Четырехосный седельный военный тягач МАЗ-537 производства Минского автомобильного завода

Седельный тягач МАЗ-537, оснащенный приводом на 4 оси, предназначен для буксировки полуприцепов и прицепов общей массой до 75 т. Машина с полной нагрузкой способна двигаться по дорогам общего пользования, допускает съезд на грунтовые и проселочные пути. При этом покрытие дороги должно обладать достаточной несущей способностью и не допускать просадки колес в грунт.

Модель 537

Технически характеристики

Техника выпускалась серийно до 1989 года, поставлялась для нужд армии СССР. Часть тягачей направлялась в ракетные войска РВСН, где использовалась для доставки баллистических ракет к пусковым шахтам. Другой сферой применения армейских машин стала перевозка бронетехники.

МАЗ с танком

Существует несколько разновидностей тягача, машины отличаются грузоподъемностью и дополнительным оборудованием. На базе машины создан аэродромный тягач 537Л, приспособленный для буксировки самолетов с массой до 200 т. На машине имеется небольшая бортовая металлическая платформа. Выпускался вариант 537Е, оснащенный генераторной установкой. Машина работала с прицепом «активной» конструкции, оснащенным ведущими колесами.

Габариты МАЗ-537 и технические характеристики:

  • длина — 8960-9130 мм;
  • ширина — 2885 мм;
  • высота — 3100 мм (без загрузки, до верхней точки поворотной фары);
  • база (между крайними осями) — 6050 мм;
  • расстояние между осями тележек — 1700 мм;
  • колея — 2200 мм;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • снаряженная масса — 21,6-23 т;
  • грузоподъемность — 40-75 т (в зависимости от модификации);
  • максимальная скорость (по шоссе с нагрузкой) — 55 км/ч;
  • запас хода — 650 км;
  • глубина преодолеваемого брода — 1,3 м.

Схема габаритных размеров 537 модели

Конструкция

В основе конструкции тягача лежит рама, изготовленная из штампованных и сварных элементов. Детали соединены между собой заклепками и сварными точками. Боковая часть состоит из лонжеронов и элементов с Z-образным сечением, изготовленных из стального листа. Спереди и сзади имеются буксировочные приборы, оснащенные пружинными демпферами.

Военный МАЗ оснащен 12-цилиндровым 525-сильным дизелем Д-12А с системой жидкостного охлаждения. Мотор оснащен 2 рядами цилиндров, установленными под углом 60°. Аналогичный двигатель применялся на вездеходах Ураган. Особенностью конструкции является применение 2 впускных и 2 выпускных клапанов на цилиндр. Привод механизма газораспределения, установленного в головках блока, выполняется валами и шестернями.

Двигатель Д-12А

Запас топлива расположен в 2 баках вместимостью по 420 л. Для подачи горючего в цилиндры применяется плунжерный насос. Узел оснащен специальным предохранительным устройством, отсекающим подачу топлива при падении давления в масляной системе. Выпускные коллекторы имеют рубашку охлаждения, что способствует ускоренному прогреву двигателя.

Для упрощения пуска мотора в зимнее время установлен автономный подогреватель с электрической помпой, которая обеспечивает циркуляцию жидкости по системе охлаждения.

С двигателем соединен 1-ступенчатый гидротрансформатор, способный работать в режиме гидравлической муфты. Для блокировки колес агрегата установлен механизм с электрическим приводом. Дополнительно имеется повышающий редуктор, подключаемый при движении автомобиля без нагрузки. Крутящий момент от трансформатора поступает на планетарную 3-ступенчатую коробку передач, оснащенную дополнительной скоростью заднего хода.

Распределение момента между осями выполняется при помощи раздаточной коробки, имеющей пониженную и прямую скорости. Переключение передач выполняется пневматическим приводом, в конструкции редуктора имеется межосевой дифференциал с возможностью блокировки. Ведущие мосты оснащены конической главной парой и планетарной колесной передачей. В проходных редукторах установлены дополнительные пары шестерен для привода межосевых дифференциалов. Для соединения всех редукторов используются карданные передачи.

В подвеске передних колес применяются индивидуальные рычаги и торсионы. Упругие валы расположены продольно, на каждое переднее колесо установлено по 2 такие детали. Дополнительно смонтированы гидравлические амортизаторы 2-стороннего действия. Для колес задней тележки применяется балансирная подвеска, лишенная листовых рессор. Тормозная система барабанного типа с пневмогидравлическим приводом.

Тягач 8 на 8

Для размещения водителя и сопровождающего персонала установлена закрытая металлическая кабина, рассчитанная на 4 человек. В крыше имеется обзорный люк, дополнительно применяемый для вентиляции. Для отопления используется автономный агрегат. Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем с отдельным расходным баком. Внутри кабины есть съемный капот, обеспечивающий доступ к передней части двигателя. Седельное устройство 2-шарнирной схемы с полуавтоматическим фиксатором, смонтировано над колесами задней тележки.

Цена

Новые автомобили в продаже отсутствуют по причине прекращения производства. Цена машин с пробегом стартует от 1,2 млн рублей. В комплекте предлагается армейский полуприцеп. Цена аренды грузового внедорожника составляет от 5 тыс. рублей в час.

Для любителей масштабных моделей выпущен миниатюрный автомобиль 537 1:43 SSM. Копия изготовлена из металла и пластика в Китае, достаточно точно передает облик тягача. Стоимость подобного изделия составляет 5,5 тыс. рублей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации