Технические характеристики легендарного трактора ДТ-54 и его модификаций

История трактора ДТ-54 началась в 1949 году, когда машина сменила на конвейере Сталинградского тракторного завода гусеничный СТЗ-НАТИ, который выпускался с 1937 года. Модель 54 и модернизированный 54А выпускалась 30 лет. Производство первого дизельного трактора в СССР велось на заводах в Волгограде (СТЗ, позднее ВгТЗ), Харькове (ХТЗ) и Рубцовске (АТЗ). Трактор применялся для освоения целинных земель и стал поистине легендой. Всего было выпущено 958 000 экземпляров.

Гусеничный ДТ

Машины поставлялись на экспорт и производились за рубежом по лицензии. Трактор стал первой массовой гусеничной машиной, выпускаемой в Китае.

Трактор ДТ-54

В основе машины находится рама, собранная из 2 продольных швеллеров, переднего бруса, 2 центральных поперечин и кормовой оси круглого сечения. Опорные катки размещены на 4 каретках, оснащенных пружинными подвесками. Использование гусеничной ходовой части позволило использовать машину на труднопроходимой и заболоченной местности.

На тракторе применялся оригинальный 4-цилиндровый вихрекамерный дизельный двигатель модели Д-54. Двигатель оснащался единой головкой блока. Агрегат при рабочем объеме 7460 см³ развивал мощность 54 л.с. при 1 300 об/мин. Пуск выполнялся бензиновым мотором ПД-10, установленным через 2-ступенчатый редуктор. На тракторе использовалось сухое сцепление с 1 диском и 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным ходоуменьшителем. По отдельному заказу коробка комплектовалась валом и приводными шкивами для работы с навесным оборудованием.

Мотор Д-54

Управление осуществляется педалями и рычагами, установленными в кабине оператора. Ранние выпуски оснащены общей системой управления бортовыми фрикционами и тормозами поворота. Впоследствии система стала раздельной. Кабина закрытого типа, оснащается системой отопления. Нагретый воздух подается вентилятором через отверстия в передней стенке кабины. Отверстия снабжены поворотной заслонкой, которая регулирует подачу воздуха.

После модернизации, проведенной в середине 50-х годов, трактор и двигатель получили обозначение 54А. Доработки коснулись поршневой группы, изменились фазы газораспределения и впрыска топлива, стал применяться генератор переменного тока. Улучшенные технические характеристики позволили повысить производительность работы при одновременном снижении затрат на топливо и техническое обслуживание. Тяговые свойства и номенклатура навесного оборудования не изменились.

Гидравлическая система сохранила раздельную схему подачи жидкости к агрегатам. Навесной механизм мог собираться по схеме с 2 и 3 точками крепления. Для привода оборудования использовался вал, подключенный к валу заднего хода в коробке передач через муфту кулачкового типа.

Трактор ДТ-74

Машина на гусеничном ходу, относится к тяговой категории 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на основе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство трактора велось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было изготовлено более 880 000 машин.

Особенностью трактора стало применение 4-цилиндрового дизеля СМД-14А с системой жидкостного охлаждения.

Усовершенствование процессов сгорания топлива позволило поднять мощность до 75 л.с. Мотор оснащался оригинальным воздухоочистителем с циклонной камерой, соединяющейся трубопроводом с выпускным коллектором. При работе двигателя поток выхлопных газов создавал разрежение, которое вытягивало из фильтра скапливающуюся пыль.

Технические характеристики трактора удалось повысить с применением механической 6-скоростной коробки передач и усиленной муфты сцепления, оснащенной 2 дисками. На коробке по заказу устанавливался ходоуменьшитель. Поздние трактора ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой, имеющей 1 передачу заднего хода вместо 2. Вал привода навесного оборудования имеет привод от муфты сцепления.

Гусеничный бульдозер

Описание габаритов и вес машины:

  • длина — 4 225 мм;
  • ширина — 1 845 мм;
  • высота — 2 325 мм;
  • вес снаряженный — 5 910 кг.

Гидравлическая система оснащалась расходным баком, установленным под крылом на правой стороне. На поздних выпусках использовался модернизированный механизм навески, укомплектованный телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Навеска собиралась по 2 и 3-точечной схеме.

Основные модификации

Трактор ДТ-54А поставлялся в нескольких модификациях:

  • 54А-С1 — с навесной гидравлической системой и выносными цилиндрами;
  • 54А-С2 — без возможности монтажа навесного оборудования и без силовой гидравлики;
  • 54А-С3 — без гидравлики;
  • 54А-С4 — вариант С1, но без выносных гидравлических цилиндров.

Машины модификации ДТ-54А-С1 использовались для создания бульдозеров, при выполнении тяжелых сельскохозяйственных и лесотехнических работ. На базе ДТ-54А выпускался болотный трактор ДТ-55А. Машина отличалась направляющими колесами увеличенного диаметра, которые позволили увеличить опорную площадь гусеницы. Звенья гусеницы уширены и оснащены укороченными шпорами.

Модификация ДТ

Трактор ДТ-74 послужил основой для выпуска нескольких моделей:

  • 74А-С1 — оборудован валом привода навесного оборудования и гидравликой с основным и 3 выносными силовыми цилиндрами;
  • 74А-С2 — укомплектован валом привода, но не имеет основного силового цилиндра и механизма навески;
  • 74А-С3 — не комплектуется прицепным устройством и гидросистемой, оснащен только приводным валом;
  • 74А-С4 — имеет вал и гидравлику без силовых цилиндров и магистралей к ним;
  • 74А-С5 — с валом и гидравликой, но без навесной системы и без основного и дополнительных силовых гидроцилиндров.

Достоинства и недостатки

Отзывы владельцев машин ДТ-54А и 74 позволяют выделить ряд положительных сторон техники:

  • возможность работы с агрегатами для культивирования почвы;
  • маневренность;
  • проходимость;
  • ремонтопригодность;
  • низкая цена, возможность применения запасных частей от другой техники;
  • возможность модернизации двигателя СМД-14А путем установки турбины и измененной поршневой группы.

Отрицательными чертами тракторов являются:

  • устаревшая конструкция, сложности с приобретением запасных частей;
  • сложности с запуском двигателя СМД-14А в зимнее время;
  • шумная кабина;
  • отсутствие регулировок сидения оператора;
  • малая транспортная скорость, усложняющая перегонку машины.

Цена и отзывы владельцев

Трактор модели 54 последних выпусков можно приобрести за 60 000 — 80 000 руб. Машины находятся в разукомплектованном состоянии, ряд узлов и агрегатов заменен на детали от других тракторов. Более свежие ДТ-54А оцениваются в сумму до 150 000 руб. Машины после нескольких капитальных ремонтов, комплектуются навесным оборудованием. Тракторы ДТ-74 оцениваются владельцами в сумму 100 000 — 200 000 руб. Стоимость зависит от состояния машины.

Иван, Белгородская область

На ранних этапах создания фермерского хозяйства применялся арендованный трактор ДТ-74. Конструкция машины простая, при поломках все узлы доступны для ремонта. Управление тяжелое, особенно это касается муфты сцепления и рычагов. Установка гидроусилителей могла бы улучшить ситуацию и сделать машину удобнее в работе.

БУ трактор

Николай, Воронежская область

Для работы на ферме используется колесная техника. Гусеничный ДТ-74 стоит в резерве и эксплуатируется несколько дней в году для вспашки почвы. Комфорт при работе низкий, но все компенсируется проходимостью и тяговым усилием. Отказов узлов не было, мелкие неисправности устраняются в процессе работы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации