Самодельный трактор Бизон 4х4 с двигателем ЯМЗ-236: как сделать, чертежи, сборка, видео

Сельскохозяйственный трактор Бизон собирается владельцами на основе серийного дизельного двигателя и компонентов от грузовых автомобилей. Конфигурация и оснащение кабины определяются конструктором на основе личных предпочтений. Техника может использоваться для перевозки грузов на прицепе или буксировки различного оборудования.

Трактор Бизон

Описание и характеристики модели

Под торговой маркой Bizon поставляются колесные трактора, собранные на территории Китая из компонентов местного производства. В России аналогичное название носит техника, собранная руками владельцев на основе узлов от грузовых автомобилей и серийных сельскохозяйственных машин. Встречаются модификации с приводом на задние колеса, но попадаются и трактора с трансмиссией, дополненной раздаточным редуктором (для реализации полного привода 4х4).

На технике используются рядные тракторные дизели МТЗ или V-образные моторы Ярославского завода, оснащенные системой принудительного жидкостного охлаждения.

К силовой установке устанавливается шестеренный масляный насос, позволяющий использовать гидравлическое навесное оборудование (например, бульдозерный нож). Рабочее место тракториста открытое, часть конструкторов собирает закрытые кабины с увеличенной площадью остекления, оснащенные системой отопления и вентиляции.

В основе машины лежит рама из стального профиля, на которую крепятся агрегаты трансмиссии. Ходовая часть не оснащается подвеской, снижение вибраций достигается пневматическими шинами с увеличенной шириной протектора. Передняя балка оборудована поворотными кулаками, для отклонения колес используется объемный гидравлический привод. В кабине или на внешней части трактора ставятся золотниковые распределители, позволяющие подсоединять навесное оборудование, оснащенное гидравлической системой.

Описание

Плюсы и минусы

Основные преимущества техники:

  • компактность конструкции;
  • экономичность (низкий расход топлива и моторного масла);
  • высокая ремонтопригодность (допускается восстановление в полевых условиях);
  • простота обслуживания и высокая производительность;
  • легкость управления благодаря усилителям;
  • возможность модернизации техники путем замены узлов или установки новых агрегатов.

Недостатки трактора:

  • сложности при регистрации самодельной техники;
  • поломки деталей из-за недостаточной прочности или ошибок при сборке.

Плюсы трактора

Чертежи для самодельного трактора

Перед тем как изготовить трактор Бизон своими руками, необходимо разработать техническую документацию. Чертежи машин находятся в открытом доступе, схемы дорабатываются в соответствии с используемыми агрегатами и габаритами будущей техники.

Если конструктор планирует обустроить закрытую кабину, то предварительно прорабатывается эскиз, позволяющий подобрать или изготовить детали.

Можно изготовить самодельный трактор без чертежей, но в ходе работ будут возникать ошибки, на устранение которых понадобится время и дополнительные детали.

Чертежи

Список инструментов и расходников

Минимальный набор оборудования включает в себя:

  • готовую раму от грузового автомобиля или трактора или стальной профиль для сборки конструкции;
  • дизельный двигатель МТЗ Д-245 или ЯМЗ-236 с навесным оборудованием и муфтой сцепления;
  • коробку передач и раздаточный редуктор;
  • элементы рулевого управления от колесных тракторов;
  • переднюю балку или мост с поворотными кулаками;
  • задний мост;
  • колесные диски с шинами от сельскохозяйственной техники;
  • сварочный аппарат;
  • измерительный инструмент;
  • оборудование для резки заготовок;
  • сверлильный станок;
  • набор слесарного инструмента;
  • краскопульт и воздушный компрессор.

Сборка трактора

Основные этапы сборки

Краткая последовательность действий при сборке:

  1. На основе чертежной документации произвести разметку готовой рамы или изготовить конструкцию. В местах крепления двигателя и агрегатов трансмиссии просверлить дополнительные отверстия. От качества разметки зависит работоспособность шасси будущей машины, при ошибочном расчете конструкция трактора не выдержит нагрузок.
  2. Установить на раму дизель, используя заводские резиновые подушки, снижающие уровень вибраций. Если не планируется использование коробки передач от импортной техники, то потребуется изготовить переходную плиту между двигателем и КПП, позволяющую соединить агрегаты и обеспечить передачу крутящего момента.
  3. Смонтировать коробку передач и мосты, соединить вторичный вал КПП с хвостовиком главной пары заднего моста. Если в конструкции предусматривается раздатка, то устанавливается дополнительный вал, идущий к редуктору переднего моста. Карданные шарниры допускают смещение осей на небольшое расстояние, при нарушении допустимых условий эксплуатации сочленение выходит из строя.
  4. Установить систему подачи топлива, бак снимается с сельскохозяйственной техники или сваривается из листового металла.
  5. Смонтировать рулевое управление и подключить трубки тормозной системы.
  6. Установить радиатор системы охлаждения и соединительные шланги, предусмотреть отвод жидкости для теплообменника системы обогрева кабины.
  7. Изготовить панели кабины, которые собираются на металлическом каркасе. В конструкции предусмотреть стекла, систему очистки ветрового стекла установить по желанию конструктора. Кабину покрыть слоем грунта, а затем произвести окраску синтетической эмалью или резиновой краской (например, выдерживающей механические воздействия).
  8. Смонтировать защитные крылья и крышки моторного отсека (изготовить самостоятельно или использовать готовые элементы).
  9. Произвести пробный запуск и выезд, отрегулировать узлы и устранить обнаруженные неисправности.
  10. Смонтировать кронштейны для установки навесного оборудования, а затем проверить работоспособность техники.

Этапы сборки

Как сделать Бизон с двигателем ЯМЗ-236

Изготовление техники с V-образным дизелем ЯМЗ-236 не отличается от процесса сборки техники с тракторными агрегатами. Рекомендуется использовать оригинальную систему охлаждения от грузового автомобиля, обеспечивающую нормальный термический режим работы мотора.

Следует предусмотреть электрическую систему напряжением 24 В, обеспечивающую работу стартера (генератор входит в состав навесного оборудования на моторе).

В кабине или моторном отсеке устанавливается монтажный блок с предохранителями и реле, поддерживающими работу электрических компонентов.

Обслуживание трактора и дизельного мотора

В процессе эксплуатации техники необходимо:

  1. Регулярно очищать машину от пыли и грязи, поврежденные участки металлических панелей кабины или капота выпрямить, зачистить от ржавчины и восстановить лакокрасочное покрытие.
  2. Для запуска двигателя используется электрический стартер, необходимо периодически проверять состояние коллектора и угольных щеток. На панели приборов в кабине следует предусмотреть контрольную лампу зарядки, при включении индикатора на работающем моторе проверить состояние электропроводки и генератора.
  3. Регулярно сливать отработавшее моторное масло и следить за давлением с помощью манометра, выведенного в кабину тракториста. Эксплуатация дизеля при аварийном давлении в системе смазки запрещается. Перед началом работы двигателя необходимо проверять уровень масла в картере, течь смазки через сальники и прокладку поддона не допускается.
  4. Контролировать заполненность системы охлаждения антифризом. Если в контуры заправлена вода, то в зимнее время жидкость сливается на время стоянки.
  5. Периодически промывать топливный фильтр. Попадание грязи в насос высокого давления и форсунки приводит к поломке деталей.
  6. Ежемесячно осматривать раму и проверять затяжку болтов и гаек. Трещины на лонжеронах и поперечинах, оборванные или поврежденные резьбовые соединения не допускаются.

Возможные неисправности

При запуске двигателя допускается дымный выхлоп, который по мере прогрева силового агрегата становится бесцветным. Появление сизого дыма из-за угара масла и падение мощности указывают на износ поршневых колец и гильз. Для восстановления нормальной работы требуется разобрать дизель и поменять изношенные элементы. При включении индикатора аварийного давления в системе смазки необходимо остановить мотор, дальнейшая эксплуатация возможна после устранения неисправностей (замены коренных и шатунных вкладышей).

Посторонние стуки при работе мотора указывают на повышенные зазоры в кривошипно-шатунном механизме, требуется полная разборка и капитальный ремонт силовой установки. Обнаруженная в моторном масле эмульсия указывает на разрушение прокладок под головками или трещины в теле блока цилиндров, через который антифриз из рубашки попадает в поддон мотора. Повреждение насоса и образование на стенках рубашки слоя накипи (при использовании воды вместо антифриза) приводят к перегреву мотора. Ремонт заключается в промывке контура и установке новой помпы.

Падение мощности двигателя возникает при засорении фильтра, нарушении герметичности каналов подачи воздуха и попадании посторонних предметов в выхлопную трубу. Для определения равномерности работы цилиндров необходимо перевести мотор в режим холостого хода и рукой проверить температуру выпускных патрубков. Регулировку насоса высокого давления и форсунок рекомендуется осуществлять на специальном стенде, позволяющем выставить равномерную производительность оборудования по цилиндрам.

А вы бы смогли самостоятельно собрать Бизон?

Читайте также:
Никита Степанович

Профессиональный тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Занимается ежегодным засевом полей, обработкой и уборкой урожая в крупном агрохолдинге.

Оцените автора
SPECMAHINA
Добавить комментарий

Adblock
detector