Гусеничный кран является самоходным полноповоротным краном стрелового типа. Передвигается на гусеницах. Комплектуется стрелами, имеющими разную конфигурацию и длину.
Описание и назначение
Агрегаты самоходные, на гусеничном ходу. Гусеницы минимизируют давление на землю, что позволяет машинам устойчиво работать на слабых и увлажненных грунтах. В отличиях машин:
- способность:
- поднимать большие грузы (до 300 т), чем их собратья на колесах и передвигаться с ними;
- преодолевать уклоны до 10-20°;
- работать без дополнительных опор;
- высокая маневренность в пределах небольших площадок;
- возможность кругового поворота со скоростью 1-4 об/мин;
- медленное передвижение за счет собственного движителя (скорость до 1 км/ч), что определяет их перемещение на дальние расстояния специальным транспортом (автомобильными тралами, железнодорожными платформами);
- наличие:
- сменных стрел, которые могут достигать в длину нескольких десятков метров;
- противовеса, что обеспечивает большие показатели машин по грузоподъемности.
Особые характеристики определяют сферу использования кранов. Их применяют для погрузки/разгрузки объемных и тяжелых предметов. С помощью машин ведут крупнопанельное строительство, монтируют металлические, железобетонные конструкции, оборудование в т. ч. при возведении энергетических объектов.
Устройство
Основные части агрегата:
- Поворотная, которая аналогична конструкции, используемой в колесных кранах.
- Неповоротная. Состоит из сварной ходовой рамы, имеющей 2 продольные балки, на конечных участках которых размещены бортовые редукторы.
- Механизмы передвижения с раздельным приводом гусеничных тележек. Имеют несколько конструктивных схем исполнения. Кран поворачивается за счет притормаживания одной гусеницы.
- Механизмы подъема с 2-двигательным приводом и дифференциалом. Обладают 4 скоростями.
- Привод. Он разный:
- У кранов с малой грузоподъемностью — механический.
- У агрегатов, поднимающих 16 и более тонн — дизель-генераторный.
- У машин, работающих на переменном токе, есть возможность подключения к внешним сетям.
- Имеются модели с турботрансформатором, отличающиеся лучшими эксплуатационными характеристиками. Но такая схема сложная, потому используется редко.
- У всех вариантов кранов привод движителя индивидуальный.
Виды гусеничных кранов и их характеристики
В зависимости от конструктивных особенностей различают 2 группы кранов:
- Самоходные стреловые, чаще с индивидуальным приводом. Среди них на сегодня самый большой гусеничный кран в мире Fuwa QUY1250 (1250 т). Различают машины с индексами:
- ДЭК, применяемый для дизельных электрических кранов.
- СКГ, используемый для специальных кранов гусеничных. Отличаются возможностью установки трубчатых стрел в комплекте с короткими гуськами или стрел-башен, у которых последние длинные.
- МКГ, обозначающий монтажные краны гусеничные.
- МКГС, применяемый для обозначения монтажных кранов гусеничных стреловых.
- RDK, используемый в обозначении гусеничных кранов Takraf из Германии.
- Краны-экскаваторы. У них механический групповой привод, основное экскаваторное канатное оборудование и второстепенное — крановое. Отличаются грузоподъемностью, не превышающей 50 тонн.
Как и пневмо, гусеничный кран может различаться:
- По виду стрелы. Она может быть прямой, применяются изогнутые и телескопические конструкции.
- По виду привода:
- Одномоторные, с ДВС.
- Многомоторные, комплектуемые разными силовыми агрегатами.
- По грузоподъемности:
- Универсальные, способные работать с грузами массой 5-63 т, имеющие дизельные, электрические или смешанные приводы.
- Самоходные стреловые, с дизельными силовыми агрегатами, с диапазоном грузоподъемности 20-63 т.
- С индивидуальным приводом всех механизмов и подъемным усилием 40-300 т.
- Мини-краны, среди которых кран-паук, выпускаемый ПК «Подъем» в Перми. Он с резиновой гусеничной цепью, 2-скоростным приводом, грузоподъемностью 2,85 т, габаритами 3,1 х 0,85 х 1,95 м.
Технические характеристики гусеничных агрегатов многообразны. Большинство агрегатов выпускается с максимальной грузоподъемностью 16 тонн, которой достаточно для большинства выполняемых ими задач. Среди отечественных дизель-электрических механизмов недавно появился гусеничный кран 100 тонн (ДЭК 100) — самый мощный в линейке.
Наиболее востребованным в ней является модель ДЭК-251, которая в состоянии справиться с весом 25 тонн.
Среди кранов СКГ есть модель 631. Ее стандартная грузоподъемность — 63 т. Если же машина выпускается в специальном исполнении, то сможет подымать 100.
Краны-экскаваторы уже больше 6 десятков лет выпускает компания SENNEBOGEN из Германии. Ее машины отличает прочная конструкция поворотной платформы и круга, ходовой части, решетчатой стрелы. Из востребованных моделей фирмы:
- 624 HD. Агрегат самый маленький по грузоподъемности — 13,5 т, с подъемом крюка до 19 м, мотором мощностью 129 кВт, лебедкой, обладающей тяговым усилием 60 кН.
- 670 HD. У этой модели показатели, соответственно, 70 тонн, 56,9 м, 321 кВт, 200 кН.
- 6130 HD. Данный агрегат легко справляется с весом 120 тонн, предельная его грузоподъемность — 130. Остальные характеристики: 57,9 м, 570/708 кВт, 500х600 кН.
- 6300 HD. Она самая сильная в линейке машин фирмы, способная манипулировать весом 300 т. Крюк у нее поднимается на высоту 80,3 м. Машина с 3 моторами мощностью 570/708/840 кВт, 4 лебедками, работающими попарно с усилиями 700 и 900 кН.
На рынке машин грузоподъемностью 500 и более тонн работает фирма Fuwa Heavy Industry Co из Поднебесной. Ею выпущен гусеничный кран Fuwa QUY1250, способный справляться с грузами до 1250 т. Он оборудован:
- мощным (641 кВт) силовым агрегатом Cummins;
- гидросистемой компании Rexroth;
- стрелой длиной 98 м, выполненной в конфигурации суперлифт, и гуськом — 108 м.
Ремонт
Несмотря на неприхотливость и большой ресурс, эксплуатация гусеничных агрегатов требует регулярного проведения обслуживания, текущего, планового или капитального ремонта. Последний выполняется в сроки, указанные в паспорте машин, и направлен на полное восстановление работы агрегата в условиях завода, ремонтной организации. Текущий ремонт гусеничных кранов проводится чаще, при появлении неисправностей и делается в основном с выездом специалистов на место.
Любой ремонт начинается с диагностики состояния машины, при которой используются специальные средства контроля, измерения. После составляется акт, в котором обосновывается необходимость работ, замены деталей, узлов, отмечается цена ремонта, срок его выполнения. Документ согласовывается с владельцем изделия и является основой для дальнейших действий ремонтной бригады или организации.
Ремонту среднего уровня подвергается:
- Кузов, в котором производится частичная замена облицовочных листов, их покраска.
- Машинное отделение — замена стекол, их резинового уплотнения.
- Стреловое оборудование, которое затем красится.
- Портал, в котором меняют втулки, плавающие и другие элементы, обеспечивающие его функционирование.
- Нижняя рама и верхняя поворотная платформа, ходовые балки. Они осматриваются на предмет обнаружения дефектов, неисправностей.
- Редукторы, которые очищаются, промываются и заполняются маслом.
- Дизель. Проводится ревизия мотора, меняются поршневые кольца, прокладки, масло, заменяется стартер, аккумулятор.
- Опорно-поворотное устройство. После осмотра при обнаружении дефектов оно меняется.
- Редуктор поворота, токоприемник. Чаще проводится их замена.
- Электрические кабели, провода, электрооборудование машинного отделения, кабины. При износе, нарушениях они заменяются новыми.
- Контроллеры, в которых меняются переключатели, измерительные и контрольные приборы.
- Тормозные колодки и муфты, которые при необходимости заменяются новыми.
- Поддерживающие и опорные катки, ведущие и натяжные колеса, гусеничные ленты. Возможна их полная или частичная замена.
- Канаты, которые заменяются новыми.
Чтобы не ремонтировать краны гусеничные самоходные часто, следует регулярно:
- следить за состояние всех узлов, зазорами, прилеганиями деталей;
- выполнять смазку в необходимых местах;
- очищать емкости от пыли, продуктов износа;
- подтягивать гайки и болты, особенно в ходовой части.
Цена и отзывы владельцев
Стоимость:
- мини-кранов — от 100 тыс. рублей;
- машин ДЭК, СКГ, МКГ: новых — 1,8-16 млн рублей, б/у — 0,7-5 млн руб.
Валерий, 37 лет, Витебск
Работаю на ДЭКовском кране еще советского производства. Машина после 2 капитальных ремонтов. Работает надежно — еще послужит долго.
Стас, 55 лет, Мурманск
Работаю на кране с гусеничным движителем 15 лет. Он настолько хорош, что появился в моделях Лего под индексом 42042. Проблемы с поддержанием в рабочем состоянии, ремонтом решаются быстро специализированными организациями.