Бульдозер Т-170 — самоходный гусеничный трактор многоцелевого назначения, который применяют в сельском хозяйстве для обработки и перемещения грунта, в строительстве — для засыпки котлованов, траншей, глубоких ям. Кроме традиционных работ, с помощью мощного отвала землеройная машина расчищает снег на дорогах, планирует строительные площадки, выполняет погрузочно-разгрузочные операции.
Машина Т-170 выпускалась на Челябинском заводе (ЧТЗ) с 1988 года на протяжении 14 лет на базе трактора Т-130 с усовершенствованием его трансмиссии. Поэтому данный вид техники отличается высокой мощностью, маневренностью, многофункциональностью и простотой эксплуатации.
Устройство и технические характеристики бульдозера Т-170
Согласно руководству по эксплуатации бульдозера, машина имеет следующие особенности:
- возможность выбора двигателя на 160 или 180 л. с.;
- наличие 4-вальной коробки передач (КПП) с 8 передачами вперед и 4 назад, для болотохода предусмотрено 6 передних скоростей и 3 реверса;
- расход топлива на дизеле Д-180 составляет 218 г/кВт*ч;
- возможность работы с любым горючим;
- высокая эксплуатационная и сменная производительность бульдозера за час работы;
- возможность функционирования в условиях низких температур, до -15°C;
- наличие 7 разных видов гусениц;
- габариты с отвалом — 4600х2480х3180 мм;
- размеры болотоходов: база — 2280 мм, ширина — 3230 мм.
Заправочные объемы представлены так:
- топливный бак — 300 л;
- охлаждающая система — 60 л;
- система смазки двигателя — 32 л;
- КПП и задний мост — 50 л;
- бортовой редуктор — 12 л;
- гидравлическая система — 100 л.
На вопрос, сколько весит бульдозер Т-170, можно ответить только после изучения полной комплектации машины. Вес облегченной модели составляет 13 тыс. кг, базового гусеничного трактора — 15990 кг, трубоукладчика — 17700 кг.
Ходовая часть
Ходовая система представляет собой жесткую конструкцию, состоящую из 2 одинаковых сварных тележек. На каждой раме устанавливаются следующие механизмы:
- гусеничные цепи;
- механизм сдавливания гусеницы;
- механизм натяжения;
- натяжные колеса;
- подвеска;
- опорные катки.
Гусеница — скрепленные между собой, штампованные, выполненные из качественной стали звенья особой формы для удобного передвижения машины.
Механизм натяжения — гидравлический цилиндр, регулирующий натяжение цепи путем изменения давления. Рабочей жидкостью является смазка.
Механизм сдавливания состоит из 2 цилиндрических пружин, стянутых стержнем.
Подвеска тележек — 3-точечная, полужесткая. Балансирная балка находится в поперечном положении между тележками. Управление происходит с помощью встроенного микропроцессора, при раскачивании балка упирается в гусеничные тележки.
Между подвеской и остовом машины на роликовых подшипниках расположены опорные катки. Поддерживающие катки закреплены шариковыми подшипниками на верхней части гусеницы.
В стандартной комплектации каждая тележка состоит из 5 катков.
Двигатель
На модель Т-170 устанавливается 2 вида моторов:
- Д-160;
- Д-180.
Чаще технику комплектуют 4-тактным 4-цилиндровым дизельным двигателем Д-180 с турбонаддувом, который имеет такие характеристики:
- мощность — 180 л. с.;
- рабочий объем — 14,48 л;
- система охлаждения — жидкостная;
- диаметр цилиндра — 150 мм;
- скорость вращения коленвала — 1250 об/мин;
- ход поршня — 205 мм;
- система пуска — пусковой двигатель П-23У или электростартер.
Ресурс дизеля составляет 10 тыс. моточасов до капитального ремонта.
Дизельный двигатель оборудуется механизмом для уменьшения вибраций.
Мотор работает на дизельном топливе, керосине и газовом конденсате.
Двигатель Д-160 с мощностью 160 л. с. заводом 15 лет не выпускается, используется в тракторах Т-170 только после проведения капремонта. Кроме мощности и более низкой цены, существенных отличий не имеет.
Трансмиссия
Передача механической энергии двигателя выполняется механической трансмиссией.
Постоянно замкнутая муфта сцепления сухого трения смонтирована на двигателе. Она состоит из таких элементов:
- гидросервированный привод включения;
- 2 ведущих диска;
- 2 ведомых диска.
С наружной стороны муфта защищена кожухом.
Устройство КПП представляет собой 4-вальный механизм с шестернями постоянного зацепления, способствующий получению 8 передач переднего и 4 — обратного хода. При переключении передач применяются специальные рычаги. Каждый вал имеет 2 опоры на 3 подшипниках качения.
Смазка деталей валов КПП осуществляется под давлением. Поворот, торможение и остановка бульдозера обеспечивают многодисковые бортовые фрикционы и ленточные тормоза с сухим трением.
Установка зажигания включает в себя:
- магнето UZ;
- 2 искровые свечи EK1 и ЕК2;
- 2 провода высокого напряжения;
- коммутационные устройства;
- механизмы блокировки.
Свечи зажигания — неразборные, с керамической изоляцией.
Кабина
Кабина представляет собой цельнометаллический сварной каркас из труб прямоугольного сечения, обложенный панелями из шумопоглощающих материалов. Широкий угол обзора обеспечивается просторным остеклением кабины и наличием зеркала заднего вида. На крыше находится аварийный люк. Двери оборудованы запорными механизмами, левая дверь закрывается на ключ, снаружи установлены поручни. Угол открытия дверного полотна составляет 180°.
Мягкое и удобное сидение разработано фирмой Pilot.
Для поддержания оптимальной температуры и чистоты воздуха кабина оснащена масляным отопителем и вентиляционной системой.
Жесткий каркас установлен по технологии ROPS-FOPS, что обеспечивает защиту оператора от падений грузов сверху и опрокидывания машины.
Гидравлика и электрооснащение
Гидросистема раздельно-агрегатного типа управляет вспомогательными устройствами и состоит из таких устройств:
- привод с гидронасосом НШ-100А-ЗЛ;
- гидрораспределитель Р-160;
- гидробак;
- гидролинии соединения агрегатов.
Номинальное давление в системе составляет 16 МПа.
Электрооборудование в тракторе служит для освещения, вентиляции, отопления, звуковой сигнализации, очистки стекол. Работа контрольно-измерительных приборов на панели напрямую зависит от электрооснащения.
Источниками энергии являются генератор и аккумуляторные батареи 6СТ-182ЭМС или 6СТ-75ТМ.
Навесное оборудование
В качестве вспомогательного оборудования часто используют такие механизмы:
- отвалы;
- тяговые лебедки;
- рыхлители;
- трубоукладчики;
- корчеватели пней.
Бульдозеры с прямым неповоротным отвалом выполняют планировочные работы, подготавливают строительные площадки, засыпают траншеи и котлованы. Основное применение прямых поворотных устройств — строительство дорог, очистка дорожных покрытий от грунтовых наслоений.
Неповоротный отвал с гидроперекосом используют при изменении положения в вертикальной плоскости. Во время работы на склонах бульдозер сохраняет прямолинейное движение.
Полусферический отвал характеризуется универсальностью и высокой эффективностью. Для увеличения объема перемещаемого грунта механизм оборудован боковыми щеками и козырьком.
Сферический неповоротный отвал используется для перемещения щебня, шлаков, угля. Закругленные боковые секции способствуют смещению грунта к центру отвала, что уменьшает потери материала при транспортировке и увеличивает его объем.
Корчеватели устанавливаются вместо классического отвала и предназначаются для удаления пней, кустарников, мелких деревьев, камней при очищении просек.
Для снятия верхнего земельного слоя используют рекультивационные отвалы с широкими секциями.
Угольные и торфяные навесные механизмы разработаны специально для работы с сыпучими материалами.
Основные модификации
На рынке предлагается более 80 модификаций бульдозера. Каждой модификации присваивается условное обозначение, отличающееся по технологическим признакам:
- по исполнению кабины и типу мотора;
- по модификации;
- по типу пускового устройства;
- по типу бульдозерного или рыхлительного оборудования;
- по виду задней навески.
Большое распространение в строительстве и сельском хозяйстве получили бульдозеры:
- Т-170.01 с электростартерной системой пуска;
- болотоходный Т-170Б.01-1 с электростартером;
- Т-170МБ.01-1ДЗ — болотоходный с 4-гранной кабиной, мотором Д-180, электростартерным пуском и прямым поворотным отвалом.
Ремонт бульдозера Т-170
Ремонт трактора Т-170 может быть как текущим, так и капитальным. Текущее обслуживание подразумевает замену быстроизнашивающихся деталей. При капитальном ремонте Т-170 осуществляются комплексные работы любого уровня сложности.
О необходимости проведения технических процедур свидетельствует предельное состояние и неисправности сборочных единиц. Перед началом процесса производят диагностику машины.
При наличии дефектов в моторе меняют поршневую группу, вкладыши, производят регулировку клапанов, ремонтируют масляный насос, проверяют топливную аппаратуру.
В процессе эксплуатации трактора часто происходит износ фрикционных накладок, в результате чего уменьшается зазор в муфте сцепления и свободный ход штока сервомеханизма. При зазоре 2 мм и свободном ходе 6 мм осуществляют регулировку сцепления Т-170.
При пробуксовке бортовых фрикционов ремонтируют механизм управления поворотом. Свободный ход рычага устанавливают так, чтобы он соответствовал 55-80 мм вправо и влево от вертикального положения. Регулировка фрикционов способствует правильной работе механизма.
Признаками для проведения ремонта ходовой части машины являются износ, трещины, разрушение более 50% опорных катков, посадочных мест под подшипники, реборд, ведущих и натяжных колес.
Гусеницы являются дорогостоящими запчастями, поэтому при эксплуатации бульдозера проводят своевременное техническое обслуживание и ремонт.
Достоинства и недостатки
Главными отличительными достоинствами модели Т-170 являются такие:
- высокая мощность;
- отличная проходимость в болотистой местности и густых лесах;
- надежность;
- многофункциональность;
- длительный срок эксплуатации;
- выносливость в жестких условиях;
- экономичность;
- ремонтопригодность;
- доступность запасных частей и комплектующих.
К недостаткам относят:
- быстрый износ фрикционной муфты;
- слабая шумоизоляция;
- габаритные размеры с отвалами.
Цена и отзывы владельцев
Цены на технику Т-170 зависят от года выпуска, срока эксплуатации, пробега, наличия ремонта и общего состояния машины.
Стоимость заводских модификаций варьируются в пределах 3-4 млн рублей в зависимости от оснастки.
Цена машины на вторичном рынке снижена до 900 тыс. рублей.
Старые модели с мотором Д-160 можно купить за 300 тыс.рублей.
Отзывы владельцев техники положительные.
Станислав, 50 лет, Вологда
Наша фирма работает с техникой отечественного производства уже 5 лет. Покупали 2 бульдозера в хорошем состоянии. Эксплуатируются они в трудных условиях, но безотказность просто поражает. Запчасти всегда доступны, сравнительно недорогие, поэтому ремонт не требует больших финансовых затрат. По сравнению с импортными моделями, наши бульдозеры не такие капризные, справляются с любой поставленной задачей.
Михаил, 34 года, Красноярск
Каждый год беру в аренду Т-170 для работы. Старенькая модель, но с высокими характеристиками. Бульдозер отличается большой функциональностью: бетон вскрывал, промерзшую до 30 см землю переворачивал и рыхлил, выкорчевывал кусты и мелкие деревья. За время эксплуатации менял в нем только расходники.
Аналоги
Главными аналогами модели Т-170 считаются бульдозеры Т-10М и Б-10М, предназначенные для рыхления скальных пород и тяжелых грунтов. Они уверенно работают в тяжелых климатических условиях, отличаются надежностью узлов и высокой производительностью. Стоимость машин достигает 3 млн рублей.