Конструктивные особенности и классификация стреловых кранов

Стреловой кран является самым распространенным грузоподъемным механизмом. Отличается расположением грузоподъемного механизма на блоках в конце стрелы или на тележке, которая перемещается по ней. Бывает стационарным и подвижным.

Кран башенный

Конструкция

Конструкция строительного стрелового разборного крана включает:

  • ходовой механизм;
  • неповоротную раму, связанную с ходовым механизмом;
  • поворотную платформу, несущую подъемное оборудование, крановые механизмы, кабину оператора;
  • механизм поворота, являющийся промежуточным узлом между неповоротной рамой и поворотной частью машины.

Стреловое оборудование используется 2 типов. Стрелы применяются:

  • решетчатые;
  • телескопические.

Подъемные элементы 1 типа могут быть:

  • прямыми;
  • непрямолинейными — подвешенными на участке перегиба на полиспасте;
  • наращиваемыми — включающими соединяемые между собой секции-вставки;
  • шарнирно-сочлененными, имеющими вверху закрепленный шарнирами гусек.

Устройство стрелы автокрана телескопического типа представляет коробчатую конструкцию, состоящую из секций, размещенных внутри друг друга и выдвигаемых при работе. Телескопические стрелы представляют основное оборудование агрегатов с гидроприводом. Они поддерживаются гидроцилиндрами, ими же изменяется угол наклона стрелы.

Автокран КрАЗ

У стреловых самоходных кранов технические характеристики включают:

  • габариты;
  • колею, базу;
  • производительность;
  • грузоподъемность — наибольший вес груза, поднимаемый машиной;
  • длину, угол поворота, наклона стрелы, ее вылет, который бывает постоянным и изменяемым;
  • высоту, на которую поднимается крюк;
  • скорость, с которой передвигается машина, поднимается и опускается груз, поворачивается платформа, выполняется вылет крюка;
  • частоту вращения;
  • грузовую характеристику, отображающую зависимость грузоподъемности агрегата от вылета крюка;
  • грузовой и опрокидывающий моменты;
  • общую массу;
  • мощность, вид и количество приводов.

Классификация

Согласно общей классификации, стреловые самоходные краны бывают нескольких видов. Например, такими:

  1. Самоходными — с подъемным элементом, закрепленным на платформе, расположенной на подвижном ходовом устройстве.
  2. Башенными. Они поворотные, имеют стрелу, прикрепленную к вертикальной башне.
  3. Кранами с маховой стрелой. Машина относится к башенному виду, но снабжена стрелой, которая может подниматься почти до вертикального положения.
  4. Деррик-кранами. Агрегаты поворотные. Отличие — вертикальная мачта с опорами вверху и внизу, к которой шарнирно прикреплен грузоподъемный элемент.
  5. Портальными. Стрела расположена на портале, который размещен над автомобильной или железной дорогой.
  6. Полупортальными, с креплением подъемного устройства на полупортале.
  7. Судовыми, расположенными на плавсредстве. Предназначены для разгрузки/загрузки судна.
  8. Монтажными. Они неповоротные, устанавливаются стационарно вблизи места работы.

Деррик-кран в работе

Среди самоходных машин есть:

  • автомобильные (агрегат смонтирован на шасси автомашины);
  • гусеничные (на гусеничной тележке);
  • железнодорожные (на платформе, перемещающейся по железной дороге);
  • плавучие (на плавсредстве);
  • пневмоколесные краны (у тележки пневматические колеса);
  • рельсовые (на ходовом устройстве рельсового типа);
  • тракторные (на шасси трактора).

Классифицируют машины по видам привода, который бывает:

  • одно-, многомоторным, индивидуальным;
  • гидравлическим;
  • механическим;
  • электрическим;
  • смешанным.

Нормативами предусмотрена индексация стреловых кранов. Их модели снабжаются индексами, в которых отображены особенности конструкции агрегатов, главные (грузоподъемность, модификация) характеристики.

Подбор

Основой для подбора крана стрелового типа служит ТПК 45-1.03-63-2007, устанавливающий правила механизации при монтаже зданий. Процесс предусматривает 2 этапа:

  1. Производится оценка технической возможности применения механизма на объекте. При этом рассматриваются организационные и технологические параметры: характеристики элементов, узлов, подлежащих подъему; схема их монтажа; выбирается несколько вариантов типов механизмов и их необходимое количество; определяются технические характеристики каждой марки машин.
  2. Выполняется экономический анализ вариантов применения кранов с маховой стрелой, иных, ранее подобранных видов.

Устройство с маховой стрелой

Выбор стрелового крана проводится на основании:

  • геометрических размеров сооружения;
  • веса самой тяжелой детали, узла;
  • характеристик монтажной площадки;
  • грузоподъемности машины;
  • вылета крюка и высоты, на которую он должен подниматься.

Расчет и установка

Расчет необходимых параметров крана стрелового типа ведут по существующим методикам. Необходимая грузоподъемность (Q) машины должна превышать суммарный вес:

  • самого тяжелого элемента (Qэ);
  • приспособлений, применяемых при монтаже (Qпр);
  • грузозахватного устройства (Qгр).

Для автомобильных агрегатов рассчитывают:

  • длину (Lc) стрелы;
  • высоту (Нк), на которую необходимо поднимать крюк;
  • вылет (Lк) крюка.

Схема расчета автокрана

Перечисленные расчетные величины зависят:

  • от монтажного горизонта (hо);
  • от наибольшей высоты детали (hэ), которая будет монтироваться;
  • от высоты (hстр) стропов;
  • от запаса высоты (hз), который обеспечивает безопасность работ;
  • от расстояния (Bc) между габаритом машины и осью, на которой закреплена стрела, от угла (α), на который она наклонена, от смещения (d) шарнира ее крепления от оси поворотной платформы.
  • от ширины (В) монтируемого объекта;
  • от удаления (b) оси поворотной платформы от границы объекта.

Формулы для расчета:

  1. Q = Qэ + Qпр + Qгр.
  2. Нк = hо + hэ + hстр + hз.
  3. Lc = (В + b — Bc)/Sinα.
  4. Lк = LcCosα + d.

Требования к установке стреловых подъемных агрегатов:

  1. От края поворотной платформы в любом ее положении до строения, штабеля груза, иных предметов должен быть минимум 1 м.
  2. Работа в действующем цеху проводится на основании проекта производства, при наличии шинопроводов — по наряду-допуску.
  3. При использовании дополнительных опор обязательно задействуются имеющиеся. Под них подкладываются прокладки. При этом оператору запрещено находиться в кабине.
  4. При размещении машины вблизи канав, откосов соблюдаются необходимые для устойчивости стреловых кранов расстояния.
  5. На свежем, неутрамбованном грунте устанавливать агрегаты запрещается.
  6. Использование оттяжек разрешено в допустимых нормами пределах.

Машина не может устанавливаться на объекте, если на ней отсутствуют приборы безопасности или они неисправны.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock detector