Под маркой МАЗ-205 существует грузовик-самосвал, выпускавшийся в период 1947-1965 гг., и автобус, сошедший с конвейера Минского автозавода в 2009. Обе машины являются важными для производителя: первая — в историческом плане, вторая — как символ развития сегодня.
Технические характеристики
Самосвал с индексом 205 — двухосный, с колесной формулой 4х2. Машина — первая, выпущенная Минским автозаводом. Прототипом для нее послужил бортовой МАЗ-200, выпуск которого начался позже — в 1950 году. Внешне МАЗ-205 (грузовой автомобиль) подобен ярославскому прототипу ЯАЗ-205, но имел отличия:
- радиатор, в котором решетка выполнена из вертикальных брусьев;
- отсутствовала фигурка медведя в передней части крышки капота, который был символикой автозавода из Ярославля;
- капот по бокам украшался стилизованными фигурками зубра;
- двери кабины поменяли деревянную обшивку на металлическую.
Из технических усовершенствований машина получила:
- увеличенную до 6 т (для грунта — 5) грузоподъемность;
- 1 карданный вал;
- к концу 50-х гг. — резиновые уплотнители лобовых стекол (ранее были деревянные);
- с 1958 увеличенную до 120 л. с. мощность мотора.
Технические характеристики самосвала:
- комбинированная (металл и дерево) кабина;
- 2-тактный двигатель ЯАЗ-М204А, работающий на дизтопливе.
- кузов — металлическая платформа, у которой отсутствует защитный козырек над кабиной, для разгрузки открывается задний борт;
- колесная база — 3,8 м;
- длина — 6,065;
- ширина — 2,65;
- высота — 2,43;
- вес — 6,6 т;
- емкость топливного бака — 105 л;
- расход дизтоплива на 100 км пути — 35 л;
- наибольшая скорость перемещения — 55 км/ч.
МАЗ-205 (автобус) с низким полом предназначен для внутригородских пассажирских перевозок. Имеет сочлененный салон, большую вместимость, систему книлинга, пандусы для посадки/высадки людей на инвалидных колясках. Его предшественник — МАЗ-105.
Автобус отвечает европейским требованиям. Имеет характеристики:
- кабину с множеством удобных устройств для водителя, укомплектованную современным оборудованием;
- 4 двери (двустворчатые) для входа/выхода пассажиров, имеющие одинаковую ширину;
- снаряженную и полную массу — 16, 28 т соответственно;
- мест для сидения пассажиров — 44;
- вместимость — 175 человек;
- габариты — 18,75х2,55х3,15 м;
- базу — 5,865/6,937 м;
- 100% низкопольный;
- комплектуется 2 мерседесовскими двигателями: OM926LA (EEV) (240 л. с., Евро 3); OM906 LA (326 л. с., Евро 5);
- тонированное остекление;
- приборная панель марки Siemens-VDO;
- контроль положения дверей через видеокамеры;
- топливо — дизельное;
- топливный бак объемом — 220 л;
- коробка передач марки Allison, ZF (автоматические с 3 передачами);
- двигается с максимальной скоростью — 96 км/ч.
Модификации
У тяжелого самосвала было 2 модификации:
- МАЗ-205Б. Это самосвал, отличающийся от базового кузовом ковшеобразной формы. Появился в 1952 году. Серийно не выпускался.
- МАЗ-506. Модель — самосвал, у которого реализована разгрузка набок. Был создан в 1954. В серию не пошел.
Как базовый автомобиль использовался различными организациями в разработках по созданию:
- самосвала с разгрузкой на обе стороны;
- автомобиля для перевозки раствора;
- роторного снегоочистителя;
- автоцистерн АЦ-40, 45, 30 с емкостью для воды 5 тыс. м³ и боевым расчетом в составе 3 человек;
- рукавного автомобиля для противопожарных целей;
- армейского грузовика, оборудованного тентом;
- топливозаправщиков;
- седельных тягачей;
- автомобильного крана.
Модификации автобуса МАЗ-205 отличаются от базовой машины:
- присутствием пятой двери, предназначенной только для водителя;
- комплектацией двигателями Мерседес, отвечающими Евро 3 и 5.
Стоимость и аналоги
Самосвал сегодня купить практически невозможно. Остались несколько экземпляров машин, которые заняли место в музее, на пьедестале у Минского автозавода, в городах СНГ.
Стоимость автобуса с двигателем Мерседес, обеспечивающим соответствие Евро 5, — от 8,5 млн рублей. С менее экологичным мотором (Евро 3) — на 0,2-0,5 млн рублей дешевле.
Услуги проката самосвалов нет, автобусов — редкая. Цена аренды последних — от 10 тыс. рублей/сутки.
Сейчас этот самосвал выглядит как раритет из послевоенного Союза. А ведь был он надежной и неприхотливой машиной. Рабочая лошадка советских великих строек. А также использовался как военный автомобиль.