Обзор характеристик и особенностей гусеничного крана РДК-250

Грузоподъемная машина РДК-250 выпускалась предприятием Zemag Zeitz, располагавшимся на территории ГДР. Название машины расшифровывается как Raupen Dreh Krane — кран с поворотной башней на гусеничном шасси. Техника создавалась под специфические климатические условия СССР, а также соответствовала советским стандартам ГОСТ. Выпуск машин продолжался до 1991 года.

Грузоподъемная машина РДК

Технические характеристики РДК-250

Габаритные размеры гусеничного крана:

  • ширина (по границе гусениц) — 3,225 м;
  • минимальная высота при транспортировке — 4,3 м;
  • длина шасси — 4,71 м;
  • зазор между нижней точкой шасси и поверхностью грунта — 0,45 м;
  • ширина поворотной части — 3,15 м;
  • длина рабочей стрелы (в версии крана) — до 35,3 м;
  • длина грейферной стрелы — до 21 м;
  • длина мачты — до 27,5 м.

На момент появления кран РДК-250 по техническим характеристикам не уступал лучшим мировым образцам техники.

Силовая установка

На машинах применялись несколько типов дизельных двигателей:

  • рядный 6-цилиндровый мотор A-01 ME мощностью 100 л.с.;
  • отечественный 4-цилиндровый агрегат Д-440, развивавший 100 л.с.

Мотор A-01 ME

Оба двигателя атмосферные, имеют жидкостное принудительное охлаждение. Для запуска применяются бензиновые 1-цилиндровые пусковые моторы. По заказу на дизели устанавливался автономный подогреватель, обеспечивавший запуск при низкой температуре.

Скорость рабочего движения

Частота вращения платформы зависит от загруженности и составляет:

  • 1,1 об/мин при установке стрелы длиной до 27,5 м, груз на стреле отсутствует;
  • 0,27 об/мин при перемещении груза.

Скорость подъема крюка с грузом не превышает 0,74 м/мин, на холостом ходу — до 16 м/мин. Скорость передвижения по площадке зависит от режима работы машины. При выполнении работ скорость ограничена значением 16,6 м/мин. При передвижении между строительными площадками кран развивает скорость до 19,5 м/мин.

Электрооборудование

Электрическая схема машины включает в себя генератор переменного тока, электродвигатели и коммутирующее оборудование. Генератор установлен на коленчатом валу двигателя через специальную муфту. При частоте вращения 1500 об/мин генератор имеет мощность 75 кВт. Генерируемый ток 3-фазный, с напряжением не более 390 В.

Для питания потребителей может использоваться подключение крана к промышленной электрической сети с напряжением 380 В (частота 50 Гц).

В состав электросхемы входит резервный источник питания, представляющий собой батарею напряжением 12 В. Батарея применяется для запуска пускового бензинового мотора, а также для возбуждения генератора. В кабине оператора установлены нагревательные калориферы, обеспечивающие комфортные условия работы в зимнее время. Мощность устройств составляет 3 кВт.

Ходовая часть

Ходовая часть позаимствована у гусеничного крана РДК-25-1. В основе шасси лежит рама, собранная из продольных и поперечных балок. На продольной балке расположены 5 опорных катков и 3 поддерживающих ролика. Впереди установлен ведущий каток. Натяжение гусеницы выполняется перемещением ленивца, расположенного сзади. Гусеничная лента собрана из 40 звеньев, соединенных стальными цилиндрическими пальцами. При износе ленты допускается уменьшение числа звеньев.

Гусеницы крана

На шасси установлены 2 электрических двигателя, которые вращают ведущие колеса через понижающий редуктор. Ротор двигателя соединен с редуктором карданным валом. Встречаются карданные передачи, позаимствованные от грузовика ЗиЛ-157. В этом случае вал оснащен дополнительной опорой. Редуктор имеет 4 ступени преобразования частоты вращения, на входе в редуктор используется коническая пара. Остальные пары шестерен имеют прямые зубья.

Для обеспечения температурного режима имеются вентиляционные люки, которые требуется открывать перед началом работы. Питание на двигатели подается через контактное токосъемное кольцо. На роторах электродвигателей установлены рабочие тормоза барабанного типа. Привод тормозов электрогидравлический.

Поворотная платформа

Платформа используется для установки силовой установки, механизмов управления стрелой и кабины оператора. Платформа установлена на раме шасси через поворотный погон, оборудованный кольцом, предназначенным для передачи электрического тока. В основе платформы лежит рама, сваренная из стального профиля. Задняя часть платформы имеет усилитель, обеспечивающий установку противовеса. Завод-изготовитель поставлял дополнительные грузы, применявшиеся при установке увеличенной стрелы.

Поворотная платформа

На нижней части платформы выполнена ответная часть, устанавливаемая в погон шасси. На фронтальной части размещена проушина, предназначенная для установки шарнирного узла стрелы. Расположенные на платформе узлы закрыты стальным кожухом, имеющим световые окна. Кабина оператора не имеет прямого сообщения с машинным отделением. Доступ к агрегатам возможен через распашную дверь, выполненную на задней стенке кабины оператора.

Для облегчения обслуживания по периметру задней части платформы установлены откидные площадки. Они облегчают доступ на крышу защитного кожуха платформы. Над крышей установлены укосины, используемые при работе машины. Они при перевозке складываются, снижая габариты машины. На нижней части платформы выполнены крепежные точки, применяемые для фиксации техники при перевозке.

Кабина

Рабочее место оператора расположено в кабине, изготовленной методом сварки из стального листа. Кабина закреплена болтами к основанию поворотной платформы и вращается вместе с ней. На верхних гранях кабины выполнены скосы, позволяющие перевозить кран железнодорожным транспортом без демонтажа кабины. Ранние варианты машины комплектовались съемной кабиной другой формы.

Кабина оператора

Рядом с сидением оператора имеется лобовое и боковое стекло. Дополнительный обзор обеспечивается через люк, выполненный в крыше. Люк закрывается металлической крышкой, возможна установка щитка для отражения солнечного света. Щитки для защиты глаз от солнца установлены на верхней кромке лобового стекла. Люк оборудован защитной решеткой, предохраняющей оператора от травм падающими предметами.

Доступ в кабину выполняется через боковую распашную дверь, оборудованную замком. Вентиляция выполняется через люк в крыше. Имеется отопительная установка, предназначенная для обогрева лобового стекла. Для очистки стекла применяются 2 очистителя. Кабина оснащена дополнительным рабочим местом для помощника оператора.

Технические характеристики модификции

Выпуск машин семейства 250 начался в 1972 году. В процессе производства проходила поэтапная модернизация техники, направленная на повышение безопасности работы и улучшение характеристик надежности и грузоподъемности. Завод выпускал версии машин для рынка СССР и стран СЭВ, которые отличались устанавливаемым оборудованием.

Для стран Восточной Европы поставлялась модель крана РДК-500 на гусеничном ходу, которая обладала грузоподъемностью 50 т. Конструктивно машина не отличалась от версии 400. Узлы соответствовали стандартам стран СЭВ.

Модификация крана РДК-36 производилась после объединения Восточной и Западной Германии. На машине установлена улучшенная кабина с увеличенной площадью остекления. Техника оснащена стрелой длиной 15 м, предназначенной для манипуляций с грузом весом до 36 т. Силовой агрегат оборудован электронными системами, снижающими дымность и токсичность выхлопа.

РДК-250-2

Отличием модели РДК-250-2 стала кабина, получившая увеличенные скосы на верхней части. Скосы позволили обеспечить перевозку крана через тоннели по железной дороге без дополнительных демонтажных работ. Модификация выпускалась с 1980 года. Построенные краны имеют заводские номера в интервале 6010-12049.

Модификация РДК

РДК-250-3

Следующая модель пошла в производство в 1988 году. От предшественника отличалась установкой отечественного дизельного мотора Д-440 производства Алтайского завода. Особенностью машины стала встроенная система предупреждения оператора о близком расположении проводов ЛЭП. Краны выпускались недолго — до 1990 года. Машины получили номера из интервала 12050-13448.

На базе модификации РДК-250-3 были построены 6 кранов 250-4, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур. Кабина машины имела утепление, дизель оснащался автономным жидкостным подогревателем. Кран позиционировался как пригодный для работ при температурах -60°С.

РДК-400

Кран РДК-400 производился по заказу СССР и оснащался рядом узлов отечественного производства. Применение дизельного двигателя АМЗ позволило упростить ремонт техники. Кран позволяет перемещать грузы массой до 40 т.

Грузоподьемный кран

Из-за возросшего веса крана ходовая часть оснащена гусеницами с увеличенной шириной звена. Увеличенная площадь опоры позволила сохранить низкое удельное давление на грунт. Кроме того, модернизированная ходовая часть улучшила устойчивость крана при работе. Внешне кран легко отличить по отсутствию корпусов электродвигателей привода гусениц.

РДК-160

Гусеничный РДК-160 имеет грузоподъемность от 16 до 22 т. От машин, предназначенных для Восточной Европы, кран отличается возможностью эксплуатации при температуре до -40°С. На машинах применялось несколько разновидностей стрелы, отличавшихся длиной рабочей части. Вылет стрелы варьируется в пределах 10-30 м. На конце стрелы может устанавливаться удлинитель длиной 2 или 6 м.

Особенности эксплуатации

Кран РДК допускает эксплуатацию при соблюдении условий:

  • температура воздуха должна быть -40°С…+40°С;
  • допустимая скорость ветра — не более 15 м/сек.

При усилении ветра до скорости 20 м/сек работа техники прекращается, рабочие органы опускаются до нижней точки.

Транспортировка

Поскольку техника обладает низкой скоростью передвижения, то ее доставляют до места выполнения работ на трейлере или по железной дороге. Доставка кранов специальным транспортом снижает износ гусеничных лент. Доставка по железной дороге выполняется со снятием стрелы. Шасси и поворотный узел аккуратно размещаются на железнодорожной платформе. Кран РДК допустимо доставлять водным путем в собранном или разобранном виде.

При транспортировке крана по дорогам с твердым покрытием техника разбирается частично. Целью разборки является приведение габаритов груза до параметров, удовлетворяющих правилам перевозки. При башенно-стреловом исполнении выполняется демонтаж выступающих деталей и узлов. Оборудование укладывается внутрь друг друга и закрепляется на трейлере. Поворотная и опорная части в разборке не нуждаются. Владельцу техники следует помнить, что перевозка машин РДК должна быть согласована с органами ГИБДД.

Цена и отзывы

Стоимость машин семейства 250 начинается от 0,6 млн рублей. Техника в хорошем состоянии оценивается в 1,2 млн рублей и выше. Аренда крана обходится в 1-2 тыс рублей в час.

Кирилл, Тульская область

На стройке работает машина РДК, подключенная к электрической сети. Техника имеет большую грузоподъемность, гусеничное шасси позволяет работать без подготовки площадки.

Строительный кран

Дмитрий, Тверь

Для разгрузки вагонов применяется РДК. Машина мощная, грузоподъемность и скорость работы достаточные. Имеются сложности с запасными частями технической документацией.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации