Большой обзор белорусского трактора МТЗ-82

Минский тракторный завод выпускает МТЗ-82 с середины 70-х годов прошлого века. До сих пор эта модель не утеряла актуальность и востребована в России и странах содружества. Популярность обусловлена не только техническими характеристиками машины, но и качеством ее сборки, функциональностью, выносливостью и простотой обслуживания.

Белорусский трактор

Технические характеристики МТЗ-82

Трактор Беларусь МТЗ-82 имеет простую конструкцию, прототипами которой послужили базовая модель МТЗ-50 и ее модификация МТЗ-52. Машина состоит их нескольких основных элементов:

  • двигатель — размещен в передней части корпуса;
  • несущая часть — полурама;
  • трансмиссия на несущих картерах;
  • 4-цилиндровый дизельный двигатель;
  • комбинированный вал отбора мощности (ВОМ).

Устройство трактора

Устройство трактора МТЗ-82 позволяет ему работать с широким спектром навесного и прицепного оборудования. Передние колеса машины меньшего диаметра, чем задние. Завод выпускает несколько модификаций трактора 82 серии. Машины имеют идентичную конструкцию, за исключением нескольких моментов:

  • количество шпилек крепления передних колес;
  • форма капота;
  • замок дверей;
  • толщина резины;
  • размер колес;
  • наличие переднего балочного моста;
  • внутреннее оформление кабины.

Кабина МТЗ

У всех машин коробка передач механическая. Производитель предлагает две модели кабин: большую и малую. Габариты спецтехники напрямую зависят от этого параметра.

Общие характеристики

Органы управления расположены в кабине трактора. Точное место нахождения каждого из рычагов, рукоятки, выключателя указано в руководстве по эксплуатации. В модификациях 82.1 и 82.2 с унифицированной кабиной отсутствуют:

  • радиоприемник;
  • дефлекторы;
  • рециркуляционные заслонки;
  • блок клавишных переключателей верхнего щитка;
  • плафон кабины с выключателем;
  • солнцезащитный козырек.

Салон трактора

Система управления состоит из нескольких категорий органов:

  • выключатели и переключатели щитка приборов;
  • блок клавишных переключателей верхнего щитка;
  • выключатель стеклоочистителя заднего стекла;
  • управление отопителем-вентилятором кабины;
  • рукоятки управления ГНС;
  • педали управления.

Параметры базовой модели следующие:

  • высота — 280 см;
  • ширина — 197 см;
  • длина — 393 см.

Масса машины — 3,77 т. Мощность двигателя — 80 лошадиных сил.

Двигатель

На тракторы 82 серии устанавливают безнаддувные двигатели ММЗ Д-243, Д-240 или Д-240Л иД-243Л. Запуск двигателей первого типа осуществляется посредством электростартера, второго типа — пусковым устройством ПД-10. На задней части корпуса монтируют предпусковой подогреватель.

Мотор МТЗ

Двигатель, цилиндры которого расположены в ряд, отличается высокой надежностью. Расход топлива на МТЗ-82 зависит от вида выполняемых машиной работ. При большом тяговом усилии потребность в горючем увеличивается. Средний показатель расхода — 9,5 л/ч. Номинальная частота вращения (об/мин) — 2200. Максимальная скорость, которую способен развивать трактор, зависит от характера движения и подразделяется на 2 вида:

  • транспортная (до 35 км/ч);
  • рабочая (до 16 км/ч).

Электрооборудование

Электрооборудование — важная часть конструкции спецтехники. К этой категории приборов и устройств относят:

  • батареи;
  • генератор;
  • приборы освещения (фары, контрольные лампы сигнализаторов, фонари освещения);
  • стартер СМД;
  • вентиляторы;
  • переключатели поворота;
  • датчики;
  • указатели;
  • выключатели.

Приборы трактора

Техобслуживание трактора включает уход за батареей. Требования к плотности электролита зависят от климатических условий региона. Для районов с холодным климатом требуется плотность 1,28 г/см при -25°С, для теплого климата — 1,23 г/см при +25°С. Перед началом работ необходимо проверять исправность генератора. Для этого обращают внимание на указатель напряжения.

Трансмиссия

Трансмиссия моделей 82 серии механическая и включает 18 позиций передних скоростей и 4 — задних. Но так как принцип действия основан на пониженном редукторе, коробка передач обеспечивает выбор из 9 передних скоростей и 2 — задних. Для включения требуемой передачи устанавливают нужную ступень редуктора. После чего рычаг переводят в нейтральное положение и включают нужную скорость.

Трансмиссия

Схема переключения передач МТЗ-82 несложная. Выбор скорости зависит от вида выполняемой машиной работы. Оптимальные режимы скорости:

  • при погрузке тяжелых грузов — 3;
  • при погрузке легких грузов — 2;
  • движение налегке — 6;
  • трогаться налегке — с 8.

Передний мост

Тракторы 82 серии полноприводные. Передний мост представляет собой комплекс механизмов, объединенных в общий узел. С опорной балкой соединяется посредством полурамы. Предназначение заключается в передаче крутящего момента к передним колесам. Таким образом получают толкающее усилие.

Передний мост МТЗ

Схема переднего моста полужесткая, включает несколько узлов:

  • несущая балка;
  • конический колесный редуктор;
  • дифференциал;
  • вспомогательные детали.

Задний мост

Как и передний мост, задний является звеном, обеспечивающим передачу крутящего момента, проходящего через цепь: главная передача — дифференциал — вторичный вал коробки передач — полуоси — ступицы колес.

Задний мост представляет собой комплекс механизмов, размещенных в чугунном корпусе. Своей передней частью он присоединен к коробке передач, а задней — к редукторам ВОМ. В верхней части находится стальное полотно — крышка. Наиболее частые проблемы, возникающие в работе заднего моста, заключаются в изнашивании шестерни на главной передаче. Сигналом о неполадках является повышенный шум и постукивание.

Тормоза

Трактор оборудован сухими двухдисковыми тормозами с ножным управлением. Место их установки — главные шестерни бортовых передач.

Особенность управления системой заключается в том, что можно одновременно тормозить оба колеса или каждое по отдельности.

В первом случае требуется нажать на обе педали, во втором — на соответствующую той стороне, с которой находится колесо. Такой устройство тормозной системы обеспечивает трактору маневренность. Имеется механическ усилител привода сцепления.

Кабина

Кабину для трактора изготавливают из тонколистовой стали, оснащают слоем утепления и шумоизоляции. Большая площадь остекления обеспечивает отличную обзорность и исключает наличие «слепых зон». По обеим сторонам кабины расположены двери. Для более удобного входа установлены ступени, сбоку от них находятся поручни. Производитель комплектует модели 82 серии двумя видами кабин, отличающихся по высоте:

  • большой;
  • малой.

Кабина трактора

Внутреннее оснащение кабин и способ их монтажа одинаковы. Это позволяет устанавливать на агрегат ту, которая наиболее удобна. Оба вида кабин комплектуются большими зеркалами заднего вида. Для удобства оператора на полу находятся прорезиненные коврики.

Вал отбора мощности ВОМ

Большинство моделей Минского тракторного завода оснащены задним ВОМ. Он предназначен для передачи вращения от двигателя на соответствующие узлы дополнительного оборудования: навесного и прицепного. На тракторах 82 серии ВОМ комбинированный, может иметь зависимый (синхронный) или независимый привод.

В первом варианте скорость оборотов ВОМ напрямую зависит от скорости движения машины. Во втором — от частоты вращения маховика двигателя. Периодически необходимо проводить осмотр вала отбора мощности, своевременно выявлять и устранять неполадки.

Рулевое управление

Рулевое управление — устройство, предназначенное для изменения направления движения трактора посредством поворота передних колес в горизонтальной плоскости. Механизм сконструирован таким образом, чтобы усилие, прилагаемое водителем при повороте руля, увеличивалось и повышало точность управления движением машины. Такая конструкция позволяет корректировать положение колес при неработающем гидроусилителе (ГУР).

Рулевое управление

Рулевое управление состоит из двух узлов:

  • рулевого механизма;
  • привода.

Роль гидроусилителя заключается в облегчении управления и снижении риска повреждения механизма при движении по неровной дороге. Тем самым повышается степень безопасности эксплуатации транспортного средства. Усилие, оказанное оператором на рулевой механизм, передается на привод. Он, в свою очередь, передает его колесам.

Гидронавесная система ГНС

ГНС трактора состоит из нескольких элементов:

  • маслобак;
  • насос;
  • распределитель;
  • силовой регулятор;
  • основной цилиндр и выносные;
  • заднее навесное устройство;
  • муфты.

Гидронавесная система

Предназначение системы заключается в обеспечении возможности использования навесного и прицепного оборудования. Элементы ГНС рассредоточены по конструкции трактора и соединены между собой трубками и шлангами. Грузоподъемность нижних тяг задней ГНС трактора составляет 3200 кгс. Имеются 3 независимых гидровывода: боковые и задний.

Гидросистема

Гидросистема трактора обеспечивает надежное присоединение навесного оборудования прицепных машин. С помощью гидравлики поднимают и опускают присоединенное оборудование, осуществляют управление ими. По желанию заказчика производитель комплектует спецтехнику гидравлическим механизмом глубины обработки почвы.

Ходовая система

Ходовая часть — основа конструкции трактора. Представляет собой полурамный остов, на котором собраны узлы и детали. Главные элементы ходовой части:

  • продольный и поперечный брусья;
  • корпусы заднего моста, сцепления, коробки передач;
  • колеса;
  • редуктор конический (служит для увеличения крутящего момента);
  • передний и задний мосты.

Детали ходовой соединены между собой штифтами, болтами, пружинами. Брусья являются конструктивными элементами полурамы, изготовлены из стали. Мосты и балки выполняют роль опор, на которых установлены все элементы машины.

Навесное оборудование

Тракторы 82 серии — универсальные машины, способные выполнять широкий спектр задач с помощью навесного оборудования. Производитель предлагает богатый выбор дополнительных устройств и приспособлений. На базе трактора устанавливают навесной экскаватор, что позволяет выполнять землеройные и горнодобывающие работы.

Навесное оборудование

Наиболее востребованное навесное оборудование — кун. Это изделие в виде ковша (копновоз), присоединяемое к гидросистеме машины. Кун — универсальный погрузчик, которым легко управлять. Используется для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и перемещения сыпучих и иных грузов. Является главным и наиболее часто используемым оборудованием при выполнении широкого спектра работ: сельскохозяйственных, строительных, коммунальных. На трактор можно устанавливать:

  • отвалы: задний и передний;
  • ковши;
  • вилы;
  • штаблер;
  • грабли;
  • плуги;
  • косилки;
  • лебедки;
  • бороны.

Тракторные грабли — незаменимый помощник фермера. С помощью этого оборудования убирают траву с полей, осуществляют планирование участка, рыхлят почву.

Для осуществления дорожных и очистительных работ устанавливают:

  • щетки передние и задние;
  • снегоочиститель;
  • скалыватель льда.

Техническое обслуживание

Техобслуживание трактора заключается в регулярном осмотре его систем и узлов и своевременном устранении неисправностей. Техобслуживание машины при подготовке к обкатке отличается от ухода за ней в процессе эксплуатации. В первом случае осуществляется подготовка трактора к работе. Регулярное обслуживание включает широкий перечень действий, в числе которых проверка и регулировка:

  • свободного хода педали сцепления;
  • хода рычага стояночного тормоза;
  • люфта рулевого колеса;
  • затяжка болтов креплений узлов и механизмов;
  • регулировка рулевых тяг;
  • проверка уровня масла и работы системы охлаждения.

Новички часто не знают о том, как выставить зажигание. Его первоначальная настройка выполняется в заводских условиях, но в процессе эксплуатации возникает необходимость в регулировании. На моделях 82 серии устанавливают магнето М124 и пускатель ПД-10. Магнето состоит из трех узлов:

  • прерывателя;
  • трансформатора;
  • роторного механизма.

Настройка зажигания — непростой процесс, поэтому его лучше доверить специалистам.

Запуск в зимний период

При температуре воздуха ниже -5°С эксплуатация трактора может быть осложнена проблемой с запуском двигателя. Подготовить машину нужно до наступления холодов. Для того чтобы избежать проблем с запуском, выполняют ряд правил:

  1. В системе охлаждения используют незамерзающие жидкости.
  2. Запуск осуществляют после прогрева.
  3. При остановках машины не допускают понижения температуры двигателя ниже +40°C.
  4. Заправляют машину зимним дизельным топливом.
  5. Холодный дизель заправляют подогретым маслом.

Трактор зимой

Трактористы часто используют для запуска замерзшего двигателя проверенный практикой алгоритм:

  • паяльную лампу подносят к поддону картера;
  • в течение 10-15 минут осуществляют прогрев;
  • заливают в радиатор кипяток;
  • через 5-7 минут сливают его;
  • повторно заливают и сливают кипяток;
  • запускают двигатель.

Основные модификации

Со времени выпуска первого трактора 82 серии прошло несколько десятилетий. За этот период времени производитель разработал модификации базовой модели. На ее основе созданы:

  • 82.1;
  • Т-70В/С;
  • 82Р;
  • 82Н;
  • Т-80Л;
  • 82К.

Конструкция и оснащение этих машин имеют много общего. Но есть отличия, благодаря которым можно выбрать технику, наиболее подходящую для выполнения поставленных задач.

Достоинства и недостатки

Трактор серии 82, как и любая другая спецтехника, имеет ряд достоинств и недостатков. Главным преимуществом этой машины считают минимальные затраты на ее содержание и обслуживание. Наряду с этим фактором отмечают надежность и выносливость трактора. После долгих лет работы и многочисленных ремонтов, он столь же хорошо выполняет свои задачи, как только что вышедший с конвейера.

Трактор серии 82

До сих пор продукцию минского завода считают во многом превосходящей европейские аналоги. Тракторы этого производителя имеют репутацию «неубиваемой техники». Она отличается высокой проходимостью по рыхлому и вязкому грунту, болотистым местностям. Способна преодолевать подъемы и спуски. Бесперебойно работает при перепадах температур. Достоинством является широкий ассортимент навесного оборудования, позволяющего облегчить большинство видов работ.

Из недостатков отмечают:

  • недопустимость перегрузки;
  • требовательность к качеству дизельного топлива;
  • отказ 3 и 6 скоростей при большой весовой нагрузке.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость трактора разнится в зависимости от региона поставки. На 2018 год цена машины — 1268-1299 тыс. руб. Отзывы владельцев этой техники стимулируют к покупке, но в то же время заставляют задуматься о необходимости соблюдения правил ее эксплуатации.

Николай 54 года, Самара

Имею большой опыт эксплуатации белорусских тракторов. За годы работы убедился в их выносливости. Запчасти найти несложно, ремонт можно сделать своими силами. Радует мощное сцепление задней подвески. Трактор без особого труда тянет плуг и борону, грабли. Зимой убираю им снег, чищу дороги. Без этого помощника фермеру не обойтись.

МТЗ с плугом

Иван 34 года, Уфа

Имею возможность сравнить белорусскую и немецкую технику. Оба трактора работают хорошо, выполняют много задач. Но белорусский больше приспособлен для работы в суровых условиях, легче преодолевает бездорожье. Остановил свой выбор на МТЗ-82. Не разочаровался. Если фермер является производителем сельхозпродукции, покупатель не попадает под налогообложение: трактор не облагается транспортным налогом.

Аналоги

У белорусского трактора есть российский аналог — Агромаш-85. Машины имеют схожие технические характеристики, предназначены для выполнения одного и того же спектра задач. Но отзывы владельцев российской техники позволяют понять, что у нее меньше достоинств, чем у белорусской.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации