Мусоровоз МАЗ выпускается Минским автомобильным заводом, его филиалами, ЧП Белкоммашавто в нескольких модификациях. Отличается боковой, задней загрузкой, вместимостью кузова, способностью работать с евроконтейнерами.
Устройство
Конструкция мусоровозов с загрузкой сбоку включает базовое шасси, которое укомплектовано следующими элементами:
- цельнометаллический кузов, в котором накапливается мусор;
- надрамник, на котором крепится кузов;
- боковой манипулятор,, поднимающий контейнеры к приемному верхнему люку корпуса, переворачивающий их, возвращающий на землю после опорожнения;
- толкающа плитс с ворошителем, расположенная внутри кузова (передняя часть), служащая для выравнивания поступающего мусора;
- электрической, гидравлической система.
Кузов в задней части имеет подъемный борт. Последний открывается/закрывается гидроцилиндрами и служит для выгрузки мусора.
Мусоровозы, у которых загрузка предусмотрена сзади, содержат:
- кузов коробчатой формы, у которого задний борт сделан открывающимся;
- загрузочный ковш, находящийся внизу кузова, служащий основанием механизма прессования (работает от гидроцилиндров), имеющего подающую и прессующую плиту;
- механизм, который захватывает и опрокидывает мусорные баки в загрузочный ковш;
- выталкивающую плиту, обеспечивающую выгрузку мусора из кузова;
- электро-, гидросистемы, работающие от вала отбора мощности, присутствующего в коробке передач.
Технические характеристики
Линейка спецмашин обладает разными параметрами, представленными производителем в описании мусоровозов. Она позволяет потребителю подобрать подходящие под условия работы модели.
Среди самых важных технических характеристик — следующие:
- вид и мощность силовых агрегатов;
- габариты мусоровоза, от которых зависит маневренность в условиях застройки;
- способ загрузки мусора (сзади, сбоку);
- кубометры и масса вывозимого мусора, что зависит от степени его уплотнения, объема накопительного кузова;
- наличие систем контроля за процессом заполнения кузова мусором, безопасностью, перемещением машин.
Модификации
Классификаци моделей мусоровозов, выпускаемых под маркой МАЗ по способу загрузки мусора:
- сбоку;
- сзади.
Модификации их отличаются:
- базовыми шасси;
- комплектацией силовыми агрегатами, коробками передач, специальным оборудованием собственного и импортного производства;
- объемом кузова для накопления мусора;
- коэффициентом уплотнения мусора;
- наличием электронных устройств контроля процесса, работы мотора, загрузочных механизмов.
С задней загрузкой
МАЗ-мусоровоз с задней загрузкой в линейке выпускаемых спецмашин представлен большим количеством моделей. Коммунальная техника разработана с использованием различных шасси, среди которых:
- МАЗ-5337. Машина КО-427Б-32 массой — 19,5 т, с емкостью накопительного кузова — 16 м³. Имеет габариты — 8,3х2,55х3,5 м, опрокидыватели грузоподъемностью 0,7/2,2 т для работы с контейнерами вместимостью — 1,1/8 м³.
- МАЗ-5340В2, на базе которого производятся машины КО-427Б-73, МАЗ-5904В2. Первая вмещает 18,5 м³ (7,3 т) мусора, весит — 19,5 т, оборудована опрокидывателями, способными работать с контейнерами массой 0,7/2,2 т. Вторая рассчитана на 17 м³ мусора, обслуживания евроконтейнеров, имеющих объем 0,12-1,1 м³.
- МАЗ-6312В3 — КО-427Б-90, 427-42. У машин увеличенные размеры (9,7х2,55х3,8/9,4х2,55х3,55 м), общий вес (24,7/26,7 т), кузов для приема мусора (22/20 м³ и 9,2/11 т). Она может обслуживать контейнеры объемом до 1 и 8 м³, для чего снабжена опрокидывателями грузоподъемностью, соответственно, — 0,5/0,7 и 2,2 т.
- МАЗ-6312В5, послужившей базой для мусоровоза модели 6902В5 Сапфир.
- МАЗ-5340С2. На базе этого шасси на рынок поставляются спецмашины для уборки мусора: МАЗ-5907С2-310, 5904С2-010 «Сапфир» (Евро-5), 5903С2-F10 (F12). Их характеристики: объем кузова-накопителя мусора — 12, 14, 16, 17 м³ (7,3, 7,625 т); полная масса — 12,0, 20,5 т; задняя загрузочная емкость — не меньше 1,5³; управление спецоборудованием — вручную или полуавтоматически; силовые агрегаты ЯМЗ-536 (176 кВт), 5363 (Евро 5, 176 кВт), 53653 (Евро 5, 176 кВт); оборудование КО-427-73, FAUN.
- МАЗ-6312С5, на котором разработана спецмашина МАЗ-690GС3-N10 с эконормой Евро 5, способный одноразово убирать 22 м мусора³. У него 33,5 т общая масса, усилие прессования — 32 т, обеспечивающее коэффициент прессования — 7. Он с мотором мощность 312 л. с., спецоборудованием марки GeesinkNorba.
- МАЗ-4380P2, послужившее базой для коммунальной машины КО-456Б-10. Она весит 12,5 т, убирает 10 м³ (3,675 т) мусора. Обслуживает только контейнеры вместимостью до 1,1 м³. Имеет размеры — 7,4х2,55х3,4 м.
- МАЗ-4570W1. На шасси выпускается машина КО-456-16 с характеристиками, подобными предыдущей модели, но уменьшенным объемом кузова для мусора (6,0 м³/2,5 т), общей массой (10,1 т).
С боковой загрузкой
Моделей с боковой загрузкой немного. Они выпускаются в Могилеве, на филиале Минского автозавода под маркой «Сапфир», в Ряжске. Среди мусоровозов:
- Мусоровоз МКМ 35 на шасси МАЗ-533702, который выпускает авторемонтный завод в Ряжске. Он может накапливать 18 м³ мусора, уплотняет его с коэффициентом 2-3. Весит машина — 18 т.
- MA3-4907N2-030 на шасси МАЗ-4381N2-540-001, с кузовом для мусора емкостью 13 м³. Масса — 8,5 т, полная — не больше 12,5. Имеет ручное управление оборудованием, выгружает мусор по самосвальному типу. Выполняет загрузку контейнеров весом — до 0,5 т. Укомплектован двигателем ММЗ Д-245.35Е5 (Евро 5, 125 кВт), коробкой передач КП FastGear 6J70T. Передвигается со скоростью 60 км/ч.
- МАЗ-490743. Шасси — МАЗ-438043-340-003. Машина с оборудованием собственной разработки завода, в т. ч. гидроцилиндрами повышенной надежности. Мотор — ММЗ-Д-245.30Е3 (Евро 3, 115 кВт), КПП — СААЗ-433420. Скорость передвижения — 60 км/ч. Машина может вместить 13 м³ мусора, уплотняя его с коэффициентом 4. Управление загрузочным оборудованием — ручное.
- МАЗ-КО-440-8, для которого используется шасси МАЗ-5340В2, 5337X2. У машины 18-кубовый кузов, размеры — 7,8х2,55х4,0 м, манипулятор грузоподъемностью 0,7 т.
Стоимость
Зависит от модели спецмашины, года выпуска. Новые мусоровозы с загрузкой сбоку стоят 3,1-3,6 млн. рублей, сзади — 4,0-15,2. Первые, выпущенные в 2017 году, можно найти за 2,99, вторые — за 3-10. Машины, проработавшие больше 10 лет, предлагают — за 0,5-1.
Существует услуга проката спецмашин. Цена аренды в зависимости от возраста грузовиков и их состояния начинается с 4 тыс. рублей/смену.