fbpx

Характеристики гусеничных и колесных тракторов Т-150

Трактор Т-150 — спецтехника, выпуск которой осуществляется Харьковским тракторным заводом с 1973 г. Для создания образца нового поколения машин были привлечены лучшие конструкторы и изобретатели СССР. В начале 70-х гг. прошлого века началось массовое производство колесной модели Т-150. Через 10 лет группой разработчиков был представлен ее гусеничный аналог.

Харьковский трактор

Гусеничные и колесные Т-150

В 80-х гг. прошлого века в СССР остро встал вопрос комплектации колхозов и совхозов, предприятий лесной промышленности мощной спецтехникой высокой проходимости. На тот момент для выполнения сельскохозяйственных работ использовался трактор Т-150 колесный. Но согласно проведенным исследованиям, он не обладал высокой проходимостью, требуемой для транспортировки бревен, плугов и грузов по неустойчивым, рыхлым и вязким грунтам.

В связи с этим был разработан и выпущен на рынок Т-150 гусеничный, столь же мощный, как и его колесный аналог, но отличающийся способностью передвигаться по труднопроходимым местностям. Эта машина расценивалась как универсальный лесовоз и болотоход. Колесная и гусеничная модели отличаются по нескольким параметрам:

  • конструкцией ходовой части;
  • устройством механизмов поворота;
  • конструкцией рамы;
  • КПП;
  • системами управления.

Трактор на гусеницах

На гусеничных машинах мотор установлен спереди, коробка передач расположена под кабиной водителя. Особенность управления этой моделью заключается в применении 4 скоростей движения (на колесном аналоге их 3). Причем переключение коробки передач стало возможным при езде под нагрузкой. Для управления гусеницами можно использовать разные передачи, что обеспечивает высокую маневренность техники. Особенность этой модели — разворот на одном месте.

Технические характеристики Т-150

Несмотря на различное устройство, технические характеристики моделей во многом схожи. Расход топлива при движении под нагрузкой составляет 150 л в час. Обе модификации Т-150 оснащены шестицилиндровыми V-образными турбированными двигателями, работающими на дизельном топливе. Максимальная мощность — 150 л.с. Тяговый класс — третий.

Важной характеристикой колесной модели является давление в шинах. При уменьшении давления в задних колесах наблюдается повышение сцепления с грунтом, но снижается грузоподъемность и усиливается истираемость резины. Если увеличить давление в задних шинах, машина обретет большую маневренность и сможет передвигаться с более высокой скоростью. Но при этом будет пробуксовывать на сложных грунтах.

Т-150 в поле

Другие характеристики:

  • вес трактора — 8 т;
  • диаметр цилиндров — 130 мм;
  • ход поршня — 115 мм;
  • масляный насос шестеренный, 2-секционный;
  • тип трансмиссии — гидромеханическая;
  • привод от коленчатого вала — шестеренчатый;
  • максимально развиваемая скорость при движении веред — 15,5 км/ч, назад — 8 км/ч;
  • бортовая сеть с напряжением 12 В.

Способы управления моделями:

  • гусеничная — кинематическое и силовое, механизм поворота совмещен с КПП;
  • колесная — управление трактором выполняется за счет поворота передней и задней полурам, осуществляемого посредством вертикального шарнира.

Схема и устройство КПП

Устройство коробки передач каждой модели трактора отличается. У гусеничной машины КПП двухпоточного типа, с возможностью передачи усилия каждой гусенице. Конструкция муфты сцепления двухдисковая, замкнутого типа.

Коробка передач

Имеются несколько режимов работы трансмиссии:

  • рабочий;
  • транспортировочный;
  • замедленный;
  • реверсионный.

Всего 4 скорости: 3 передних и 1 задняя. Выбор передач возможно во время полной остановки, что позволяет трогаться с высоким тяговым усилием. Переключение механизмов трансмиссии во время движения происходит без потери мощности.

У колесной модели иное переключение КПП, схема которой включает 3 позиции: 2 передние и 1 заднюю. Начиная с 1983 г., у колесных тракторов этой серии скоростной ряд был изменен, что позволило увеличить тяговое усилие до 40 кН. В новой модификации КПП был установлен ходоуменьшитель, позволяющий машине передвигаться на пониженных передачах. Управление также осуществляется за счет поворота полурам.

Навесное оборудование

Гусеничная и колесная модели оборудованы навесной системой, позволяющей работать с широким спектром навесного и прицепного оборудования. Спецтехника этого тягового класса может выполнять работы дорожно-строительного, сельскохозяйственного, лесопромышленного назначения. Для этих целей разработаны специальные навесные устройства.

Навесное оборудование Т-150

Если поставить лопату на колесный Т-150, машина сможет заменить экскаватор средней мощности и рыть котлованы глубиной от 1,5 до 3 м. Возможности трактора зависят не только от мощности двигателя, но и технических характеристик установленного оборудования. Благодаря тяговому усилию в 5 тыс. кг любая модель спецтехники может работать с бульдозерным отвалом.

Для выполнения погрузки и разгрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в самосвалы и другие бортовые машины устанавливают навесное погрузочное оборудование (зубчатый ковш). С этим приспособлением также можно выполнять землеройно-транспортные работы на грунтах 1 и 2 категорий.

Для работ с дорожным покрытием на тракторы устанавливают щетки и поворотные отвалы, оборудование для уборки снега и колки льда. Для повышения функциональности колесных и гусеничных моделей разработаны несколько видов отвалов:

  • скоростной;
  • бульдозерный;
  • коммунальный;
  • планировочный;
  • клиновый.

Присоединяемые ямобуры позволяют использовать тракторы на строительных и буровых работах. Так, с помощью этого навесного устройства можно бурить неглубокие скважины на воду, устанавливать винтовые и бетонные сваи, столбы для заборов. Наиболее широк выбор навесного оборудования, предназначенного для выполнения сельскохозяйственных работ. Это плуги, культиваторы, косилки, жатки, шнекороторы, вилы, грабли, бороны. Для выполнения лесозаготовительных задач разработано оборудование, позволяющее осуществлять трелевание в самых сложных условиях.

Регулировка плуга

Для колесных и гусеничных тракторов этой серии разработаны пяти- и шестикорпусные плуги. Наиболее часто используемые модели — скоростные плуги ПЛН 5-35 и ПЛН 6-35.

Навешивание и эксплуатация этого оборудования должны выполняться в соответствии с рекомендациями его производителя.

Максимальная эффективность вспашки полей возможна при обеспечении достаточной ширины захвата плугом при работе техники на I и II передачах. Для агрегатирования вспомогательного оборудования заднее навесное устройство трактора должно быть установлено по двухточечной системе.

Схема навешивания плуга и его регулирование

  1. С помощью шлангов и переходного штуцера присоединяют гидросистему навесного устройства к цилиндру трактора. Управление плугом осуществляется средним рычагом включения привода гидроусилителя.
  2. При отсутствии переходного штуцера к золотнику присоединяют цилиндр трактора и выносной цилиндр плуга. Управление осуществляется посредством боковых рычагов.
  3. Завершив присоединение, навесное оборудование устанавливают в транспортировочное положение (приподнимают над уровнем грунта), обеспечивая просвет шириной не менее 25 см.
  4. Регулируют длину ограничителей навески таким образом, чтобы отклонение боковых тяг в любую из сторон не превышало 2 см.

Ремонт Т-150

Ремонт КПП своими руками — сложная задача, выполнение которой требует специальных знаний. Для того чтобы установить правильно диски сцепления и устранить неисправности, помимо универсального рабочего инструмента, потребуются наставки, выколотки, ключи и головки. Опытные трактористы имеют в своем арсенале приспособления, позволяющие облегчить ремонт коробки передач и тормозной системы.

Ремонт коробки передач

КПП разбирают и собирают на стенде ОР-6330. Если такой возможности нет, агрегат устанавливают на ровную прочную поверхность. Под переднюю часть устройства подкладывают подставку и приступают к разборке своими руками. Перед началом работ выполняют слив масла в гидросистеме трактора. В большинстве случаев причина неисправностей кроется в износе деталей. Нередко требуется заменить и правильно поставить насос-дозатор рулевого управления.

Достоинства и недостатки

Колесная и гусеничная модели Т-150 имеют многочисленные преимущества. У каждого трактора они свои. Достоинства колесного:

  • более быстрая скорость на магистральных дорогах с твердым покрытием;
  • возможность установки задних и передних колес одинакового диаметра, что увеличивает грузоподъемность машины;
  • на задней полураме трактора есть пространство, позволяющее одновременно агрегатировать несколько видов оборудования сельскохозяйственного назначения;
  • простота в обслуживании и хранении.

Достоинства гусеничного:

  • оказывает в 2 раза меньшее давление на грунт, чем колесный;
  • при буксировании меньше повреждает дорожное покрытие;
  • тяговое усилие на 30% выше, чем у колесного;
  • меньший расход горючего;
  • более комфортные условия работы для оператора.

Из недостатков колесной модели отмечают следующие характеристики:

  • невысокие показатели безопасности труда, в связи с чем разработчиками было принято решение установить кабину со встроенным защитным каркасом;
  • большой расход горючего.

Недостатки гусеничной модели:

  • тракторам на гусеничной базе запрещено движение по дорогам общего пользования (с твердым покрытием);
  • короткая база, осложняющая агрегатирование тяжелой техники и грузов;
  • невысокая скорость;
  • необходимость регулярной замены гусеничной цепи в связи с ее быстрой изнашиваемостью.

Цена и отзывы владельцев

Рынок предлагает 3 вида тракторов серии Т-150 Харьковского завода:

  • бывшие в употреблении;
  • после капитального ремонта;
  • только что сошедшие с конвейера.

Цена зависит от состояния машин и их модификации, и колеблется в диапазоне 500-1900 тыс. рублей. Определиться с выбором трактора помогут отзывы тех, кто имеет опыт работы с этой спецтехникой.

Олег 45 лет, Владивосток.

Трактор надежный и выносливый. Пригоден для всех видов работ на полях и может использоваться как бульдозер. Если покупать б/у, нужно смотреть состояние заклепок на подрамниках. Если битые, такую технику лучше не брать, постоянно будет в ремонте.

Т-150 за работой

Николай 51 год, Сургут.

Работал с этим трактором больше 10 лет. Лучше покупать машину с ЯМЗ двигателем, он более мощный и неприхотливый. Гусеничный невыгоден тем, что ходовая быстро стирается песком. А цена у гусениц не маленькая. Все остальные запчасти на трактор стоят копейки.

Аналоги

Аналогов трактора серии Т-150 нет. Есть модификации, выпущенные заводом позже базовой модели.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации