Колесный трактор Кировец К-701 — сельскохозяйственная энергонасыщенная машина тягового класса 5 общего назначения. Он выпущен Ленинградским ПО «Кировский завод» (СССР) в 1972 году на основе трактора К-700. После модернизации узлов и систем агрегат стал использоваться как в отечественном агропромышленном секторе, так и за рубежом. На выставках техники в Загребе (Хорватия), Пловдиве (Болгария) и Будапеште (Венгрия) силач получил золотые медали. Данная модель поставлялась в Австралию, Канаду и Италию.
Устройство и технические характеристики
Трактор Кировец выполняет такие сельскохозяйственные работы:
- вспашка земельного участка большой площади;
- безотвальная обработка грунта;
- боронование;
- культивация;
- посев технических культур;
- лущение стерни.
Предназначен для транспортных и дорожно-строительных работ, поэтому его часто эксплуатируют в горнодобывающей, нефтяной, газовой и других отраслях народного хозяйства.
Конструктивные особенности трактора Кировец и его устройство следующие:
- двухосная схема;
- ведущие бездисковые колеса на шинах одинакового размера с низким давлением и протектором высокой проходимости;
- рама, состоящая из 2 полурам, поворачивающихся относительно друг друга вокруг горизонтального и вертикального шарниров, сочлененная с продольными балками и 2 силовыми гидроцилиндрами;
- двухместная цельнометаллическая герметизированная кабина с подрессоренным водительским сидением на гидроамортизаторе двойного действия, отопителем и вентиляционной системой;
- мотор высокой мощности с электростартерным пуском и предпусковым подогревом;
- механическая силовая передача с 16-скоростной коробкой переключения передач (КПП), механическим переключением режимов, ведущими мостами с задним отключающимся и самоблокирующимся дифференциалом свободного хода;
- пневматическое управление колесными тормозами и тросовое управление колодочно-дисковым стояночным тормозом;
- гидрораспределитель и 2 гидроцилиндра управления поворотом и рабочими орудиями;
- электрическое оборудование постоянного тока с генератором переменного тока и встроенным выпрямителем;
- комплект механизмов реверсивного управления и вала отбора мощности (ВОМ).
Технические характеристики трактора:
- Скорость движения — 2,6-33,8 км/ч.
- Максимальная мощность — 187 кВт.
- Номинальное тяговое усилие — 50 кН.
- КПД передачи — 0,94.
- Мощность дизеля — 221 кВт (300 лошадиных сил).
- Статический радиус шин — 800 мм.
- Дорожный просвет — 430-545 мм.
- Колея — 2115 мм.
- Минимальный радиус поворота — 7,2 м.
- База трактора — 3,2 м.
- Габаритные размеры — 6820х2850х3685 мм.
Расход топлива составляет 53 л в час, удельный расход при эксплуатационной мощности — 267 г/кВт*ч.
Для того чтобы ответить, сколько весит К-701, необходимо знать массу навесного оборудования. Вес трактора напрямую зависит от дополнительных орудий, агрегатируемых с устройством. При этом сухая масса техники составляет 11250 кг.
Двигатель
Трактор укомплектован 4-тактным 12-цилиндровым V-образным сильным двигателем ЯМЗ-240МБ с жидкостной системой охлаждения.
Производитель дизеля — Ярославский моторный завод.
Устанавливают агрегаты на резиновых амортизаторах на переднюю полураму с 3 опорами: 1 — передняя, 2 — задние. Запуск осуществляется с помощью электростартера, напряжение в цепи — 24 В. Для включения в холодное время года или поддержания плюсового температурного режима охлаждающей жидкости при неработающем моторе применяется механизм предпускового подогрева.
Силовая установка ЯМЗ-240МБ имеет следующие технические параметры:
- Эксплуатационная мощность двигателя — 198 кВт.
- Диаметр цилиндра — 130 мм.
- Ход поршня — 140 мм.
- Степень сжатия — 16,5.
- Рабочий объем цилиндра — 22,3 л.
- Габаритные размеры — 1688х1016х1374 мм.
- Вес — 1670 кг.
Охладительная система воздуха — сухая комбинированная 2-ступенчатая, причем 1 ступень — инерционная циклонная, 2 ступень — кассетные фильтры из высокопористого картона. Корпус выходной трубы оборудован сигнализатором засоренности.
На тракторе применяют 2 стальных топливных бака емкостью по 320 л каждый, расположенных под кабиной по бортам силача, и 1 дополнительный бачок на 7 л, устанавливающийся к левой боковой стенке капота.
Трансмиссия
Трансмиссия тягача имеет такие отличительные особенности:
- отсутствие межосевого дифференциала;
- наличие полужесткой муфты с редуктором привода насоса.
Полужесткая муфта с резиновыми элементами смягчает колебания и динамические перегрузки в процессе работы, передает крутящий момент от мотора к коробке передач и устанавливается на маховик.
КПП — механическая, многоступенчатая, вальная, с шестернями постоянного зацепления, фрикционная, с механическим переключением режимов и гидравлическим переключением передач в пределах каждого режима.
Число передач переднего хода — 16, заднего — 8.
Гидравлика и электрооснащение
С 1982 года на Кировец 701 устанавливают совмещенную гидравлическую систему с единым гидробаком и совместно работающими шестеренными гидронасосами НШ-100Л2 левого вращения. Нерегулируемая колонка была заменена на регулируемую, позволяющую настраивать угол наклона рулевого колеса.
Для согласования углов поворота колеса и полурам разработано следящее устройство, соединяющее сошку редуктора с задней полурамой.
Электрическая система трактора однопропроводная. Схема электрооборудования заключается в следующем: минусовые клеммы источников энергии и потребителей подключаются к корпусу агрегата. Напряжение сети смешанное — 12 и 24 В.
Для соединения всех узлов электрики применяются провода марки ПГВА сечением 1-2,5 мм².
В передней части трактора для наружного освещения расположены 2 фары и 2 габаритных фонаря. Сзади на кабине находятся поворотные фары и 2 габарита на задних крыльях.
На облицовке под капотом для звуковой предупредительной сигнализации предусмотрен электрический звуковой сигнал постоянного тока.
Навесное оборудование
К трактору К-701 могут присоединяться такие навесные, полунавесные и прицепные механизмы:
- плуги;
- орудия ОП-12 и ОПТ-3-5 для предпосевной и безотвальной обработки почвы;
- широкозахватные агрегаты РПК-7,2 и АКП-5;
- фреза ФП-4,2 для пастбищ;
- рыхлители;
- плоскорезы;
- машина МИК-1,4 для извлечения камней;
- снегоочиститель;
- комбайн безмоторный зерноуборочный;
- культиваторы;
- лущильники;
- сцепки;
- бороны;
- сеялки.
Орудия устанавливаются с помощью следующих деталей:
- навесные устройства с фиксаторами, тягами и рычагами;
- гидрофицированный крюк;
- прицепная скоба;
- точки подключения электро-, гидро-, пневмосистем от агрегатируемых машин.
При работе с дополнительным оборудованием необходимо следить за давлением в шинах и не допускать их перегрузки. Давление в передних шинах в зависимости от выполняемых работ составляет 0,14-0,17 МПа, в задних шинах — 0,11-0,16 МПа.
Частые неисправности
Частые неисправности и методы их самостоятельного устранения:
- Износ фрикционных дисков. Ключом 19 увеличивают затяжку регулировочного болта.
- Мотор не развивает необходимую частоту вращения коленчатого вала. При вытягивании рукоятки двигателя задвиньте ее обратно.
- Из котла системы предпускового подогрева проходит сильный дым. Проверьте и отрегулируйте подачу топлива, откройте крышку нагнетателя, если она закрыта, или дозарядите аккумуляторные батареи.
- Выход из строя манжеты, что вызывает течь охлаждающей жидкости из нагнетателя. С помощью инструментов замените манжету.
- Повышенный нагрев редуктора. Промойте и продуйте жиклер.
- В смазочную систему попадает вода. Подтяните гайку крепления стакана форсунки, замените уплотнительные кольца.
- Нарушена регулировка клапанов топливоподкачивающего насоса. Промойте, протирите клапаны и седла, замените сломанные детали.
Ремонт КПП необходим при следующих неполадках:
- разрушение подшипников под шестернями фрикционов;
- наличие сколов, питтингового выкрашивания и повреждения зубьев шестерен и зубчатых муфт;
- течь масла через уплотнительные кольца;
- износ, коробление, спекание дисков трения фрикционов.
При выходе из строя системы или узла, деформации деталей или поломок выполняют капитальный ремонт.
Достоинства и недостатки
Трактор Кировец имеет ряд достоинств:
- надежность;
- простое обслуживание и управление;
- долговечность.
К недостаткам можно отнести такие особенности:
- Малая проходимость на сложных участках.
- На неровной местности возможно опрокидывание.
- Сильное давление на грунт.
Перед покупкой трактора стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, техническими характеристиками и перечнем выполняемых работ.
Цена и отзывы владельцев
С учетом года выпуска, технического состояния, комплектации стоимость машины может варьироваться в пределах 370-500 тыс. руб. Модификацию К-701М на первичном рынке можно купить за 1,2-1,5 млн. руб.
Владельцы техники отмечают как положительные, так и отрицательные качества модели.
Николай, 55 лет, Иркутская область
При покупке техники выбор остановили на Кировце и не ошиблись. Трактор выполняет всю тяжелую работу на предприятии. За время эксплуатации показал себя с лучшей стороны, служит почти 4 года. Движок запускается легко при любой погоде. Машина маневренная, но не всегда работает в трудных местах из-за своего длинного выпуклого переда. Недостатком также является отсутствие подвески ходовой системы.
Максим, 38 лет, Вологда
Этот трактор относится больше к промышленной технике, чем садовой. Использовать его в качестве минитрактора для дачи нельзя. Силач имеет большие размеры и вес. Давление на грунт высокое. При перевозке или перемещении сыпучих материалов, транспортировке и работе на больших полях — незаменимый помощник. Покупал его у соседа в ужасном состоянии. Переделал, поменял двигатель, топливную систему, подварил и покрасил кабину. Машина мощная и достойная.
Основные модификации и аналоги
К модификациям трактора К-701 относят такие модели:
- фронтальный погрузчик ПФ-1 для погрузочно-разгрузочных работ;
- лесоштабелер ПФ-1 на базе погрузчика с челюстным захватом;
- самоходный виброкаток ВК для уплотнения грунтов.
Аналог Кировца 701 — агрегат УДМ-5К-1, имеющий подобные характеристики, грузоподъемность и выполняющий аналогичные задачи.