совершенствованию, конкурентной цене они популярны у потребителей, используются почти в 50 странах мира.
Сегодня в линейке гусеничных кранов машины нового поколения:
- с индексом 251, поднимающие грузы до 25 т;
- агрегаты с индексами 323, 321, 361, 631, 401, которым по силам справиться с 32-63-тонными конструкциями;
- ДЭК-1001, для которого предельный рабочий груз — 100 т.
В преимуществах кранов ДЭК:
- возможность:
- перемещаться с максимальными грузами на крюке;
- эффективно работать при температурах -40…+60°С;
- использования для высокоточных работ;
- многофункциональность, что обеспечивается сменой оборудования;
- низкие затраты на технологический процесс, обслуживание и эксплуатацию;
- быстрая подготовка к работе.
Сферы применения гусеничных кранов:
- погрузка/разгрузка конструкций, материалов;
- забивка свай;
- закладка фундаментов домов, административных зданий, промышленных сооружений при возведении;
- строительство мостов, железных и автодорог, путепроводов;
- монтаж и демонтаж крупных элементов, промоборудования;
- погрузка металлолома;
- земляные работы;
- работа в портах на разгрузке/погрузке.
Технические характеристики
Машины — дизель-электрические, что и определило их название. Снабжены электроприводом стрелоподъемной лебедки и дизель-генератором, вырабатывающим электроэнергию. Последний используется как источник электричества для внешних устройств.
Питание электромоторов в крановых агрегатах возможно по 2 схемам, что позволяет добиться топливной экономичности агрегатов от:
- дизель-генератора, расположенного на платформе;
- внешних сетей, имеющих напряжение 380 В.
У машин гусеничный ход, что позволяет их использовать в сложных условиях. Ширина между гусеницами у машин ДЭК регулируется.
Последние модели выпускаются с фирменной стрелой мембранного типа, обладающей повышенными прочностными характеристиками при кручении и изгибе. Она улучшенной эффективной массы во всех направлениях, позволяет выдерживать грузовые моменты до 550 тм.
У выпускаемых Челябинским механическим заводов гусеничных кранов ДЭК технические характеристики разные. Машины:
- с грузоподъемностью — 25-100 т;
- с длиной:
- стрелы — 32-70 м;
- гуська — 5-10 м;
- с высотой подъема — 36-87,7 м;
- с вылетом стрелы — 4,7-27,2 м;
- со скоростью передвижения — 0,4-1 км/ч;
- с габаритами — 6,97-9,92 х 3,20-4,76 х 3,35-4,30 м;
- с грузовым моментом — 118,5-550 тм;
- с весом машины со стрелой — 36-125 т;
- с радиусом зоны работы — 4,44-5,00 м.
Выпускаются машины:
- с повышенной устойчивостью;
- с высокой проходимостью;
- с возможностью:
- работать на неподготовленной площадке;
- перемещаться, имея груз на стреле;
- выполнять разворот с любым радиусом;
- удлинять вставками стрелу;
- эффективно работают при морозах до -40°С, жаре (до +60°С);
- с плавно регулируемым электроприводом;
- могут монтироваться без привлечения дополнительной техники;
- с аутригерами, облегчающими перевод агрегата в положение для транспортировки.
Краны безопасны в работе. На них устанавливается микропроцессорный ограничитель грузоподъемности марки ОГМ-240 или ОНК-140. Система безопасности:
- защищает агрегат от перегрузок;
- регистрирует нагрузки на кран;
- осуществляет координатную защиту;
- защищает машину при работе в зоне ЛЭП;
- предохраняет от опрокидывания;
- блокирует механизмы при критических грузовых моментах;
- сигнализирует об опасных ситуациях.
У кранов марки ДЭК многофункциональная кабина. Она имеет внутри:
- тепло- и звукоизоляцию, уменьшающую шум и вибрационное воздействие на оператора;
- электрообогреватель и кондиционер, создающие комфортную температуру в салоне при любых погодных условиях;
- рычаги управления, кнопки, информационные дисплеи, переключатели, обеспечивающие управление процессом, контроль подвижных узлов и частей, автоматическое устранение возникающих неполадок.
ДЭК-25
Это 2 модель кранов дизель-электрического типа с многомоторным приводом, выпущенная Челябинским мехзаводом в 1964 году. В ее основе — конструкция предшественника ДЭК-20. При усовершенствовании вместо железнодорожной платформы машина получила гусеничный движитель.
Кран ДЭК-25:
- обрел автономность и стал более маневренным;
- получил:
- стрелу из 2 секций длиной 14 м, способную удлиняться вставками до 32,75 и еще на 5 м гуськом;
- новую генераторную установку в составе дизеля Д-108 (108 л. с.) и электрогенератора ЕСС5-92-6М101;
- возможность оперировать грузами весом до 25 т;
- датчик усилия, который размещен в стреловом полиспасте.
У машины:
- 1-рядное опорно-поворотное устройство роликового типа;
- муфта, установленная на поворотный механизм и контролирующая предельный момент;
- 2 грузоподъемные и стреловая лебедка;
- независимый привод гусеничных тележек;
- механизм передвижения и поворота;
- дорожный просвет — 50 см;
- возможность подъема груза на высоту 13,5 м;
- габариты — 4,94 х 4,36 х 4,30 м.
В дальнейшем модель модифицировалась до ДЭК-25Г и ГА.
ДЭК-50
Агрегат ДЭК-50 с индивидуальным электроприводом механизмов. Место расположения — ходовое устройство, имеющее многокатковые гусеничные тележки с 3 поддерживающими катками. Поворотное устройство роликового типа. В механизме передвижения 4-ступенчатые редукторы (2 штуки), передающие движение гусеницам от электродвигателей.
Машина:
- может поднимать груз массой до 50 т;
- имеет дизель-генератор ДГ-750-3, состоящий из дизеля К-661 и генератора 3-фазного тока;
- содержит ограничители перегруза стрелы, подъема груза;
- с 15-метровой стрелой, наибольшая высота подъема которой — 13,3, вылет — 6-14 м;
Скорость передвижения агрегата с грузом — 0,4 км/ч. Имеет дорожный просвет 42,5 см, габариты — 6,0 х 5,0 х 5,3 м, вес 90,8 т.
ДЭК-161
ДЭК-161 — гусеничный кран, который способен поднимать грузы, вес которых не превышает 16 т. Имеет решетчатую 2-секционную 14-метровую стрелу, вес — 31 т и габариты — 5,06 х 4,40 х 4,15 м. Все механизмы снабжены электроприводами, которые питаются от внешней сети. Своего дизель-генератора машина не имеет.
Кран может работать с крюком и 2-челюстным грейфером. Управляется из кабины, в которой находится соответствующая панель, контрольная и защитная аппаратура. Комфорт зимой поддерживается электропечью.
ДЭК-250
ДЭК-250 на гусеничном движителе используется при возведении разных сооружений, перегрузке топлива. Грузоподъемность — 25 т. Имеет складывающийся портал, благодаря которому уменьшается высота габарита, что, вместе с возможным изменением ширины между гусеницами, позволяет перевозить машину по автодорогам без получения разрешительных документов.
У механизмов крана гидравлический привод. В нем — 2-насосная схема, позволяющая выполнять одновременно несколько крановых операций. Стрела 14-метровая, удлиняется до 32,75 м за счет вставок размером 8,75, 5 и 2,5 м. На стрелу можно устанавливать 5 или 10-метровый гусек.
ДЭК-251
Гусеничный кран ДЭК-251 в числе востребованных и распространенных из выпускаемых компанией. Его популярность объясняется:
- прочной и надежной конструкцией из технических решений, проверенных временем;
- высокой ремонтопригодностью;
- сбалансированными параметрами.
Машина способна поднимать грузы весом до 25 т, выдерживая грузовой момент 118,7 тм. Может поднять груз (с гуськом) на высоту 36,0 м, делая это со скоростью 20/04 м/мин (подъем/опускание). Технические характеристики:
- габариты — 6,97 х 4,76 х 4,30 м;
- длина стрелы — 14 м, которая:
- вставками и гуськом удлиняется до 32 м;
- с вылетом 4,7-27,2 м;
- мощность дизель-генератора — 60 кВт;
- максимальный радиус рабочей зоны — 4,44 м.
Вставки, которыми удлиняется стрела, — 8,7 и 5,0-метровой длины. Присоединение их осуществляется безрезьбовыми пальцевыми креплениями. Гусек длиной 5 м. В комплекте крана — дополнительный крюк пониженной (5 т) грузоподъемности.
Работает установка:
- от электрогенератора, связанного с 60-киловаттным дизелем, размещенным на платформе;
- от существующей электросети (380 В, 50 Гц), к которой подключается на площадке.
ДЭК-321
ДЭК-321 — классический дизель-электрический кран с габаритами 8,0 х 4,7 х 4,3 м, возможностью поднимать 32 т груза. Устроен по башенно-стреловой схеме, оснащен современными системами защиты и управления. Перевозится в частично разобранном виде. В отличиях — более удобная, чем у предшественников, кабина, которая снабжена большей площадью остекленения. Машина выпускается для работы при сильных морозах, для чего имеет предпусковой прогрев дизеля.
ДЭК-361
Кран 36-тонный, первый в серии машин, в устройство которых добавлена гидросистема открытого типа. Она 2-насосная, что позволяет выполнять одновременно несколько крановых операций. В результате агрегат плавней передвигается и выполняет работу, исключены рывки в момент переключения передач.
Конструкция агрегата ДЭК-361 позволяет перевозить его без разборки, что сокращает время на подготовку к перемещению и сборку на новом месте. Кабина машины:
- имеет обогреватель и шумоизоляцию;
- снабжена креслом оператора с 2 консолями, несущими элементы управления теристорного типа.
ДЭК-401
Агрегат способен поднимать грузы весом до 40 т. Машина дизель-электрическая, с многомоторным приводом, 2-насосной гидросистемой. В ее устройстве реализован ряд фирменных патентов, позволяющих:
- повысить точность выполнения операций, их плавность;
- улучшить уровень безопасности;
- поднять производительность;
- добиться увеличенных грузовых параметров;
- подготовить машину к выполнению операций без привлечения сторонней техники.
В отличиях гусеничного крана ДЭК-401 :
- модульная конструкция;
- более мощный (90 кВт) дизель-генератор.
ДЭК-501
ДЭК-501 — агрегат, выпущенный в 2015 году. В его особенностях — новая стрела, для изготовления которой используется высокопрочная сталь. Последнее позволило увеличить грузовые показатели машины. Она может поднимать 50-тонные грузы.
Машина:
- имеет ходовую часть, выдерживающую увеличенные нагрузки;
- управление, построенное на частотном регулировании;
- может перемещать по вертикали грузы с удвоенной скоростью;
- подготавливается к работе за 1 минуту.
ДЭК-631
Машина дизель-электрическая, с 18-метровой стрелой, удлиняемой вставками размером 12 и 6 м. Возможно оснащение башенно-стреловым типом оборудования с использованием подвижных гуськов размером 37, 24, 29, 15 и 25 м. Используется гусеничный кран ДЭК-631 при монтаже элементов, масса которых достигает 63 т. Выпускается адаптированным для поставок в тропические страны.
Машина укомплектована:
- дизелем ЯМЗ-236 или Д-440, Д-160;
- дизель-генераторной установкой ЕСС-5-93-4 или БГ-100, БГ-60;
- предпусковым прогревом мотора;
- кабиной с шумо- и теплоизоляцией на основе изотона, обширным обзором, кондиционером;
- системой контроля и защиты, звуковой сигнализацией, ограничителями высоты, предельного груза.
ДЭК-801
Модель ДЭК-801 имеет усиленную конструкцию, что позволило достичь грузоподъемности 80 т и возможности перемещаться с 50-тонным грузом. Имеет отличия в устройстве кабины, которую, для уменьшения габарита при перевозке, поворачивают вперед.
У агрегата:
- основная стрела — 18-метровая, максимальная ее длина после добавления вставок — 42 м;
- жесткий гусек размером 36, 30, 24 и 18 м;
- силовой дизельный агрегат — TBD226B-6D;
- генератор — Stamford UC;
- грузовой момент — 336 тм.
Грузовысотные характеристики
Разные у моделей. Зависят от способа работы машины (стреловой, башенно-стреловой), характеристик стрелы, наличия гуська. Наиболее востребованный из кранов с индексом 251 имеет максимальную грузоподъемность:
- при высоте крюка 32,7 м — 0,9-3,8 т;
- 24,0 м — 1-5 т;
- 22,7 м — 1,2-5 т;
- 19,0 м — 1,5-5 т;
- 14,0 м — 1,8-5 т.
Особенности устройства и эксплуатации
Краны — дизель-электрические. У них многомоторный привод, работающий от электротока напряжением 380 В. Электропитание обеспечивается собственным дизель-генератором или внешней сетью. Агрегат снабжается стрелой или башенно-стреловым оборудованием.
Агрегат укомплектован лебедками:
- стреловой;
- обеспечивающими основной подъем;
- для вспомогательного подъема.
Конструкция крановой установки содержит механизмы, обеспечивающие поворот и передвижение. Первый, у последних моделей, гидравлический, работающий от 2 насосов. Второй, через независимый привод в виде отдельных электромоторов, приводит в движение гусеницы.
Основные особенности эксплуатации кранов:
- возможность:
- автономной работы;
- смены длины стрелы вставками и удлинение ее гуськом;
- передвигаться с грузом на крюке;
- нет необходимости в предварительной подготовке рабочей площадки, в ее больших размерах;
- низкое опорное давление через гусеницы, что позволяет использовать агрегаты на слабых грунтах;
- высокая ремонтопригодность механизмов.
Дополнительное оборудование
Все краны Челябинского машзавода, что является особенностью характеристики ДЭК, помимо грузоподъемного, могут комплектоваться и работать с другим навесным оборудованием. Это:
- 2-челюстный грейфер для разгрузки/погрузки сыпучих материалов, разработки песка;
- электромагнит, позволяющий работать с металлоломом;
- копровая установка с молотом, используемая для забивки свай;
- бур, применяемый для устройства отверстий в грунте для установки опор.
Электрическая схема
Электрооборудование машин ДЭК питается от дизель-генератора, размещенного на поворотной платформе. Минимальная мощность — 60 кВт. Возможна запитка от внешней сети. Ток — 3-фазный. Напряжение:
- рабочее, на исполнительные механизмы — 380 В;
- в цепях управления — 220 В;
- в цепях системы безопасности, сигнализации — 12 В.
Дизель-генератор состоит из:
- дизеля;
- генератора 3-фазного тока синхронного типа с кремниевыми выпрямителями и стабилизирующим устройством.
Привод механизмов осуществляется электродвигателями переменного тока. Управление происходит кнопками через силовые контролеры, которые размещены в кабине. Электрические цепи на поворотной части соединены через кольцевой токоприемник.
Управление электродвигателями выполняется индивидуально или синхронно. В современных моделях это делается джойстиками.
Перевозка
Транспортировка машин ДЭК на малые расстояния может выполняться своим ходом. На большие — на автомобильных тралах, железнодорожных платформах, подкатных тележках. Машина, в зависимости от габаритов и грузоподъемности, перемещается без или с частичной разборкой.
Погрузка крана в автотранспорт, на железнодорожные платформы выполняется своим ходом. Части больших агрегатов устанавливаются с помощью грузоподъемной техники.
Цена и отзывы
Стоимость машин ДЭК:
- новых — 1,8-16,0 млн. рублей;
- б/у — 0,7-5,0 млн. руб.
Агрегаты предлагаются в прокат. Цена аренды — от 1 тыс. рублей/ч.
Иван, 55 лет, Воронеж
Стаж работы на кранах больше 30 лет. Работал на разных машинах, сейчас — на ДЭК. Агрегат не хуже импортных. Главное — послушный, легко ремонтируется.
Сергей, 37 лет, Алтай
Работаю на монтаже конструкций на агрегате ДЭК. Машина не новая, но много хлопот не доставляет. Запчасти для нее не проблема.