Лучшие мотоблоки МТЗ и навесное оборудование: как утяжелить, оборотный плуг, картофелекопалка, какое масло заливать

Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.

Мотоблоки белорусские

Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ

Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.

Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.

МТЗ-05

Технические показатели мотоблока МТЗ-05:

Тяговый класс0,1
Габариты, м1,8*0,85*1,07
Дорожный просвет, м0,3
Максимальная скорость движения, км/ч10
ДвигательДизельного типа, 5 лошадиных сил
Модель мотораУД-15
Объем бака, л5
Средний расход топлива, л/ч0,35
Тип сцепленияМногодисковый
МуфтаФрикционная
УправлениеРучное
Количество передних передач4
Количество передач заднего хода2
Номинальная частота вращения маховика, об/мин1000
Межколесная блокировкаДа
Вес, кг135

Данная техника предназначена для следующих видов работ:

  • вспашка грунта небольшой плотности;
  • боронование;
  • культивация;
  • междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
  • транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.

В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.

МТЗ-06

Показатели техники МТЗ-06:

МоторКарбюраторного типа с системой воздушного охлаждения
Мощность5,5 лошадиных сил
Тип сцепленияФрикционный, многодисковый
Тип коробки передачМеханический
Количество скоростей4 передние передачи

2 задние передачи

Тип колесПневматический
Ширина колеи, мДо 0,7
Расстояние дорожного просвета, м0,7
Глубина обработки почвы, м0,3
Вал отбора мощностиДа
Номинальная частота вращения маховика, об/мин1000
Тип управленияРулевой
Радиус разворота, м1
Объем бака для горючего, л6
Максимальная рабочая скорость, км/ч15
Тип дифференциалаШестеренчатый
Гарантия1 год
Габариты техники, м1,8*0,86*1,07
Масса, кг135

Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.

На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.

МТЗ-08

Технические показатели модели 08:

ДвигательGX240K1S1 Honda
Расстояние дорожного просвета, м0,29
Радиус поворота, м1
Колея, мДо 0,7
Рабочая температура-20°…+30°С
Передачи переднего хода4
Передачи заднего хода2
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч11,6
Номинальная частота вращения маховика, об/мин1200
Мощность двигателя9 лошадиных сил
Муфта сцепленияМногодисковая с ручным управлением, работающая на масле
Тип коробки передачМеханический
Расход топлива, г/квт. ч319
Максимальная масса перевозимого груза, кг650
Колесная формула2*2
Вал отбора мощностиДа
РеверсДа
Размеры, м1,78*0,85*1,07
Вес, кг176

Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.

На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.

МТЗ-09

Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:

Габариты, см178*84,6*107
Расстояние дорожного просвета, см30
Минимальный радиус поворота, см10
Колея, смДо 70
Класс тяги0,1
Топливный бак, л6
Материал корпусаЧугун
Максимальная скорость движения, км/ч12
Максимальный вес прицепа, кг650
Расход горючего, г/кВт319
ДвигательHonda GX270
Количество цилиндров1
КолесаПневматические
Масса, кг176

Среди плюсов данной модели можно выделить:

  • Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
  • Надежный корпус, выполненный из чугуна.
  • Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
  • Нет тросов.
  • Низкий уровень шума во время выполнения работ.
  • Эргономичная рукоятка.
  • Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
  • В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.

МТЗ-12

Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:

Тип двигателяЧетырехтактный, карбюраторный
Система охлажденияВоздушная
Мощность мотора11 лошадиных сил
Количество передач вперед4
Количество передач назад2
Тип дифференциалаШестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой
СцеплениеМногодисковое
УправлениеРучное
Максимальная скорость движения, км/ч9,6
Колея, смДо 70
Глубина обработки грунта, см30
Максимальный вес прицепа, кг650
Вал отбора мощностиДа
Скорость валового вращения, об/мин1000
Размер колес, см15*33
Габариты, м1,89*0,85*1,01
Масса, кг148

Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.

На МТЗ-12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.

Ремонт и модернизация

Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.

Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.

Как сделать свет на мотоблоке МТЗ

Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:

  • электрическую дрель;
  • паяльник;
  • отвертку;
  • гаечный ключ;
  • кусачки;
  • термоусадочную трубку;
  • электрический кабель;
  • фару;
  • габаритные и поворотные фары.

Порядок действий:

  1. К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
  2. Фару вынести на отдельный кронштейн.
  3. На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
  4. Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
  5. Присоединить провода к генератору и клеммам.
  6. Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
  7. Все скрутки и места соединения изолировать.

Модель с фарой

Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.

Какое масло заливать в двигатель мотоблока

Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:

  1. API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
  2. API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
  3. API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.

Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.

Как утяжелить мотоблок

Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:

  • 2 гири по 5 кг;
  • 2 блина по 10 кг;
  • 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
  • кусок шестигранного полнотелого профиля;
  • 2 мотоблочные шплинты.

Порядок действий:

  1. От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
  2. Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
  3. Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
  4. Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
  5. Присоединить к сцеплению гирю.
  6. Все покрасить и дать краске высохнуть.
  7. Проделать те же действия для второго колеса.

Утяжелитель для колеса

Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.

Можно добавить вес корпусу техники:

  1. Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
  2. В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.

К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.

Адаптеры

Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.

Прицепы

Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.

Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:

  • длина — 1,4 м;
  • ширина — 1 м.

Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.

Фреза

Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.

Фреза для МТЗ

Типы фрез:

  • шестизубчатая;
  • семизубчатая;
  • внутренняя;
  • наружная;
  • разборная.

Плуг

Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.

Регулировка плуга включает в себя:

  • регулировку заглубления;
  • регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.

Копалка

Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.

Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:

  • сошка;
  • полевая планка;
  • наконечник-лапа культиватора;
  • зубья.

Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:

  1. Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
  2. Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
  3. Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.

Косилка

Роторная косилка необходима для скоса травы.

Плюсы данного дополнительного оборудования:

  • скошенная растительность укладывается в валки;
  • диски имеют простую конструкцию;
  • его легко ремонтировать.

Роторная косилка на МТЗ

Снегоуборщик

Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.

Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.

В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.

Что можно сделать своими руками

Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:

  1. Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
  2. Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
  3. Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.

Также можно сделать адаптер для мотоблока своими руками:

  1. Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
  2. Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
  3. К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
  4. К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
  5. Сиденье прикрепляют на опору.

Самодельный адаптер

Оборотный плуг для мотоблока МТЗ

Плуг для мотоблока МТЗ можно сделать своими руками, если у вас имеются навыки обработки металла, соответствующие инструменты и материалы:

  • труба стальная прямоугольного сечения для изготовления каркаса;
  • картон для вырезания шаблона;
  • сварочный аппарат;
  • дрель и сверло по металлу;
  • лист стали 3-5 мм толщиной;
  • кусок высоколегированной стали для изготовления лемеха;
  • наждачная бумага;
  • наковальня;
  • большой молоток;
  • листогибочные вальцы или газовая горелка для разогрева металла;
  • мел, маркер, карандаш.

Рассмотрим процесс изготовления оборотного плуга, который отлично подходит для вспашки твердых типов грунта и целины.

  1. Сначала необходимо сделать 2 лемеха для подрезающего (нижнего) и переворачивающего (верхнего) элементов. Один продольный край лемеха расплющивается на наковальне, а затем затачивается.
  2. Далее по соответствующему шаблону вырезать газовой или электросваркой два отвала, форма которых должна быть зеркальной друг относительно друга.
  3. Выгнуть отвалы, подав их на листогибочные вальцы под углом 20°-23°, либо придать форму при помощи горелки и молотка.
  4. Заклепками прикрепить лемехи к отвалам, шляпки крепежа требуется тщательно отполировать.
  5. Из трубы прямоугольного сечения изготовить стойку, приварить ее к готовым однокорпусным плужным элементам.
  6. Для укрепления жесткости опрокидывателя приварить к нему сверху стальной уголок.
  7. Из трубы изготовить поперечину, которая будет соединяться со стойкой при помощи болтов. С одного конца элемента приварить кронштейн, в который нужно укрепить еще одну короткую стойку, ее длины должно быть достаточно для выхода из зоны переворачивающейся земли. В этой стойке просверлить отверстия под винт – это будет нужно для выставления нужной высоты копания.
  8. При помощи двух приваренных пластин с проушинами к стойке крепится тяга мотоблока МТЗ двумя болтами и фиксируется гайками.
  9. Если в процессе работы земля застревает в просвете между режущим и переворачивающим плугами, между ними можно приварить тонкий жестяной лист. Благодаря этому почва будет идти плавно и быстро по дуге, и переворачиваться пластом.

Преимущества конструкции, сделанной самостоятельно:

  • точно соответствует типу обрабатываемого грунта: настраивается индивидуально угол отвала и, ширина и глубина вспашки;
  • контролируется качество материалов и соблюдение всех технологических норм – это повышает срок службы инструмента;
  • плуг делается с учетом мощности мотоблока среднего или тяжелого класса, корректируется самостоятельно его вес – это обеспечит эффективную обработку грунта и исключит пробуксовки колес;
  • при необходимости на оборотный плуг можно установить дополнительный режущий диск или регулируемое колесо.

Картофелекопалка для мотоблока МТЗ

Плуговая картофелекопалка для мотоблока МТЗ, которая с легкостью изготавливается своими руками, похожа по форме и принципу работы на окучник или плуг.

Сначала из стального листа толщиной не менее 3 мм вырезается заготовка ножа копалки по чертежу:

Картофелекопалка для мотоблока МТЗ чертеж и размеры

Для того, чтобы при выкапывании нож не повреждал клубни, углы нужно обязательно скруглить. Затем согнуть заготовку по бокам, помогая молотком придать нужную форму, и приварить к ней прутья диаметром 0,7-0,8 см и длиной 35-40 см, оставляя расстояние между ними около 2 см.

Чтобы изготовить крепление копалки, из металлической полосы толщиной 10 мм сварить Т-образную заготовку, и сделать в ней отверстия, которые понадобятся для регулировки глубины копания в дальнейшем. Приварить держатель к ножу-лопате снизу, а вверху – к укороченному лучу. Держатель при креплении к мотоблоку устанавливается в щелевом пазу горизонтального кронштейна, а для регулировки угла ножа самодельной картофелекопалки сзади ввинчиваются 2 регулировочных болта.

Такой картофелевыкапыватель плугового типа ставится на мотоблок МТЗ сзади. Он проходит ровно посередине картофельного ряда, углубляясь на 14-18 сантиметров и подрывая его. Выкопанные корнеплоды остаются на поверхности земли позади идущего вперед мотоблока.

Отзывы владельцев и цены

Стоимость агрегатов МТЗ:

0506080912
От 25000 рублейОт 40000 рублейОт 55000 рублейОт 70000 рублейОт 75000 рублей

Владимир, 52 года, Екатеринбург: «Покупал мотокультиватор 09Н в 2015 году за 72000 рублей. Использую его для подготовки к пахоте и для уборки снега. Хороший агрегат, могу отметить ускоренные шестерни и мощный двигатель. Из минусов — утечка масла спустя 2 года эксплуатации».

Павел, 37 лет, Москва: «Приобретал тяжелый мотоблок 2 года назад. Есть проблемы с переключением передач и отключением блокировки дифференциала. С сельскохозяйственными работами на дачном участке агрегат справляется хорошо. Дополнительно покупал адаптер, проблем с установкой не возникло».

Алексей, 41 год, Саратов: «Модель 06 — это неплохой помощник для выполнения работ на дачном участке. Покупал в 2015 году. Через год начала барахлить коробка передач, пришлось ее заменить. Для зимы приобрел навесы для чистки снега. Отвал брать побоялся, взял ротор».

Виталий, 39 лет, Воронеж: «Покупал МТЗ 09Н для подготовки почвы к посадке. Агрегат хорошо справляется с рыхлением, боронованием, окучиванием грунта. Из минусов отмечу, что были проблемы с установкой фрез — туго входили в пазы. Плюс — экономный расход топлива».

Борис, 36 лет, Челябинск: «Использую мотоблок 08 уже 4 года. Для обкатки потребовалось 3 дня. Это хорошая техника, но есть несколько минусов, например нечеткое переключение передач и сложность установки адаптера».

Вы пользуетесь мотоблоком МТЗ?

Читайте также:
Виктор

Продавец-консультант с 7 летним стажем по продаже сельхозтехники.

Оцените автора
SPECMAHINA
Добавить комментарий

  1. Камил

    Здравствуйте Мне интересует мотоблок Беларус 09 H комплект есть почвофрезой ?

    Ответить
Adblock
detector