- Технические характеристики МТЗ-80
- Общие характеристики
- Двигатель
- Электрооборудование
- Трансмиссия
- Передний мост
- Задний мост
- Тормоза
- Кабина
- Вал отбора мощности — ВОМ
- Рулевое управление
- Гидронавесная система ГНС
- Гидросистема
- Ходовая система
- Навесное оборудование
- Техническое обслуживание
- Основные модификации
- Достоинства и недостатки
- Цена и отзывы владельцев
- Аналоги
Трактор МТЗ-80 — базовая модель тракторов Беларусь, которая производится с 1974 года на Минском тракторном заводе (МТЗ). Благодаря высоким техническим, экономическим и эксплуатационным показателям сельскохозяйственная техника широко распространена как среди мелких фермеров, так и среди крупных аграрных, промышленных и ремонтно-дорожных предприятий.
Области применения колесного трактора обширны. Его используют для пропашного земледелия, в которое входит возделывание и уборка кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника и других культур. Агрегат легко и быстро подготавливает почву любого типа к посевам, производит культивацию, боронование, пахоту, окучивание. Его часто применяют для транспортных, погрузочно-разгрузочных, дорожно-строительных и прочих операций.
В данном обзоре рассмотрим более подробно описание параметров и характеристик колесного трактора 80.
Технические характеристики МТЗ-80
Модель 80 — универсальный трактор с полным приводом и задним ведущим мостом тягового класса 1,4.
Устройство трактора МТЗ-80 можно представить в таком виде:
- силовой агрегат;
- силовая передача с муфтой сцепления, валом отбора мощности (ВОМ), коробкой передач (КПП) и механической трансмиссией;
- ходовая часть;
- рулевое управление;
- гидронавесная система;
- электрическое оборудование;
- органы управления;
- пневмосистема приводов тормозов.
Общие характеристики
Для того чтобы узнать, сколько весит модель 80, его размеры и технические характеристики, обратимся к инструкции по техобслуживанию и ремонту машины.
Технические показатели трактора имеют следующий вид:
- длина трактора — 3815 мм;
- ширина — 1970 мм;
- высота по облицовке — 1580 мм;
- высота по верхней поверхности кабины — 2485 мм;
- регулируемая через 50 мм колея по передним шинам — 1200-1800 мм;
- регулируемая по задним шинам колея — 1300-1800 мм;
- дорожный просвет — 650 мм;
- радиус поворота — 2500 мм;
- вес машины — 3000 кг.
В качестве силового агрегата в конструкции трактора используют дизельные двигатели Д-240 и Д-243.
Вместе с ними предусмотрена установка компрессора МТЗ А29.01.000 с давлением 0,6 МПа с 1-цилиндровой схемой и частотой вращения вала 1550 об/мин. Рабочий объем цилиндра — 172 см³, ход поршня — 38 мм. Производительность его составляет 210 л/мин при потреблении 2 кВт.
Двигатель
Трактор комплектуется 4-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем Д-240 мощностью 80 л.с. с электрическим стартером.
Основные узлы мотора Д-240 выглядят так:
- кривошипно-шатунный механизм;
- газораспределительная система (впускает в цилиндр воздух порционно и выпускает отработанные газы);
- смазочная система (подводит смазку к трущимся деталям, уменьшает трение);
- система охлаждения (жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией воды; механизм поддерживает нормальную температуру двигателя);
- система питания (включает 2 бака под горючее, фильтры очистки, топливный насос высокого давления (ТНВД); в системе происходит подача топлива и воздуха в цилиндры мотора);
- пуск (запуск мотора обеспечивается в зависимости от модификации пускачем или стартером, работающим от аккумулятора).
Увеличение мощности, скоростного режима работы, улучшение экономии топлива напрямую зависит от подачи горючего в мотор путем впрыскивания, а также за счет использования объемно-пленочного смесеобразования в камере сгорания и частоты вращения 2200 об/мин. Топливная аппаратура должна находиться в исправном состоянии.
Устройство ТНВД в МТЗ-80 имеет такой вид:
- корпус насоса;
- плунжерные пары;
- кулачковый вал;
- клапаны;
- регулятор.
При неисправности хотя бы 1 элемента двигатель работает неустойчиво. Производитель рекомендует своевременно производить регулировку топливного насоса МТЗ-80.
Регулировочные болтовые элементы расположены на корпусе регулятора и внутри насоса. Регулировка винтами влияет на обороты. Холостые обороты мотора должны быть минимальными и устойчивыми. Равномерная подача топлива настраивается поворотом гильзы плунжерной пары с выкручиванием форсунок МТЗ, последующей очисткой и промыванием.
Нормальный расход топлива для МТЗ-80 — 220 г/кВт*ч.
В систему смазки мотора входит центробежная центрифуга к МТЗ, масляный насос и радиатор.
Электрооборудование
Электрическое оборудование применяется для старта мотора, питания контрольно-измерительных приборов и электроустройств.
Электрика считается необходимым оборудованием для тракторов и минитракторов, особенно в ночное время для освещения.
На тракторе встроены приборы, питающиеся от постоянного тока на базе 1-проводной схемы с напряжением 12 В.
В электросистему модели 80 входят:
- источники питания: аккумуляторы, генератор переменного тока с реле-регулятором;
- система запуска мотора: электростартер, факельный нагреватель, реле блокирования, реле стартера, сопротивление;
- осветительные приборы и световая сигнализация;
- электромотор с отопительным блоком;
- электромотор со стеклоочистителями;
- соединительные панели;
- контрольно-измерительные устройства.
После запуска мотора трактора источником питания является генератор. От него заряжается и аккумулятор. При выходе агрегата из строя техника работает от батареи до полной его разрядки.
Генератор Г304-Д1 (или Г306) — закрытая контактная 3-фазная одноименнополюсная индукторная электрическая машина с 2-сторонним электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем. Для решения вопроса, как подключить генератор, можно воспользоваться инструкцией и схемой подключения: на обратной панели устройства находятся клеммы «Д» и «+» для подключения всех приборов и тумблер для настроек.
Регулировка зажигания на МТЗ-80 осуществляется на заводе. При эксплуатации с высокими нагрузками иногда происходит сбой в электрооборудовании, поэтому появляется необходимость выставить зажигание на МТЗ-80 самостоятельно.
На тракторе ставят магнето М124-Б1 с 3 узлами:
- прерывателем;
- трансформатором;
- ротором.
Генерирующим компонентом является ротор, который производит переменный ток и перемещает его в трансформатор.
Очередность действий при выставлении зажигания:
- Снимите крышку прерывателя с магнето.
- Разверните маховик, подтяните к кулачковому механизму.
- Установите выступающие элементы полумуфты магнето в отверстия шестерни привода.
- Зафиксируйте болтами.
- К свечам мотора присоедините провода.
Для того чтобы подключить печку, необходимо выполнить такие шаги:
- Отверните болтовые соединения, прикрепляющие обогреватель к щитку.
- Прикрепите прорезиненную прокладку на вентилятор.
- Скрепите гайками электромотор.
- Настройте зазор между вентилятором и диском мотора.
- Слейте воду из охлаждающей системы.
- Снимите заглушку со стенки кабины.
- Разверните сливной кран с нижнего патрубка радиатора.
- Вмонтируйте угольник.
- Закрепите печку хомутами.
Трансмиссия
В тракторе используется механическая трансмиссия, имеющая 9-ступенчатую 2-диапазонную форму. Агрегат оснащен понижающим редуктором, который удваивает количество передач (9 вперед и 4 назад). Ходоуменьшитель на левой стороне КПП способствует получению дополнительных скоростных режимов для процессов.
Муфта сцепления — фрикционная 1-дисковая.
Скорость трактора составляет в зависимости от передачи 2,51-33,38 км/ч, при реверсе — 5,26-8,97 км/ч.
Чтобы привести трактор в движение, необходимо придерживаться схемы переключения передач МТЗ-80. Для начала работы производят такие действия:
- Мотор установите на малые обороты.
- Выжмите сцепление.
- Включите необходимую передачу.
- Плавно нажмите на педаль.
- Отпустите сцепление.
Если передача не включилась, рычаг переключения скоростей возвращают в нейтральное положение, выжимают муфту сцепления, включают передачу плавно, без рывков.
Передний мост
Передний ведущий мост трактора 80 является опорной частью передней части агрегата и передает крутящий момент.
Мостовая конструкция состоит из таких элементов:
- передняя балка;
- главная передача;
- дифференциал;
- колесные редукторы.
Передний мост изготовлен по портально-универсальному типу, что способствует увеличению таких параметров, как:
- дорожный и агротехнический просвет;
- радиус поворота;
- пределы регулирования колеи.
Задний мост
Задний мост агрегата 80 предназначен для передачи крутящего момента от продольного вторичного вала КПП через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси.
Механизм соединяет задние колеса между собой. В состав мостовой конструкции входят:
- конечная передача;
- дифференциал;
- главная передача.
Задний мост служит опорой и устанавливается с помощью подвески к раме или к кузову.
Тормоза
Тормозная система в МТЗ предусмотрена таких видов:
- стояночная;
- рабочая;
- вспомогательная;
- запасная.
Рабочий тормоз необходим для понижения скоростного режима до полной его остановки.
Стояночный тормоз предназначен для поддержания транспортного средства в неподвижном состоянии; вспомогательный — для постоянства скорости при езде на уклоне; запасной — при неисправностях основных.
Универсальная пневмосистема требует постоянного контроля и периодической регулировки тормозов.
Кабина
Производителем разработана цельнометаллическая сварная из тонколистовой стали кабина закрытого типа. Внутренняя поверхность обшита звукопоглощающими и теплоизоляционными материалами. Вибрация снижается благодаря креплению кабины 4 резиновыми амортизаторами.
Застекленные окна обеспечивают широкий угол обзора. Встроенные стеклоочистители осуществляют очистку стекла от погодных осадков. На переднем стекле применяется электрический стеклоочиститель, на заднем — с ручным приводом.
Крыша и заднее окно открываются и фиксируются в нужном положении.
В кабине расположен отопитель для работы в холодное время.
Перед сидением оператора находятся органы управления и измерительные приборы.
Мягкое регулируемое сидение с гидроамортизатором создано специально для комфорта водителя.
Вал отбора мощности — ВОМ
ВОМ приводит в действие агрегаты, которые соединяются с трактором, с помощью гидросистемы навесного механизма.
В тракторе ВОМ имеет синхронный и независимый привод. Асинхронный привод, соединенный с маховиком мотора, вращается с частотой 540/1000 об/мин при частоте вращения коленвала 2100 об/мин; синхронный — связан с ведущим зубчатым колесом редуктора КПП и имеет также зависимую частоту.
Основная проблема в работе ВОМ — неисправность системы усиления и изнашивание кулачковой муфты. В таких случаях необходимо выполнить регулировку ВОМ МТЗ-80.
Рулевое управление
Основное назначение гидроусилителя руля (ГРУ) — увеличение гидроусилия при сопротивлении повороту трактора, вызывающего осевое смещение червячного механизма. Поэтому регулировка гидроусилителя МТЗ является обязательной. Для этого необходимо выполнить такие действия:
- Произвести настройку червячного механизма с зубчатым.
- Установить зазор 0,1-0,3 мм в реечно-секторном зацеплении.
- Затянуть винты червяка.
- Настроить осевое перемещение поворотного вала.
Для обеспечения поворотов трактора, уменьшения вибраций во время езды по неровной поверхности необходимо отрегулировать рулевую колонку.
Тракторную технику переустанавливают с ГРУ на гидрообъемное управление по схеме подключения дозатора распределителя.
Гидронавесная система ГНС
ГНС — это гидравлическая универсальная система раздельно-агрегатного типа для работы с навесными машинами, характеризующаяся такими параметрами:
- тип насоса — шестеренчатый;
- производительность — 45 л/мин;
- рабочее давление — 12 МПа;
- диаметр цилиндров — 100 мм;
- грузоподъемность — 8 кН.
ГНС состоит из 2 частей:
- механизм навески для прикрепления к трактору навесных орудий;
- гидросистема для их подъема и опускания.
Гидросистема
Гидросистема трактора состоит из таких механизмов:
- гидрораспределитель МТЗ;
- масляной насос;
- бак с фильтром;
- силовые цилиндры;
- гидроувеличитель сцепного веса;
- гидроаккумулятор.
Управление цилиндрами осуществляется с помощью рукояток, связанных с золотниками распределителя и ползуном.
Ходовая система
Производитель за основу взял классическую схему обустройства модели, в которой задние колеса больше, чем передние, и полурамную конструкцию остова. Полурама состоит из 2 швеллеров, соединенных между собой передним литым брусом.
Размеры передних пневматических колес составляют 200-508 мм, задних — 330-965 мм.
Навесное оборудование
Тракторы 80 предназначены для агрегатирования более 200 наименований навесного оборудования. Способов присоединения навесных сельскохозяйственных орудий несколько:
- с помощью механизма задней навески;
- к шарнирам продольных тяг или прицепному устройству;
- остову трактора;
- к гидрокрюку.
Перечень самых распространенных навесных орудий:
- плуг;
- культиватор;
- сеялка;
- тракторные грабли;
- 2-брусные косилки;
- косилки-измельчители.
Прицепные механизмы прикрепляются к поперечине или вилке устройства либо путем сцепки с буксиром. К ним относят такие механизмы:
- кукурузо-, силосоуборочные комбайны;
- пресс-подборщики;
- зерновые сеялки;
- паровые культиваторы;
- транспортные 1, 2-осные прицепы.
Техническое обслуживание
Для поддержания сельскохозяйственной техники в рабочем состоянии, увеличения технико-экономических параметров и продолжительности срока службы необходимо проводить техническое обслуживание (ТО) агрегата. Для трактора нормированы 3 периодических, ежесменное и сезонное ТО.
Периодичность ТО имеет вид:
- ТО-1 — после 60 отработанных моточасов;
- ТО-2 — через 240 моточасов;
- ТО-3 — через 960 моточасов работы;
- ежесменное ТО — в перерыве между работой или сменой;
- сезонное ТО — при подготовке к осенне-зимнему периоду.
Основные модификации
Модификации базового трактора 80 могут отличаться по внешнему виду и особенностям функционирования, при этом учитывается тип колес и способ пуска двигателя.
Трактор МТЗ-80Л комплектуется двигателем Д-243Л мощностью 60 л.с. Запуск производится от карбюраторного пускового мотора. Его часто используют при лесозаготовительных и противопожарных работах, трелевке поваленных деревьев.
Модель 80.1 имеет задний привод и большую кабину; агрегат 82/82.1 оснащен полным приводом.
Трактор 80Х/80ХМ предназначен для возделывания хлопка, имеет 3 колеса, повышенный дорожный просвет 650 мм и мотор Д-240Т на 100 л.с.
МТЗ-82К — более усовершенствованная полноприводная модель с гидравлическим автоматическим механизмом выравнивания и стабилизации остова, укомплектованная гидроцилиндрами для навесного оборудования.
Достоинства и недостатки
Колесные тракторы 80 имеют отличительные от других моделей достоинства:
- высокая надежность;
- качество изготовления;
- большая мощность;
- высокая производительность;
- длительный срок службы;
- простое ТО;
- доступность запчастей и комплектующих;
- невысокая цена.
Среди недостатков владельцы техники выделяют следующие:
- малогабаритная кабина;
- отсутствие комфорта и удобства оператора при работе.
Цена и отзывы владельцев
Цены на трактор МТЗ модели 80 зависят от года выпуска, комплектации, пробега и состояния машины. На российском рынке сельскохозяйственную технику можно купить как у официального дилера, так и на вторичном рынке.
Стоимость заводских моделей 2014-15 годов выпуска составляет 1-1,5 млн. рублей.
Трактор 80 модели 1985-95 годов в хорошем состоянии обойдется пользователю в 300-600 тыс. рублей.
Отзывы о тракторе в основном идут положительные.
Петр, 56 лет, Псковская область
Пару лет назад купил трактор модели 80 в хорошем состоянии. Работает на любой передаче. Ремонтировал 1 раз, запчасти без труда можно купить в магазине и на рынке, цены на комплектующие доступные. Выполняет все работы по обработке почвы: пашет, культивирует. С дополнительным прицепом перевозит груз лучше любого грузовика, а с тракторными граблями — незаменимый помощник.
Валентин Иванович, 50 лет, Смоленск
Отлично работающий и экономичный — так могу охарактеризовать свой старенький агрегат 80 производства Беларусь. Купил его давно, пользуюсь и не жалуюсь. Ремонт несложный для тех, кто разбирается. Запчасти недорогие. Расход топлива небольшой. К марке ГСМ не привередлив. Во время посевных и пропашных работ никогда не подводил.
Аналоги
Конкурентами трактора производства МТЗ принято считать такую сельскохозяйственную технику, как:
- John Deere 6135B мощностью 135 л.с.;
- Case IH Farmall JX 110 и Case IH Maxxum 125 мощностью 110 л.с.
Модели предназначены для мелких и средних хозяйств, имеют хорошие технические показатели, как у трактора 80, но отличаются высокой стоимостью: до 50 тыс. евро.
Я покупал трактор модели 80 совсем недавно. Живу в сельской местности, поэтому такой агрегат мне был необходим. Покупка конечно недешевая, но она себя оправдывает на все 100%, топлива расходует немного, запчасти все доступны в продаже. Еще и соседям помогаю.