fbpx

Характеристики и устройство универсального трактора МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 — базовая модель тракторов Беларусь, которая производится с 1974 года на Минском тракторном заводе (МТЗ). Благодаря высоким техническим, экономическим и эксплуатационным показателям сельскохозяйственная техника широко распространена как среди мелких фермеров, так и среди крупных аграрных, промышленных и ремонтно-дорожных предприятий.

Беларус 80

Области применения колесного трактора обширны. Его используют для пропашного земледелия, в которое входит возделывание и уборка кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника и других культур. Агрегат легко и быстро подготавливает почву любого типа к посевам, производит культивацию, боронование, пахоту, окучивание. Его часто применяют для транспортных, погрузочно-разгрузочных, дорожно-строительных и прочих операций.

В данном обзоре рассмотрим более подробно описание параметров и характеристик колесного трактора 80.

Технические характеристики МТЗ-80

Модель 80 — универсальный трактор с полным приводом и задним ведущим мостом тягового класса 1,4.

Устройство трактора МТЗ-80 можно представить в таком виде:

  • силовой агрегат;
  • силовая передача с муфтой сцепления, валом отбора мощности (ВОМ), коробкой передач (КПП) и механической трансмиссией;
  • ходовая часть;
  • рулевое управление;
  • гидронавесная система;
  • электрическое оборудование;
  • органы управления;
  • пневмосистема приводов тормозов.

Общие характеристики

Для того чтобы узнать, сколько весит модель 80, его размеры и технические характеристики, обратимся к инструкции по техобслуживанию и ремонту машины.

Устройство трактора

Технические показатели трактора имеют следующий вид:

  • длина трактора — 3815 мм;
  • ширина — 1970 мм;
  • высота по облицовке — 1580 мм;
  • высота по верхней поверхности кабины — 2485 мм;
  • регулируемая через 50 мм колея по передним шинам — 1200-1800 мм;
  • регулируемая по задним шинам колея — 1300-1800 мм;
  • дорожный просвет — 650 мм;
  • радиус поворота — 2500 мм;
  • вес машины — 3000 кг.

В качестве силового агрегата в конструкции трактора используют дизельные двигатели Д-240 и Д-243.

Вместе с ними предусмотрена установка компрессора МТЗ А29.01.000 с давлением 0,6 МПа с 1-цилиндровой схемой и частотой вращения вала 1550 об/мин. Рабочий объем цилиндра — 172 см³, ход поршня — 38 мм. Производительность его составляет 210 л/мин при потреблении 2 кВт.

Двигатель

Трактор комплектуется 4-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем Д-240 мощностью 80 л.с. с электрическим стартером.

Основные узлы мотора Д-240 выглядят так:

  • кривошипно-шатунный механизм;
  • газораспределительная система (впускает в цилиндр воздух порционно и выпускает отработанные газы);
  • смазочная система (подводит смазку к трущимся деталям, уменьшает трение);
  • система охлаждения (жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией воды; механизм поддерживает нормальную температуру двигателя);
  • система питания (включает 2 бака под горючее, фильтры очистки, топливный насос высокого давления (ТНВД); в системе происходит подача топлива и воздуха в цилиндры мотора);
  • пуск (запуск мотора обеспечивается в зависимости от модификации пускачем или стартером, работающим от аккумулятора).

Увеличение мощности, скоростного режима работы, улучшение экономии топлива напрямую зависит от подачи горючего в мотор путем впрыскивания, а также за счет использования объемно-пленочного смесеобразования в камере сгорания и частоты вращения 2200 об/мин. Топливная аппаратура должна находиться в исправном состоянии.

Мотор Д-240

Устройство ТНВД в МТЗ-80 имеет такой вид:

  • корпус насоса;
  • плунжерные пары;
  • кулачковый вал;
  • клапаны;
  • регулятор.

При неисправности хотя бы 1 элемента двигатель работает неустойчиво. Производитель рекомендует своевременно производить регулировку топливного насоса МТЗ-80.

Регулировочные болтовые элементы расположены на корпусе регулятора и внутри насоса. Регулировка винтами влияет на обороты. Холостые обороты мотора должны быть минимальными и устойчивыми. Равномерная подача топлива настраивается поворотом гильзы плунжерной пары с выкручиванием форсунок МТЗ, последующей очисткой и промыванием.

Нормальный расход топлива для МТЗ-80 — 220 г/кВт*ч.

В систему смазки мотора входит центробежная центрифуга к МТЗ, масляный насос и радиатор.

Электрооборудование

Электрическое оборудование применяется для старта мотора, питания контрольно-измерительных приборов и электроустройств.

Электрика считается необходимым оборудованием для тракторов и минитракторов, особенно в ночное время для освещения.

На тракторе встроены приборы, питающиеся от постоянного тока на базе 1-проводной схемы с напряжением 12 В.

В электросистему модели 80 входят:

  • источники питания: аккумуляторы, генератор переменного тока с реле-регулятором;
  • система запуска мотора: электростартер, факельный нагреватель, реле блокирования, реле стартера, сопротивление;
  • осветительные приборы и световая сигнализация;
  • электромотор с отопительным блоком;
  • электромотор со стеклоочистителями;
  • соединительные панели;
  • контрольно-измерительные устройства.

Электрооборудование трактора

После запуска мотора трактора источником питания является генератор. От него заряжается и аккумулятор. При выходе агрегата из строя техника работает от батареи до полной его разрядки.

Генератор Г304-Д1 (или Г306) — закрытая контактная 3-фазная одноименнополюсная индукторная электрическая машина с 2-сторонним электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем. Для решения вопроса, как подключить генератор, можно воспользоваться инструкцией и схемой подключения: на обратной панели устройства находятся клеммы «Д» и «+» для подключения всех приборов и тумблер для настроек.

Регулировка зажигания на МТЗ-80 осуществляется на заводе. При эксплуатации с высокими нагрузками иногда происходит сбой в электрооборудовании, поэтому появляется необходимость выставить зажигание на МТЗ-80 самостоятельно.

На тракторе ставят магнето М124-Б1 с 3 узлами:

  • прерывателем;
  • трансформатором;
  • ротором.

Генерирующим компонентом является ротор, который производит переменный ток и перемещает его в трансформатор.

Очередность действий при выставлении зажигания:

  1. Снимите крышку прерывателя с магнето.
  2. Разверните маховик, подтяните к кулачковому механизму.
  3. Установите выступающие элементы полумуфты магнето в отверстия шестерни привода.
  4. Зафиксируйте болтами.
  5. К свечам мотора присоедините провода.

Настройка зажигания

Для того чтобы подключить печку, необходимо выполнить такие шаги:

  1. Отверните болтовые соединения, прикрепляющие обогреватель к щитку.
  2. Прикрепите прорезиненную прокладку на вентилятор.
  3. Скрепите гайками электромотор.
  4. Настройте зазор между вентилятором и диском мотора.
  5. Слейте воду из охлаждающей системы.
  6. Снимите заглушку со стенки кабины.
  7. Разверните сливной кран с нижнего патрубка радиатора.
  8. Вмонтируйте угольник.
  9. Закрепите печку хомутами.

Трансмиссия

В тракторе используется механическая трансмиссия, имеющая 9-ступенчатую 2-диапазонную форму. Агрегат оснащен понижающим редуктором, который удваивает количество передач (9 вперед и 4 назад). Ходоуменьшитель на левой стороне КПП способствует получению дополнительных скоростных режимов для процессов.

Муфта сцепления — фрикционная 1-дисковая.

Скорость трактора составляет в зависимости от передачи 2,51-33,38 км/ч, при реверсе — 5,26-8,97 км/ч.

Трансмиссия

Чтобы привести трактор в движение, необходимо придерживаться схемы переключения передач МТЗ-80. Для начала работы производят такие действия:

  1. Мотор установите на малые обороты.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите необходимую передачу.
  4. Плавно нажмите на педаль.
  5. Отпустите сцепление.

Если передача не включилась, рычаг переключения скоростей возвращают в нейтральное положение, выжимают муфту сцепления, включают передачу плавно, без рывков.

Передний мост

Передний ведущий мост трактора 80 является опорной частью передней части агрегата и передает крутящий момент.

Мостовая конструкция состоит из таких элементов:

  • передняя балка;
  • главная передача;
  • дифференциал;
  • колесные редукторы.

Передний мост изготовлен по портально-универсальному типу, что способствует увеличению таких параметров, как:

  • дорожный и агротехнический просвет;
  • радиус поворота;
  • пределы регулирования колеи.

Задний мост

Задний мост агрегата 80 предназначен для передачи крутящего момента от продольного вторичного вала КПП через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси.

Задний мост

Механизм соединяет задние колеса между собой. В состав мостовой конструкции входят:

  • конечная передача;
  • дифференциал;
  • главная передача.

Задний мост служит опорой и устанавливается с помощью подвески к раме или к кузову.

Тормоза

Тормозная система в МТЗ предусмотрена таких видов:

  • стояночная;
  • рабочая;
  • вспомогательная;
  • запасная.

Рабочий тормоз необходим для понижения скоростного режима до полной его остановки.

Стояночный тормоз предназначен для поддержания транспортного средства в неподвижном состоянии; вспомогательный — для постоянства скорости при езде на уклоне; запасной — при неисправностях основных.

Универсальная пневмосистема требует постоянного контроля и периодической регулировки тормозов.

Кабина

Производителем разработана цельнометаллическая сварная из тонколистовой стали кабина закрытого типа. Внутренняя поверхность обшита звукопоглощающими и теплоизоляционными материалами. Вибрация снижается благодаря креплению кабины 4 резиновыми амортизаторами.

Застекленные окна обеспечивают широкий угол обзора. Встроенные стеклоочистители осуществляют очистку стекла от погодных осадков. На переднем стекле применяется электрический стеклоочиститель, на заднем — с ручным приводом.

Новая кабина

Крыша и заднее окно открываются и фиксируются в нужном положении.

В кабине расположен отопитель для работы в холодное время.

Перед сидением оператора находятся органы управления и измерительные приборы.

Мягкое регулируемое сидение с гидроамортизатором создано специально для комфорта водителя.

Вал отбора мощности — ВОМ

ВОМ приводит в действие агрегаты, которые соединяются с трактором, с помощью гидросистемы навесного механизма.

В тракторе ВОМ имеет синхронный и независимый привод. Асинхронный привод, соединенный с маховиком мотора, вращается с частотой 540/1000 об/мин при частоте вращения коленвала 2100 об/мин; синхронный — связан с ведущим зубчатым колесом редуктора КПП и имеет также зависимую частоту.

Основная проблема в работе ВОМ — неисправность системы усиления и изнашивание кулачковой муфты. В таких случаях необходимо выполнить регулировку ВОМ МТЗ-80.

Рулевое управление

Основное назначение гидроусилителя руля (ГРУ) — увеличение гидроусилия при сопротивлении повороту трактора, вызывающего осевое смещение червячного механизма. Поэтому регулировка гидроусилителя МТЗ является обязательной. Для этого необходимо выполнить такие действия:

  1. Произвести настройку червячного механизма с зубчатым.
  2. Установить зазор 0,1-0,3 мм в реечно-секторном зацеплении.
  3. Затянуть винты червяка.
  4. Настроить осевое перемещение поворотного вала.

Рулевой механизм

Для обеспечения поворотов трактора, уменьшения вибраций во время езды по неровной поверхности необходимо отрегулировать рулевую колонку.

Тракторную технику переустанавливают с ГРУ на гидрообъемное управление по схеме подключения дозатора распределителя.

Гидронавесная система ГНС

ГНС — это гидравлическая универсальная система раздельно-агрегатного типа для работы с навесными машинами, характеризующаяся такими параметрами:

  • тип насоса — шестеренчатый;
  • производительность — 45 л/мин;
  • рабочее давление — 12 МПа;
  • диаметр цилиндров — 100 мм;
  • грузоподъемность — 8 кН.

ГНС состоит из 2 частей:

  • механизм навески для прикрепления к трактору навесных орудий;
  • гидросистема для их подъема и опускания.

Гидросистема

Гидросистема трактора состоит из таких механизмов:

  • гидрораспределитель МТЗ;
  • масляной насос;
  • бак с фильтром;
  • силовые цилиндры;
  • гидроувеличитель сцепного веса;
  • гидроаккумулятор.

Гидросистема трактора

Управление цилиндрами осуществляется с помощью рукояток, связанных с золотниками распределителя и ползуном.

Ходовая система

Производитель за основу взял классическую схему обустройства модели, в которой задние колеса больше, чем передние, и полурамную конструкцию остова. Полурама состоит из 2 швеллеров, соединенных между собой передним литым брусом.

Размеры передних пневматических колес составляют 200-508 мм, задних — 330-965 мм.

Навесное оборудование

Тракторы 80 предназначены для агрегатирования более 200 наименований навесного оборудования. Способов присоединения навесных сельскохозяйственных орудий несколько:

  • с помощью механизма задней навески;
  • к шарнирам продольных тяг или прицепному устройству;
  • остову трактора;
  • к гидрокрюку.

Перечень самых распространенных навесных орудий:

  • плуг;
  • культиватор;
  • сеялка;
  • тракторные грабли;
  • 2-брусные косилки;
  • косилки-измельчители.

Навесное орудие

Прицепные механизмы прикрепляются к поперечине или вилке устройства либо путем сцепки с буксиром. К ним относят такие механизмы:

Техническое обслуживание

Для поддержания сельскохозяйственной техники в рабочем состоянии, увеличения технико-экономических параметров и продолжительности срока службы необходимо проводить техническое обслуживание (ТО) агрегата. Для трактора нормированы 3 периодических, ежесменное и сезонное ТО.

Периодичность ТО имеет вид:

  • ТО-1 — после 60 отработанных моточасов;
  • ТО-2 — через 240 моточасов;
  • ТО-3 — через 960 моточасов работы;
  • ежесменное ТО — в перерыве между работой или сменой;
  • сезонное ТО — при подготовке к осенне-зимнему периоду.

Основные модификации

Модификации базового трактора 80 могут отличаться по внешнему виду и особенностям функционирования, при этом учитывается тип колес и способ пуска двигателя.

Трактор МТЗ-80Л комплектуется двигателем Д-243Л мощностью 60 л.с. Запуск производится от карбюраторного пускового мотора. Его часто используют при лесозаготовительных и противопожарных работах, трелевке поваленных деревьев.

Модель 80.1 имеет задний привод и большую кабину; агрегат 82/82.1 оснащен полным приводом.

Трактор 80Х/80ХМ предназначен для возделывания хлопка, имеет 3 колеса, повышенный дорожный просвет 650 мм и мотор Д-240Т на 100 л.с.

МТЗ-82К — более усовершенствованная полноприводная модель с гидравлическим автоматическим механизмом выравнивания и стабилизации остова, укомплектованная гидроцилиндрами для навесного оборудования.

Достоинства и недостатки

Колесные тракторы 80 имеют отличительные от других моделей достоинства:

  • высокая надежность;
  • качество изготовления;
  • большая мощность;
  • высокая производительность;
  • длительный срок службы;
  • простое ТО;
  • доступность запчастей и комплектующих;
  • невысокая цена.

Среди недостатков владельцы техники выделяют следующие:

  • малогабаритная кабина;
  • отсутствие комфорта и удобства оператора при работе.

Цена и отзывы владельцев

Цены на трактор МТЗ модели 80 зависят от года выпуска, комплектации, пробега и состояния машины. На российском рынке сельскохозяйственную технику можно купить как у официального дилера, так и на вторичном рынке.

Стоимость заводских моделей 2014-15 годов выпуска составляет 1-1,5 млн. рублей.

Трактор 80 модели 1985-95 годов в хорошем состоянии обойдется пользователю в 300-600 тыс. рублей.

МТЗ 1985

Отзывы о тракторе в основном идут положительные.

Петр, 56 лет, Псковская область

Пару лет назад купил трактор модели 80 в хорошем состоянии. Работает на любой передаче. Ремонтировал 1 раз, запчасти без труда можно купить в магазине и на рынке, цены на комплектующие доступные. Выполняет все работы по обработке почвы: пашет, культивирует. С дополнительным прицепом перевозит груз лучше любого грузовика, а с тракторными граблями — незаменимый помощник.

Валентин Иванович, 50 лет, Смоленск

Отлично работающий и экономичный — так могу охарактеризовать свой старенький агрегат 80 производства Беларусь. Купил его давно, пользуюсь и не жалуюсь. Ремонт несложный для тех, кто разбирается. Запчасти недорогие. Расход топлива небольшой. К марке ГСМ не привередлив. Во время посевных и пропашных работ никогда не подводил.

Аналоги

Конкурентами трактора производства МТЗ принято считать такую сельскохозяйственную технику, как:

  • John Deere 6135B мощностью 135 л.с.;
  • Case IH Farmall JX 110 и Case IH Maxxum 125 мощностью 110 л.с.

Модели предназначены для мелких и средних хозяйств, имеют хорошие технические показатели, как у трактора 80, но отличаются высокой стоимостью: до 50 тыс. евро.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации