МАЗ-543 — мощная боевая машина, созданная Минским автомобильным заводом по заказу Министерства обороны СССР на основе 537-й модели. Первое опытное колесное шасси было выпущено в 1958 году. В 1962 году вышла серия, включающая 6 единиц, и сразу же была перевезена в Волгоград для установки орудий и систем вооружения.
Армейская техника, характеризующаяся высокими тактико-техническими и динамическими показателями, производится до сих пор под названием «Ураган» и считается лучшим проектом в военно-промышленной отрасли. Шасси 543-й модели и ее модификации являются носителями знаменитых ракетных установок «Скад» и используются для транспортировки спецоборудования и грузов по любым дорогам и бездорожью в экстремальных условиях.
Технические характеристики
Колесная 543-я модель представляет собой длиннорамное 4-осное шасси со всеми ведущими колесами. Колесная формула — 8х8.
Технические характеристики военного МАЗа-543:
- Грузоподъемность — 20 т.
- Максимальная масса прицепа — 25 т.
- Вес машины — 23 т.
- Снаряженный вес — 43,3 т.
- Габариты — 11657х2975х2950 мм.
- Колея — 2375 мм.
- Клиренс — 400 мм.
- Поворотный радиус — 13500 мм
- Скорость передвижения — 60 км/ч.
- Тормозной путь — 21 м.
- Гидромеханика:
- гидравлический трансформатор — 4-колесный, 1-ступенчатый;
- коробка передач (КП) — 3-ступенчатая планетарного типа с ручным управлением.
- Раздаточная коробка — механическая, 2-ступенчатая с межосевым дифференциалом.
- Колесная передача — планетарная.
- Передаточные числа КП:
- I — 3,2;
- II — 1,8;
- III — 1,0;
- задний ход — 1,6.
- Размеры шин — 1500х600-635 мм.
- Внутренние габариты платформы — 7222х2848х707 мм.
- Высота погрузки — 1850 мм.
Параметры двигателя:
- Марка — Д12А-525А
- Тип — 4-тактный быстроходный дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива.
- Мощность мотора — 525 л. с.
- Количество цилиндров — 12.
- Расположение цилиндров — V-образное под углом 60°.
- Скорость вращения коленвала — 2000 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 2206 Н*м.
Емкостные и заправочные данные:
- Объем бака для топлива — 260 л.
- Количество емкостей — 2 шт.
- Дополнительный топливный резервуар — 180 л.
- Объем цилиндра — 38,8 л.
- Система смазки двигателя — 90 л.
- Система охлаждения мотора с подогревателем — 84 л.
- Система охлаждения трансмиссии — 18,5 л.
- Бак рулевого управления — 32 л.
Первые МАЗ-543 Ураган расходовали топлива около 100 л на 100 км. Расход топлива современного грузового проходимца составляет 125 л на 100 км.
Модификации
Существует несколько модификаций 543-й модели:
- МАЗ-543А — шасси с повышенной до 22 т грузоподъемностью, сдвинутой вперед кабиной, увеличенной до 7 м рамой и перекомпоновкой отдела для силового агрегата. Основное назначение машины — перевозка ракетного оборудования «Темп» и установок залпового огня 9К58 «Смерч».
- МАЗ-543П — тягач грузоподъемностью 19,6 т, считается базовой моделью для пусковых комплексов 9П117 и 9П120. Машина также используется в качестве аэродромного пожарного автомобиля АА-60(543)-160.
- МАЗ-543М — шасси грузоподъемностью 22,2 т с левым расположением кабины, дополнительно установленным моторным отделением, увеличенным пространством позади кабины. Машина перевозит боевые комплексы «Смерч», «Берег», «Рубеж», зенитные установки С-300.
- МАЗ-7930 — грузовик с цельнометаллическим кузовом, переименован в МЗКТ-7390, применяется для транспортировки систем вооружения.
- МАЗ-7310 — бортовой модуль, переделанный в 73101, эксплуатируется с 2-осными тягачами МАЗ-5433 и 8385 в составе автопоезда.
Инструкция по эксплуатации
Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, производитель рекомендует для обеспечения надежной и безопасной работы тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоризненно выполнять все ее требования. К управлению транспортного средства допускаются водители, изучившие и сдавшие экзамены по знанию технической базы, мер безопасности и вождению данного вида техники.
Экипаж состоит из 2 человек. После получения новой машины ее необходимо обкатать. После первой 1 тыс. км пробега выполняют крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), а также проверяют крепления центральных редукторов к раме. Через каждые 2 тыс. км пробега проводят первые 2 смены масла в баке.
Перед запуском мотора прокачивают смазочную систему электромаслозакачивающим насосом на давлении не менее 2,5 кгс/см². Насос в работающем состоянии запрещается держать более 1 минуты, также нельзя удерживать стартер во включенном положении более 5 секунд. Повторное его включение разрешается через 25-30 секунд.
Если температура воздуха ниже 5°С, коленчатый вал не проворачивают, двигатель не запускают без предварительного подогрева. После включения подогревателя через 1-2 минуты на ощупь проверяют равномерность нагрева котла. По завершении работы агрегата повторный пуск возможен через 30 минут. После мойки при температуре окружающей среды ниже 5°С его запускают на 3-5 минут для удаления воды из нагнетателя.
После продолжительной стоянки транспорта при -15°С, когда смазочная жидкость густеет, отключают гидромеханическую трансмиссию с повышающей передачей.
При движении переключение передач в планетарной КП осуществляют последовательно с высшей на низшую. При езде по хорошей дороге на второй и третьей передачах блокируют гидротрансформатор. Задний ход включают после полной остановки техники. При движении по дорогам с твердым покрытием или по сухим грунтовым дорогам в раздаточной коробке включается прямая передача, при перемещении в сложных условиях — понижающая.
Вынужденная остановка машины на подъемах или спусках с уклоном более 7° требует использования не только ручного тормоза, но и механического привода правого главного тормозного цилиндра, при чем стоянка на приводе не должна превышать 4 часа, иначе устанавливают горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — переднего моста.
Цена
Все модели военных МАЗов не предназначены для гражданских перевозок и хозяйственных нужд. Они изготавливаются мелкими сериями только по госзаказам для нужд армии. На вторичном рынке машины не продаются, в аренду не сдаются. Поэтому цену и стоимость аренды невозможно узнать.