Конструктивные особенности и области применения самоходных гусеничных кранов

Гусеничный кран является самоходным полноповоротным краном стрелового типа. Передвигается на гусеницах. Комплектуется стрелами, имеющими разную конфигурацию и длину.

Краны на гусеницах

Описание и назначение

Агрегаты самоходные, на гусеничном ходу. Гусеницы минимизируют давление на землю, что позволяет машинам устойчиво работать на слабых и увлажненных грунтах. В отличиях машин:

  • способность:
    • поднимать большие грузы (до 300 т), чем их собратья на колесах и передвигаться с ними;
    • преодолевать уклоны до 10-20°;
    • работать без дополнительных опор;
  • высокая маневренность в пределах небольших площадок;
  • возможность кругового поворота со скоростью 1-4 об/мин;
  • медленное передвижение за счет собственного движителя (скорость до 1 км/ч), что определяет их перемещение на дальние расстояния специальным транспортом (автомобильными тралами, железнодорожными платформами);
  • наличие:
    • сменных стрел, которые могут достигать в длину нескольких десятков метров;
    • противовеса, что обеспечивает большие показатели машин по грузоподъемности.

Самоходные грузоподъемные агрегаты

Особые характеристики определяют сферу использования кранов. Их применяют для погрузки/разгрузки объемных и тяжелых предметов. С помощью машин ведут крупнопанельное строительство, монтируют металлические, железобетонные конструкции, оборудование в т. ч. при возведении энергетических объектов.

Устройство

Основные части агрегата:

  1. Поворотная, которая аналогична конструкции, используемой в колесных кранах.
  2. Неповоротная. Состоит из сварной ходовой рамы, имеющей 2 продольные балки, на конечных участках которых размещены бортовые редукторы.
  3. Механизмы передвижения с раздельным приводом гусеничных тележек. Имеют несколько конструктивных схем исполнения. Кран поворачивается за счет притормаживания одной гусеницы.
  4. Механизмы подъема с 2-двигательным приводом и дифференциалом. Обладают 4 скоростями.
  5. Привод. Он разный:
    • У кранов с малой грузоподъемностью — механический.
    • У агрегатов, поднимающих 16 и более тонн — дизель-генераторный.
    • У машин, работающих на переменном токе, есть возможность подключения к внешним сетям.
    • Имеются модели с турботрансформатором, отличающиеся лучшими эксплуатационными характеристиками. Но такая схема сложная, потому используется редко.
    • У всех вариантов кранов привод движителя индивидуальный.

Устройство крана

Виды гусеничных кранов и их характеристики

В зависимости от конструктивных особенностей различают 2 группы кранов:

  1. Самоходные стреловые, чаще с индивидуальным приводом. Среди них на сегодня самый большой гусеничный кран в мире Fuwa QUY1250 (1250 т). Различают машины с индексами:
    1. ДЭК, применяемый для дизельных электрических кранов.
    2. СКГ, используемый для специальных кранов гусеничных. Отличаются возможностью установки трубчатых стрел в комплекте с короткими гуськами или стрел-башен, у которых последние длинные.
    3. МКГ, обозначающий монтажные краны гусеничные.
    4. МКГС, применяемый для обозначения монтажных кранов гусеничных стреловых.
    5. RDK, используемый в обозначении гусеничных кранов Takraf из Германии.
  2. Краны-экскаваторы. У них механический групповой привод, основное экскаваторное канатное оборудование и второстепенное — крановое. Отличаются грузоподъемностью, не превышающей 50 тонн.

Как и пневмо, гусеничный кран может различаться:

  1. По виду стрелы. Она может быть прямой, применяются изогнутые и телескопические конструкции.
  2. По виду привода:
    1. Одномоторные, с ДВС.
    2. Многомоторные, комплектуемые разными силовыми агрегатами.
  3. По грузоподъемности:
    1. Универсальные, способные работать с грузами массой 5-63 т, имеющие дизельные, электрические или смешанные приводы.
    2. Самоходные стреловые, с дизельными силовыми агрегатами, с диапазоном грузоподъемности 20-63 т.
    3. С индивидуальным приводом всех механизмов и подъемным усилием 40-300 т.
    4. Мини-краны, среди которых кран-паук, выпускаемый ПК «Подъем» в Перми. Он с резиновой гусеничной цепью, 2-скоростным приводом, грузоподъемностью 2,85 т, габаритами 3,1 х 0,85 х 1,95 м.

ДЭК-251 на стройке

Технические характеристики гусеничных агрегатов многообразны. Большинство агрегатов выпускается с максимальной грузоподъемностью 16 тонн, которой достаточно для большинства выполняемых ими задач. Среди отечественных дизель-электрических механизмов недавно появился гусеничный кран 100 тонн (ДЭК 100) — самый мощный в линейке.

Наиболее востребованным в ней является модель ДЭК-251, которая в состоянии справиться с весом 25 тонн.

Среди кранов СКГ есть модель 631. Ее стандартная грузоподъемность — 63 т. Если же машина выпускается в специальном исполнении, то сможет подымать 100.

Краны-экскаваторы уже больше 6 десятков лет выпускает компания SENNEBOGEN из Германии. Ее машины отличает прочная конструкция поворотной платформы и круга, ходовой части, решетчатой стрелы. Из востребованных моделей фирмы:

  1. 624 HD. Агрегат самый маленький по грузоподъемности — 13,5 т, с подъемом крюка до 19 м, мотором мощностью 129 кВт, лебедкой, обладающей тяговым усилием 60 кН.
  2. 670 HD. У этой модели показатели, соответственно, 70 тонн, 56,9 м, 321 кВт, 200 кН.
  3. 6130 HD. Данный агрегат легко справляется с весом 120 тонн, предельная его грузоподъемность — 130. Остальные характеристики: 57,9 м, 570/708 кВт, 500х600 кН.
  4. 6300 HD. Она самая сильная в линейке машин фирмы, способная манипулировать весом 300 т. Крюк у нее поднимается на высоту 80,3 м. Машина с 3 моторами мощностью 570/708/840 кВт, 4 лебедками, работающими попарно с усилиями 700 и 900 кН.

На рынке машин грузоподъемностью 500 и более тонн работает фирма Fuwa Heavy Industry Co из Поднебесной. Ею выпущен гусеничный кран Fuwa QUY1250, способный справляться с грузами до 1250 т. Он оборудован:

  • мощным (641 кВт) силовым агрегатом Cummins;
  • гидросистемой компании Rexroth;
  • стрелой длиной 98 м, выполненной в конфигурации суперлифт, и гуськом — 108 м.

Ремонт

Несмотря на неприхотливость и большой ресурс, эксплуатация гусеничных агрегатов требует регулярного проведения обслуживания, текущего, планового или капитального ремонта. Последний выполняется в сроки, указанные в паспорте машин, и направлен на полное восстановление работы агрегата в условиях завода, ремонтной организации. Текущий ремонт гусеничных кранов проводится чаще, при появлении неисправностей и делается в основном с выездом специалистов на место.

Мастер за ремонтом

Любой ремонт начинается с диагностики состояния машины, при которой используются специальные средства контроля, измерения. После составляется акт, в котором обосновывается необходимость работ, замены деталей, узлов, отмечается цена ремонта, срок его выполнения. Документ согласовывается с владельцем изделия и является основой для дальнейших действий ремонтной бригады или организации.

Ремонту среднего уровня подвергается:

  1. Кузов, в котором производится частичная замена облицовочных листов, их покраска.
  2. Машинное отделение — замена стекол, их резинового уплотнения.
  3. Стреловое оборудование, которое затем красится.
  4. Портал, в котором меняют втулки, плавающие и другие элементы, обеспечивающие его функционирование.
  5. Нижняя рама и верхняя поворотная платформа, ходовые балки. Они осматриваются на предмет обнаружения дефектов, неисправностей.
  6. Редукторы, которые очищаются, промываются и заполняются маслом.
  7. Дизель. Проводится ревизия мотора, меняются поршневые кольца, прокладки, масло, заменяется стартер, аккумулятор.
  8. Опорно-поворотное устройство. После осмотра при обнаружении дефектов оно меняется.
  9. Редуктор поворота, токоприемник. Чаще проводится их замена.
  10. Электрические кабели, провода, электрооборудование машинного отделения, кабины. При износе, нарушениях они заменяются новыми.
  11. Контроллеры, в которых меняются переключатели, измерительные и контрольные приборы.
  12. Тормозные колодки и муфты, которые при необходимости заменяются новыми.
  13. Поддерживающие и опорные катки, ведущие и натяжные колеса, гусеничные ленты. Возможна их полная или частичная замена.
  14. Канаты, которые заменяются новыми.

Чтобы не ремонтировать краны гусеничные самоходные часто, следует регулярно:

  • следить за состояние всех узлов, зазорами, прилеганиями деталей;
  • выполнять смазку в необходимых местах;
  • очищать емкости от пыли, продуктов износа;
  • подтягивать гайки и болты, особенно в ходовой части.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость:

  • мини-кранов — от 100 тыс. рублей;
  • машин ДЭК, СКГ, МКГ: новых — 1,8-16 млн рублей, б/у — 0,7-5 млн руб.

Валерий, 37 лет, Витебск

Работаю на ДЭКовском кране еще советского производства. Машина после 2 капитальных ремонтов. Работает надежно — еще послужит долго.

Стас, 55 лет, Мурманск

Работаю на кране с гусеничным движителем 15 лет. Он настолько хорош, что появился в моделях Лего под индексом 42042. Проблемы с поддержанием в рабочем состоянии, ремонтом решаются быстро специализированными организациями.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock detector