История и характеристики советского грузового автомобиля МАЗ-500

Грузовик МАЗ-500 на протяжении нескольких десятилетий изготавливался на Минском автомобильном заводе. По своим характеристикам машины не уступали лучшим иностранным образцам. Сегодня эти грузовики продолжают эксплуатироваться на территории стран бывшего СССР и за их пределами.

Модель 500

История автомобиля

Первая модель пятисотого сошла с конвейера в 1965 году после проведения реконструкции завода. Инженеры создали мощную и надежную технику, приспособленную для работы в самых трудных климатических и погодных условиях. Решение установить силовую установку под кабиной водителя позволило увеличить грузоподъемность автомобиля и удлинить кузов.

Машина неоднократно усовершенствовалась, были выпущены серии, адаптированные для работы в условиях Севера, пустыни, гористой местности и бездорожья.

Седельные тягачи буксировали автопоезда и прицепы, а самосвальные грузовики принимали активное участие в стройках на территории стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Выпуск данной модели был закончен в 1977 году, когда ей на смену пришла техника нового поколения.

Технические характеристики

Автомобиль имеет стандартное для машин своего класса устройство. Он состоит из шасси, силовой установки, трансмиссии, кузова и кабины. Барабанная тормозная система дублируется ручным стопором, а при движении — пониженной передачей. Параметры кузова постоянно изменялись. Базовая модель имела ровную платформу и откидные борта.

Базовая бортовая модель

Основные технические характеристики грузовика следующие:

  • грузоподъемность — 7500 кг;
  • максимальная масса прицепа — 12000 кг;
  • масса — 6700 кг;
  • длина — 720 см;
  • ширина — 250 см;
  • высота — 380 см;
  • колесная база — 400 см;
  • клиренс — 27 см;
  • радиус поворота — 11 м.
  • площадь бортового кузова -13 м²;
  • колесная формула — 2х4;
  • колеса — 11,00-20;
  • коробка переключения передач — механическая пятиступенчатая.

В базовой комплектации автомобиль оснащен цельносварной металлической кабиной с одним местом для водителя и двумя для пассажиров. За сиденьями оборудовано спальное место. Рулевое управление усилено гидравлическим приводом.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель МАЗ-500 дизельный, марки ЯМЗ-238. Расположен на раме под кабиной. Привод через карданный вал выведен на задний мост.

ЯМЗ-238

Основные параметры моторной установки:

  • расположение цилиндров — V-образное;
  • рабочий объем — 11,2 л;
  • количество цилиндров — 6;
  • диаметр цилиндров — 13 см;
  • количество оборотов в минуту — 2200;
  • мощность — 180 л.с.;
  • расход топлива на 100 км — 25 л;
  • максимальная скорость — 90 км/ч;
  • емкость бака — 200 л.

Сцепление сухого типа, дисковое. Тип устройства фрикционный. Цилиндрические пружины расположены периферийным образом. Расположение в литом картере из чугуна. Схема переключения передач МАЗ 1-3-5-2-4. Задняя передача обеспечивает движение машины с максимальной скоростью 20 км/ч.

Схема смены скоростей

Кабина и кузов

Кабина автомобиля выполнена с минимальным набором удобств для совершения продолжительных рейсов. Сиденье водителя оборудовано амортизаторами пружинного типа, имеет настройки по высоте и углу наклона спинки. Места для пассажиров без настроек, но удобные. Широкие и высокие лобовые стекла обеспечивают хороший обзор во время езды. Мощные фары переключаются на ближний и дальний свет. В военном варианте предусмотрена установка светомаскировки.

Основная масса автомобиля распределена на задний мост, рассчитанный на нагрузку 5500 кг. На переднюю полуось приходится вес 2000 кг, не считая нагрузки от силовой установки и кабины. Бортовой кузов предназначен для перевозки древесины, металлического проката, сыпучего материала и штучных товаров. Самосвальный грузовик обустроен подъемным устройством, обеспечивающим опрокидывание кузова назад.

Модификации

После того как новая модель МАЗ показала свою надежность и конкурентоспособность, инженеры завода разработали несколько модификаций машины. Это решение позволило расширить сферу ее применения и повысить спрос на продукцию на мировом и отечественном рынке грузовиков среднего класса.

Модификация 500А

За время производства были выпущены такие модификации автомобиля:

  • 500А — бортовой, с увеличенной колесной базой и грузоподъемностью до 8000 кг;
  • 500В — с металлическим кузовом;
  • 500Г (509) — лесовоз с удлиненным кузовом для перевозки труб и бревен;
  • 500С — северный вариант с утепленной кабиной, подогревом кузова и двигателя;
  • 500Т — седельный тягач для буксировки полуприцепов;
  • 500Ю — для эксплуатации в условиях тропиков (южный);
  • 500Б — бензовоз с объемом цистерны до 4000 л;
  • 505 — военный, повышенной проходимости, с приводом на все колеса;
  • 500З — топливозаправщик с колесной формулой 2х4 и 4х4, объем резервуара 1000-2400 л.

Завод изготавливал модель 500Ш, представляющую собой универсальное шасси под комплектацию. На нем устанавливались пассажирские салоны, вагончики для перевозки рабочих, ремонтные мастерские, мобильные бани и столовые.

Ремонт обслуживание и тюнинг

Благодаря расположению двигателя внутри кабины процесс его обслуживания и ремонта можно осуществить, не выходя на улицу. Для доступа в моторный отсек необходимо снять теплоизоляционный кожух и пластиковую крышку. Регулировка сцепления МАЗ модели 500 не представляет собой особой сложности. Ее может выполнить водитель с помощью набора инструментов, входящих в комплект автомобиля. Более сложный ремонт, связанный с износом двигателя, проводится на специализированных станциях технического обслуживания.

Ремонт машины МАЗ

Тюнинг техники осуществляется по таким направлениям:

  1. Кабина. Устанавливаются пневматическое сиденье, регулируемая рулевая колонка, магнитола и кондиционер. Салон обшивается звукоизоляционным материалом, обустраивается полками и ящиками. Снаружи на кабину крепятся пластиковые накладки, бампер и обтекатель. Проводится окрашивание и установка новой оптики.
  2. Подвеска. Осуществляется замена пружин и амортизаторов большей длины. Для повышения грузоподъемности добавляются листы на задние рессоры.
  3. Двигатель. Для увеличения мощности проводится монтаж турбины и установка современных форсунок с объемным впрыском.

Можно провести раскрашивание кузова одним или несколькими цветами, нанести рисунок методом аэрографии.

Отзывы и цена

Михаил, 55 лет, Краснодар: «Отработал на этой машине больше 30 лет. После развала колхоза выкупил, обслужил и эксплуатирую до сих пор. Техника простая и надежная, выдерживает длительные перегоны и перевозку тяжелых грузов. С запчастями проблем нет, можно купить в магазинах и по интернету».

Николай, 38 лет, Ростов-на-Дону: «Приобрел МАЗ выпуска 1969 года для своей фермы. Использую для перевозки урожая, в межсезонье сдаю в аренду. Машина отличается простотой и надежностью сборки. Несмотря на возраст и пробег, ломается редко, комплектующие детали и механизмы покупаю на вторичном рынке или на заводе».

Алексей, 60 лет, Брест: «В парке строительной компании имеется три автомобиля этой модели выпуска 70-х годов. Применяются для перевозки оборудования, штучных и сыпучих материалов. Техника надежная и крепкая, требует минимального обслуживания. Периодически меняем резину и прокладки, пробег 800000 км. Капитальный ремонт двигателя проводим каждые 5 лет».

Стоимость грузовиков МАЗ модели 500 зависит от года выпуска, технического состояния и пробега. Первые модели оцениваются не дороже 75 000 рублей. Образцы 80-х годов стоят до 225 000 рублей. Машины нового поколения обойдутся покупателям в пределах 1,2-2,5 миллиона рублей.

Цена аренды составляет 800-1200 рублей в зависимости от условий эксплуатации, заправки и расхода топлива.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock detector