- Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ
- МТЗ-05
- МТЗ-06
- МТЗ-08
- МТЗ-09
- МТЗ-12
- Ремонт и модернизация
- Как сделать свет на мотоблоке МТЗ
- Какое масло заливать в двигатель мотоблока
- Как утяжелить мотоблок
- Навесное оборудование
- Адаптеры
- Прицепы
- Фреза
- Плуг
- Копалка
- Косилка
- Снегоуборщик
- Что можно сделать своими руками
- Оборотный плуг для мотоблока МТЗ
- Картофелекопалка для мотоблока МТЗ
- Отзывы владельцев и цены
Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.
Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ
Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.
Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.
МТЗ-05
Технические показатели мотоблока МТЗ-05:
Тяговый класс | 0,1 |
Габариты, м | 1,8*0,85*1,07 |
Дорожный просвет, м | 0,3 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 10 |
Двигатель | Дизельного типа, 5 лошадиных сил |
Модель мотора | УД-15 |
Объем бака, л | 5 |
Средний расход топлива, л/ч | 0,35 |
Тип сцепления | Многодисковый |
Муфта | Фрикционная |
Управление | Ручное |
Количество передних передач | 4 |
Количество передач заднего хода | 2 |
Номинальная частота вращения маховика, об/мин | 1000 |
Межколесная блокировка | Да |
Вес, кг | 135 |
Данная техника предназначена для следующих видов работ:
- вспашка грунта небольшой плотности;
- боронование;
- культивация;
- междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
- транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.
В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.
МТЗ-06
Показатели техники МТЗ-06:
Мотор | Карбюраторного типа с системой воздушного охлаждения |
Мощность | 5,5 лошадиных сил |
Тип сцепления | Фрикционный, многодисковый |
Тип коробки передач | Механический |
Количество скоростей | 4 передние передачи 2 задние передачи |
Тип колес | Пневматический |
Ширина колеи, м | До 0,7 |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,7 |
Глубина обработки почвы, м | 0,3 |
Вал отбора мощности | Да |
Номинальная частота вращения маховика, об/мин | 1000 |
Тип управления | Рулевой |
Радиус разворота, м | 1 |
Объем бака для горючего, л | 6 |
Максимальная рабочая скорость, км/ч | 15 |
Тип дифференциала | Шестеренчатый |
Гарантия | 1 год |
Габариты техники, м | 1,8*0,86*1,07 |
Масса, кг | 135 |
Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.
На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.
МТЗ-08
Технические показатели модели 08:
Двигатель | GX240K1S1 Honda |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,29 |
Радиус поворота, м | 1 |
Колея, м | До 0,7 |
Рабочая температура | -20°…+30°С |
Передачи переднего хода | 4 |
Передачи заднего хода | 2 |
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч | 11,6 |
Номинальная частота вращения маховика, об/мин | 1200 |
Мощность двигателя | 9 лошадиных сил |
Муфта сцепления | Многодисковая с ручным управлением, работающая на масле |
Тип коробки передач | Механический |
Расход топлива, г/квт. ч | 319 |
Максимальная масса перевозимого груза, кг | 650 |
Колесная формула | 2*2 |
Вал отбора мощности | Да |
Реверс | Да |
Размеры, м | 1,78*0,85*1,07 |
Вес, кг | 176 |
Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.
На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.
МТЗ-09
Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:
Габариты, см | 178*84,6*107 |
Расстояние дорожного просвета, см | 30 |
Минимальный радиус поворота, см | 10 |
Колея, см | До 70 |
Класс тяги | 0,1 |
Топливный бак, л | 6 |
Материал корпуса | Чугун |
Максимальная скорость движения, км/ч | 12 |
Максимальный вес прицепа, кг | 650 |
Расход горючего, г/кВт | 319 |
Двигатель | Honda GX270 |
Количество цилиндров | 1 |
Колеса | Пневматические |
Масса, кг | 176 |
Среди плюсов данной модели можно выделить:
- Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
- Надежный корпус, выполненный из чугуна.
- Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
- Нет тросов.
- Низкий уровень шума во время выполнения работ.
- Эргономичная рукоятка.
- Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
- В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.
МТЗ-12
Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:
Тип двигателя | Четырехтактный, карбюраторный |
Система охлаждения | Воздушная |
Мощность мотора | 11 лошадиных сил |
Количество передач вперед | 4 |
Количество передач назад | 2 |
Тип дифференциала | Шестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой |
Сцепление | Многодисковое |
Управление | Ручное |
Максимальная скорость движения, км/ч | 9,6 |
Колея, см | До 70 |
Глубина обработки грунта, см | 30 |
Максимальный вес прицепа, кг | 650 |
Вал отбора мощности | Да |
Скорость валового вращения, об/мин | 1000 |
Размер колес, см | 15*33 |
Габариты, м | 1,89*0,85*1,01 |
Масса, кг | 148 |
Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.
На МТЗ-12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.
Ремонт и модернизация
Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.
Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.
Как сделать свет на мотоблоке МТЗ
Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:
- электрическую дрель;
- паяльник;
- отвертку;
- гаечный ключ;
- кусачки;
- термоусадочную трубку;
- электрический кабель;
- фару;
- габаритные и поворотные фары.
Порядок действий:
- К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
- Фару вынести на отдельный кронштейн.
- На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
- Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
- Присоединить провода к генератору и клеммам.
- Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
- Все скрутки и места соединения изолировать.
Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.
Какое масло заливать в двигатель мотоблока
Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:
- API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
- API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
- API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.
Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.
Как утяжелить мотоблок
Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:
- 2 гири по 5 кг;
- 2 блина по 10 кг;
- 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
- кусок шестигранного полнотелого профиля;
- 2 мотоблочные шплинты.
Порядок действий:
- От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
- Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
- Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
- Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
- Присоединить к сцеплению гирю.
- Все покрасить и дать краске высохнуть.
- Проделать те же действия для второго колеса.
Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.
Можно добавить вес корпусу техники:
- Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
- В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.
Навесное оборудование
К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.
Адаптеры
Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.
Прицепы
Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.
Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:
- длина — 1,4 м;
- ширина — 1 м.
Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.
Фреза
Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.
Типы фрез:
- шестизубчатая;
- семизубчатая;
- внутренняя;
- наружная;
- разборная.
Плуг
Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.
Регулировка плуга включает в себя:
- регулировку заглубления;
- регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.
Копалка
Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.
Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:
- сошка;
- полевая планка;
- наконечник-лапа культиватора;
- зубья.
Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:
- Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
- Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
- Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.
Косилка
Роторная косилка необходима для скоса травы.
Плюсы данного дополнительного оборудования:
- скошенная растительность укладывается в валки;
- диски имеют простую конструкцию;
- его легко ремонтировать.
Снегоуборщик
Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.
Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.
В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.
Что можно сделать своими руками
Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:
- Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
- Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
- Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.
Также можно сделать адаптер для мотоблока своими руками:
- Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
- Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
- К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
- К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
- Сиденье прикрепляют на опору.
Оборотный плуг для мотоблока МТЗ
Плуг для мотоблока МТЗ можно сделать своими руками, если у вас имеются навыки обработки металла, соответствующие инструменты и материалы:
- труба стальная прямоугольного сечения для изготовления каркаса;
- картон для вырезания шаблона;
- сварочный аппарат;
- дрель и сверло по металлу;
- лист стали 3-5 мм толщиной;
- кусок высоколегированной стали для изготовления лемеха;
- наждачная бумага;
- наковальня;
- большой молоток;
- листогибочные вальцы или газовая горелка для разогрева металла;
- мел, маркер, карандаш.
Рассмотрим процесс изготовления оборотного плуга, который отлично подходит для вспашки твердых типов грунта и целины.
- Сначала необходимо сделать 2 лемеха для подрезающего (нижнего) и переворачивающего (верхнего) элементов. Один продольный край лемеха расплющивается на наковальне, а затем затачивается.
- Далее по соответствующему шаблону вырезать газовой или электросваркой два отвала, форма которых должна быть зеркальной друг относительно друга.
- Выгнуть отвалы, подав их на листогибочные вальцы под углом 20°-23°, либо придать форму при помощи горелки и молотка.
- Заклепками прикрепить лемехи к отвалам, шляпки крепежа требуется тщательно отполировать.
- Из трубы прямоугольного сечения изготовить стойку, приварить ее к готовым однокорпусным плужным элементам.
- Для укрепления жесткости опрокидывателя приварить к нему сверху стальной уголок.
- Из трубы изготовить поперечину, которая будет соединяться со стойкой при помощи болтов. С одного конца элемента приварить кронштейн, в который нужно укрепить еще одну короткую стойку, ее длины должно быть достаточно для выхода из зоны переворачивающейся земли. В этой стойке просверлить отверстия под винт – это будет нужно для выставления нужной высоты копания.
- При помощи двух приваренных пластин с проушинами к стойке крепится тяга мотоблока МТЗ двумя болтами и фиксируется гайками.
- Если в процессе работы земля застревает в просвете между режущим и переворачивающим плугами, между ними можно приварить тонкий жестяной лист. Благодаря этому почва будет идти плавно и быстро по дуге, и переворачиваться пластом.
Преимущества конструкции, сделанной самостоятельно:
- точно соответствует типу обрабатываемого грунта: настраивается индивидуально угол отвала и, ширина и глубина вспашки;
- контролируется качество материалов и соблюдение всех технологических норм – это повышает срок службы инструмента;
- плуг делается с учетом мощности мотоблока среднего или тяжелого класса, корректируется самостоятельно его вес – это обеспечит эффективную обработку грунта и исключит пробуксовки колес;
- при необходимости на оборотный плуг можно установить дополнительный режущий диск или регулируемое колесо.
Картофелекопалка для мотоблока МТЗ
Плуговая картофелекопалка для мотоблока МТЗ, которая с легкостью изготавливается своими руками, похожа по форме и принципу работы на окучник или плуг.
Сначала из стального листа толщиной не менее 3 мм вырезается заготовка ножа копалки по чертежу:
Для того, чтобы при выкапывании нож не повреждал клубни, углы нужно обязательно скруглить. Затем согнуть заготовку по бокам, помогая молотком придать нужную форму, и приварить к ней прутья диаметром 0,7-0,8 см и длиной 35-40 см, оставляя расстояние между ними около 2 см.
Чтобы изготовить крепление копалки, из металлической полосы толщиной 10 мм сварить Т-образную заготовку, и сделать в ней отверстия, которые понадобятся для регулировки глубины копания в дальнейшем. Приварить держатель к ножу-лопате снизу, а вверху – к укороченному лучу. Держатель при креплении к мотоблоку устанавливается в щелевом пазу горизонтального кронштейна, а для регулировки угла ножа самодельной картофелекопалки сзади ввинчиваются 2 регулировочных болта.
Такой картофелевыкапыватель плугового типа ставится на мотоблок МТЗ сзади. Он проходит ровно посередине картофельного ряда, углубляясь на 14-18 сантиметров и подрывая его. Выкопанные корнеплоды остаются на поверхности земли позади идущего вперед мотоблока.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость агрегатов МТЗ:
05 | 06 | 08 | 09 | 12 |
От 25000 рублей | От 40000 рублей | От 55000 рублей | От 70000 рублей | От 75000 рублей |
Владимир, 52 года, Екатеринбург: «Покупал мотокультиватор 09Н в 2015 году за 72000 рублей. Использую его для подготовки к пахоте и для уборки снега. Хороший агрегат, могу отметить ускоренные шестерни и мощный двигатель. Из минусов — утечка масла спустя 2 года эксплуатации».
Павел, 37 лет, Москва: «Приобретал тяжелый мотоблок 2 года назад. Есть проблемы с переключением передач и отключением блокировки дифференциала. С сельскохозяйственными работами на дачном участке агрегат справляется хорошо. Дополнительно покупал адаптер, проблем с установкой не возникло».
Алексей, 41 год, Саратов: «Модель 06 — это неплохой помощник для выполнения работ на дачном участке. Покупал в 2015 году. Через год начала барахлить коробка передач, пришлось ее заменить. Для зимы приобрел навесы для чистки снега. Отвал брать побоялся, взял ротор».
Виталий, 39 лет, Воронеж: «Покупал МТЗ 09Н для подготовки почвы к посадке. Агрегат хорошо справляется с рыхлением, боронованием, окучиванием грунта. Из минусов отмечу, что были проблемы с установкой фрез — туго входили в пазы. Плюс — экономный расход топлива».
Борис, 36 лет, Челябинск: «Использую мотоблок 08 уже 4 года. Для обкатки потребовалось 3 дня. Это хорошая техника, но есть несколько минусов, например нечеткое переключение передач и сложность установки адаптера».
Здравствуйте Мне интересует мотоблок Беларус 09 H комплект есть почвофрезой ?