Самый популярный советский трактор ДТ-14 и другие дизельные модели

В Советском Союзе существовало несколько тракторных заводов, производивших технику под аббревиатурой ДТ, которая расшифровывается как «дизельный трактор». Харьковский тракторный завод в 1955 году начал выпуск садовой колесной машины ДТ-14. Бульдозер ДТ производился на заводе в Волгограде.

Дизельные трактора

Предназначение

Трактор ДТ выпускался на колесном и гусеничном шасси. Легкие колесные машины предназначены для выполнения работ в овощеводстве, вспашки мягкого грунта, перевозки грузов на малогабаритных прицепах. Мощные гусеничные тракторы применяются в качестве тягачей, сельскохозяйственных или строительных машин. На базе трактора могут устанавливаться поливальные установки, буровые станции и прочее оборудование.

По заказу гусеничные машины ДТ производились с ходовой частью, приспособленной для движения по топкому грунту или крутым склонам. Гусеничные ленты машин оснащены звеньями с увеличенной шириной. Ведущие колеса имеют больший диаметр, что позволило нарастить опорную поверхность гусеницы и снизить удельное давление на грунт. Звенья оборудованы грунтозацепами, повышающими проходимость на слабом грунте.

ДТ-12

Минитрактор ДТ-12 Cameo не имеет никакого отношения к машинам, разработанным в СССР. Под этим названием продается китайский малогабаритный трактор с дизельным мотором мощностью 12 л.с. при 2400 об/мин. Двигатель оснащен одним цилиндром с рабочим объемом 632 см³. Смазка дизеля принудительная, подача масла ведется из картера, который вмещает 1,5 л жидкости. Для запуска применяется электростартер или пусковая рукоятка.

Малогабаритный трактор

Трансмиссия состоит из 1-дискового сцепления и механической 3-скоростной коробки передач. Сцепление связано с коробкой ременной передачей. Коробка оснащена дополнительным пониженным рядом, расширяющим возможности применения трактора. При движении по шоссе машина достигает скорости 23 км/час. Для остановки применены барабанные тормоза, расположенные на задней оси.

Трактор оснащается гидравлической системой, предназначенной для управления навесным оборудованием. На задней части машины имеется вал, служащий для привода сельскохозяйственного оборудования. Вал закрыт предохранительным металлическим экраном.

Над задними колесами располагается рабочее место оператора, оснащенное мягким сидением, регулируемым по расстоянию от педального узла. Навес и дуга безопасности конструкцией не предусмотрены. Рулевое управление механического типа оснащено редуктором червячного типа. Масса трактора ДТ-12 в снаряженном состоянии составляет 410 кг.

ДТ-14

Легкий колесный трактор, предназначенный для несложных сельскохозяйственных работ. Создан на основе бензиновой машины ХТЗ-7. На машине применялся 1-цилиндровый дизельный двигатель модели Д-14, который развивал мощность 14 л.с. Для запуска использовался бензин. В головке имелся механизм декомпрессии, позволявший избежать детонационного сгорания. Декомпрессор обеспечивал пониженную степень сжатия, после запуска и прогрева производился переход на дизельное топливо. Декомпрессор при этом отключался.

Легкий колесный трактор

В 1957 году выпускалась модификация ДТ-14А, оснащенная электрическим стартером и электрооборудованием, рассчитанным на напряжение 12В. С осени 1957 года в серию пошла версия ДТ-14Б, которая позволяла производить запуск двигателя на дизельном топливе, без временного перехода на бензин. Трактор комплектовался гидравлической системой раздельного типа.

Двигатель и трансмиссия трактора применялась на самоходном шасси ДСШ, которое производилось в Харькове до 1961 года. Шасси использовалось для механизации сельскохозяйственных работ, а также в качестве транспортного средства.

На основе модели 14 был создан модернизированный ДТ-20, который производился до 1969 года. Эксплуатация тракторов прекращена, сохранившиеся и восстановленные машины можно увидеть в музее отечественных тракторов, находящемся в Чебоксарах.

ДТ-24

Легкий колесный трактор, применявшийся в сельском хозяйстве. Машина производилась Владимирским тракторным заводом в 50-е годы. На базе трактора была разработана модификация, предназначенная для работы на хлопковых плантациях, которая отличалась сближенными передними колесами. Хлопковый вариант производился в Узбекистане вплоть до 1970 года.

На тракторах использовался 2-цилиндровый 4-тактный мотор Д-24 с воспламенением от сжатия. Мотор имел двойную систему питания, которая позволяла подавать в цилиндры бензин или дизельное топливо. Запуск силового агрегата выполнялся на бензине путем вращения специальной рукоятки. Головка цилиндров оснащена декомпрессором, временно снижающим степень сжатия. После пуска и прогрева подключалась подача дизельного топлива, механизм декомпрессора отключался.

Модель 24

Крутящий момент от двигателя подавался на 7-скоростную коробку передач через 1-дисковую муфту сцепления «сухого» типа. Ведущие колеса заднего расположения, в приводе установлен дифференциал без возможности блокировки. Для остановки использовались тормозные механизмы, воздействующие на трансмиссию. Передние колеса поворотные, рулевой механизм механический, гидроусилитель отсутствует.

Оператор размещался на открытой площадке, расположенной между задними колесами. Трактор оснащался гидравликой, обеспечивавшей раздельное управление агрегатами. Полный вес машины составлял 2590 кг, тяговое усилие составляло 0,6 т.

ДТ-50

Обозначение ДТ-50 ошибочно присваивается колесным тракторам МТЗ-50, производства Минского завода. Машины производились более 20 лет и разошлись «тиражом» 1,26 млн шт. Трактор построен по классической схеме: полурамное шасси с несущими картерами коробки скоростей и заднего моста.

В качестве силового агрегата применялся 4-цилиндровый 55-сильный дизель. Выпускались экспортные модификации с 65-сильным мотором. На тракторах применялась 9-скоростная механическая трансмиссия, позволявшая развивать скорость до 25 км/час. Многие конструктивные решения использовались заводом МТЗ при разработке следующего поколения машин — тракторов МТЗ-80/82.

Под обозначением DT-50 Mistral в Россию поставлялся трактор, произведенный компанией Landini. Машина оснащена 48 сильным дизелем 4TNE88 Yanmar и 12-скоростной механической трансмиссией с приводом на оба моста. Силовой агрегат соответствует нормам токсичности выхлопа Евро-3. Система охлаждения жидкостная, оснащена радиатором с повышенным теплообменом. Для работы с навесным оборудованием установлена гидравлика и 2-скоростной вал отбора мощности кормового расположения.

DT-50 Mistral

Оператор располагается в закрытой кабине с большой площадью остекления. Рабочее место оборудовано сидением с амортизатором, которое регулируется в нескольких направлениях. Рулевое управление с усилителем гидрообъемного типа. По заказу машины оснащались установкой для кондиционирования воздуха.

ДТ-55

Гусеничный трактор ДТ-55 относится к тяговой категории 3 т, оснащен ходовой частью, приспособленной для работы на заболоченной местности. Машина базировалась на агрегатах гусеничного ДТ-54. С 1958 года на производственных мощностях Волгоградского тракторного завода производился модернизированный ДТ-55А.

Существовали четыре разновидности трактора:

  • 55А-С1, оснащен раздельной гидравликой и набором выносных силовых гидравлических цилиндров;
  • 55А-С2, укомплектован раздельной гидравлической системой без выносного и главного цилиндра, навеска отсутствует;
  • 55А-С3, не имеет гидравлики и навески на кормовой части;
  • 55А-С4, идентичен модели С1, за исключением снятых выносных узлов.

Гусеничный ДТ

Все версии оснащены дизельным атмосферным мотором Д-54А, развивающим мощность 54 л.с. Особенностью силового агрегата являются вихревые камеры, расположенные в днищах поршней. Мотор оснащен механизмом газораспределения с нижним расположением распределительного вала. Привод клапанов выполняется штангами и коромыслами. Запуск силового агрегата выполняется пусковым бензиновым мотором ПД-10М.

Трансмиссия состоит из 1-дискового сухого сцепления и 5-скоростной коробки передач. Перед картером коробки может устанавливаться дополнительный понижающий редуктор, увеличивающий число передач в 2 раза. Редуктор применяется при работе с рассадопосадочными сельскохозяйственными машинами.

ДТ-80

Это неофициальное название, данное машинам ДТ-75Б/75К/75В, оснащенным мотором с увеличенной до 80 л.с. мощностью. Ни один завод на территории СССР не производил трактора с обозначением ДТ-80.

Маркировку DT-80 Rex имеет еще один трактор Landini, поставлявшийся в Россию. На машинах устанавливался 82-сильный дизель 1103C33 Perkins, оснащенный турбокомпрессором. Трактор оснащен гидравликой, предназначенной для управления передним и задним навесным оборудованием. Коробка передач механическая, оснащена несколькими валами для привода дополнительного оборудования.

Ландини 80

Кабина оператора закрытого типа, оснащена системами обогрева и вентиляции. В стандартной поставке имеется кондиционер воздуха, оснащенный фильтром. Боковые двери кабины изготовлены целиком из стекла, по периметру имеется усиливающий каркас.

ДТ-90

Сельскохозяйственный и строительный гусеничный трактор, построен на базе модели 75. Полное название машины — ДТ-90П. На тракторе установлен рядный 4-цилиндровый дизельный мотор Д-440. Мотор оснащен измененной головкой цилиндров, приспособленной к установке турбокомпрессора. Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией и термостатом. Двигатель развивает мощность 95 л.с., при этом обеспечивается запас крутящего момента не ниже 35%.

На тракторе применена механическая 7-ступенчатая коробка передач, оснащенная кормовым выводом вала отбора мощности. В стандартной поставке вал имеет частоту вращения 540 об/мин. Встречаются машины, оснащенные валом, обеспечивающим частоту вращения 1000 об/мин. Такие комплектации завод производил по отдельному заказу. Ходовая часть состоит из 4 опорных катков, сблокированных попарно на тележках. Ведущее колесо расположено сзади, спереди установлен ведущий каток, применяемый для натяжения гусеницы.

Бульдозер дизельный

Бульдозер ДТ оснащен отвалом, который управляется гидравлическим цилиндром, расположенным перед радиатором. Толкающие брусья установлены на оси, закрепленной на раме трактора между тележками ходовой части. Управление работой осуществляет оператор из кабины, в которой установлен гидравлический распределитель.

На машинах ДТ-90П используется металлическая кабина каркасного типа. Для установки кабины на шасси использованы резиновые подушки, снижающие вибрационную нагрузку. В состав оснащения входит отопитель воздуха, подключенный к системе охлаждения. В летнее время воздух в кабине охлаждается при помощи испарительного устройства, установленного в системе вентиляции. Боковые стенки обшиты мягким материалом, поглощающим звук и дополнительно снижающим вибрацию.

Другие модели

Обозначение ДТ-15 имеет китайский малогабаритный колесный трактор, оснащенный одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 15 л.с. Мотор запускается электрическим стартером или вручную. Ручной пуск осуществляется пусковой рукояткой, которая используется для прокручивания коленчатого вала через храповик. Трансмиссия машины включает в себя 3-скоростную коробку с дополнительным демультипликатором. Ведущие колеса расположены сзади, дифференциал не оснащен блокировкой.

Для выполнения работ на уклонах выпускалась специальная гусеничная машина ДТ-57. Конструкция трактора позволяла работать на склонах с болотистым или скальным грунтом крутизной до 25°. Машина могла применяться в высокогорных районах, находящихся на высоте 2000 м. Дизель Д-54А оснащался модернизированным маслозаборником, который исключал масляное голодание мотора при движении трактора по склонам. Система охлаждения стала закрытой, что позволило избежать образования накипи.

На машине применены направляющие колеса увеличенного диаметра, оснащенные дополнительной рессорой продольного расположения. Кабина оператора оснащена 2 рабочими местами, установленными симметрично относительно органов управления. При работе трактора применялся реверсивный способ, который позволял избегать разворотов машины в конечных точках траектории движения.

Прицепное и навесное оборудование одинакового типа устанавливалось на передней и задней частях машины. Дублированная навесная система оборудована единой гидравлической сетью. В состав гидравлики включен предохранительный элемент, предотвращающий одновременное использование передней и задней навесок.

Под обозначением ДТ-35 подразумевается отечественный трактор пропашного типа, выпускавшийся на Липецком тракторном заводе до 1960 года. Машина имеет официальное название КД-35, модернизированные тракторы, выпускавшиеся с 1950 года, назывались КДП-35. Отличием доработанной машины стала измененная ходовая часть, получившая расширенную колею и узкие гусеничные ленты.

На машинах применялись 4-цилиндровые дизельные моторы моделей Д-35 и Д-40, развивавшие мощности 35 и 45 л.с. соответственно. В состав трансмиссии входила 5-скоростная коробка передач, оснащенная механическим приводом переключения. Ходовая часть оснащалась гусеницами с шириной звена 280 и 200 мм. Для работы с навесным оборудованием применена гидравлическая система с магистралями, выведенными на заднюю часть машины.

Достоинства и недостатки

Распространенный бульдозер ДТ применяется в ходе строительных и дорожных работ. Популярность машины объясняется надежностью и ремонтопригодностью конструкции. Для выполнения ремонта двигателя или трансмиссии не требуется специального оборудования и инструмента.

К недостаткам машин ДТ можно отнести слабую гидравлическую систему и низкий комфорт в кабине оператора.

На машинах отсутствует кондиционер, система обогрева не обладает высокой эффективностью. Исключением является трактор ДТ производства Landini Mistral, который роднит с советской техникой только аббревиатура ДТ.

Цены и аналоги

Из всего спектра выпускавшихся машин с аббревиатурой ДТ в продаже встречаются:

  • ДТ-12 — стоимость от 89 тыс. рублей;
  • DT-50 — цена от 900 тыс. рублей;
  • DT-80 — цена от 1,1 млн. рублей.

Аналогами малогабаритной техники с обозначением ДТ являются мини-тракторы МТЗ, «Уралец» или Branson. Конкуренцию крупногабаритным машинам составляют изделия заводов МТЗ, Jonh Deere или Master Yard.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации