Описание и технические характеристики трактора Т-4 Алтаец

Трактор Т-4, относящийся к машинам категории 4,0 т, выпускался Алтайским тракторным заводом с 1964 года. Гусеничный трактор используется как тягач или бульдозер при проведении строительных и мелиоративных работ, а также в роли сельскохозяйственной машины. На базе Т-4 выпускалась трелевочная машина ТТ-4, широко применяемая при лесозаготовках. В 1970 году началось производство модернизированного варианта Т-4А, который продержался на конвейере до 1998 года.

АТЗ Т-4

Т-4

Базовое шасси Т-4 Алтаец использовалось для изготовления 4 модификаций.

Их отличительные особенности:

  • версия С1, укомплектованная полным набором гидравлической навески и 2 дополнительными выносными цилиндрами;
  • модификация С2, отличавшаяся от С1 отсутствием навесного оборудования, главного и выносных цилиндров;
  • вариант С3, не имевший гидравлики и навесного механизма;
  • модель С4, идентичная по гидравлике С1, но не имеющая 2 выносных цилиндров.

Вес трактора зависит от комплектации и составляет от 7150 до 7600 кг. Давление на грунт для всех модификаций принимается одинаковым и составляет 0,35 кг/см². По отдельному заказу устанавливался односкоростной задний вал привода дополнительных агрегатов (ВОМ) независимой схемы, монтировалась автономная система прогрева двигателя и устройство отопления кабины оператора.

Машина комплектовалась 4-тактным дизельным двигателем модели АМ-01.

Двигатель имеет рядное расположение 6 цилиндров и жидкостную принудительную систему охлаждения. Мотор оснащен системой подачи воздуха с атмосферным давлением и развивает мощность 110 л. с. при объеме цилиндров 11150 см³. Особенностью двигателя являются низкая частота вращения вала. Максимальная мощность развивается на 1600 об/мин, а пик крутящего момента приходится на 1100-1300 об/мин.

Для пуска дизеля применяется отдельный бензиновый агрегат типа ПД-10У, оснащенный жидкостным охлаждением. Рубашка цилиндра пускового мотора подключена к общей системе охлаждения. Запуск бензинового мотора выполняется электрическим стартером. На практике пуск осуществляется вручную, прокручиванием вала при помощи пускового шнура. Применение бензинового стартера позволило отказаться от громоздких аккумуляторных батарей и обеспечило запуск дизеля в условиях низких температур.

Мотор АТЗ Т-4

Технические характеристики двигателя потребовали применения сцепления усиленной конструкции, укомплектованного 2 дисками. Муфта сцепления соединена карданным валом с реверсивной гитарой. Коробка скоростей 4-ступенчатая, оснащена шестернями цилиндрической формы с прямым зубом. Применение реверсивной гитары позволило увеличить число передач переднего хода в 2 раза и получить 4 скорости заднего хода. Картеры коробки и гитары имеют общую систему смазки.

Задний мост включает в себя главную пару, оснащенную коническими шестернями, планетарный механизм для выполнения поворотов, 2 тормозные ленты солнечных шестерен и 2 тормоза для остановки машины. Привод ленточных тормозов поворота оснащен гидравлическим усилителем. Ведущие колеса установлены на бортовых конечных передачах, оснащенных цилиндрическими шестернями.

В основе трактора лежит рама, склепанная из 2 лонжеронов коробчатого сечения. На лонжеронах имеются кронштейны, которые соединяются с картером заднего моста. Передняя часть лонжеронов соединена литым стальным брусом. Подвеска машины полужесткой схемы, оснащена поперечной рессорой, установленной на балансире. Рессора набрана из 4 листов, имеющих различную длину. Концы рессоры свободно уложены на амортизаторах боковых гусеничных тележек.

Рама трактора Алтаец

Тележка состоит из рамы, на нижней поверхности которой установлены 6 опорных катков. В передней части рамы установлен амортизатор. Для поддержки верхней ветви гусеницы применяются 2 опорных ролика. Для направления и натяжения гусеницы используется переднее колесо. Задняя часть рамы установлена на ведущей полуоси через подшипниковые опоры. Гусеничная лента состоит из 43 стальных звеньев, соединенных пальцами, которые запрессованы в наружные части звеньев. Не запрессовывается только 1 палец, который применяется для разъединения гусеницы.

Т-4А

Трактор Т-4А по техническим характеристикам не сильно отличался от предшественника. На машинах стал применяться модернизированный дизель АМ-01М, который развивает мощность 130 л. с. при 1700 об/мин коленчатого вала. Особенностью конструкции является размещение камеры сгорания сферической формы в поршне. Система запуска и охлаждения не изменились. Коробка передач по заказу оснащалась 2-скоростным ВОМ, расположенным на задней крышке. Доработки конструкции привели к увеличению массы машины, которая составляет 8145 кг.

Гидравлика оснащена расходным баком, установленным под капотом двигателя. Давление в магистралях создается шестеренным насосом с приводом от коробки скоростей. Система навески комбинированная, собирается по схеме из 2 или 3 точек крепления. Распределение жидкости ведется отдельным прибором, смонтированным в кабине оператора. Главный гидравлический цилиндр способен создавать усилие до 9000 кг.

Модернизированный Т-4

Выпускались модификации трактора Т-4А, предназначенные для промышленных работ. Модификации обозначались Т-4АП-1 и АП-2, соответственно отличались установкой ВОМ или его отсутствием. На усиленных лонжеронах рам тракторов промышленных модификаций имеются приваренные кронштейны, предназначенные для установки толкающих брусьев навесного оборудования. Из-за увеличения нагрузок усилена конструкция балансира рессоры. Производительность гидравлики увеличена в 2 раза, из-за этого применяется расходный бак большей емкости.

Металлическая кабина трактора оснащалась 2 сиденьями. Место оператора регулируется по положению и весу. Отопление работает по принципу забора потока воздуха, проходящего через радиатор двигателя. Подаваемый воздух очищается при помощи пылеотделителя. Площадь остекления кабины увеличена, внедрена термоизоляция на металлических панелях.

Достоинства и недостатки

Владельцы машин отмечают положительные стороны при эксплуатации Т-4:

  • неприхотливый двигатель;
  • низкий расход топлива (6-8 л/га при культивации);
  • возможность использования дополнительного навесного оборудования от ДТ-75 или Т-150.

При этом встречаются нарекания в отношении конструкции:

  • необходимость частых проверок состояния системы охлаждения, поскольку перегрев головки блока приводит к разрушению перемычек около форсунок;
  • воздушный фильтр требует частого ухода и промывки;
  • в реверсивном редукторе используются дефицитные подшипники;
  • забивается грязью ходовая часть;
  • сложность ремонта двигателя;
  • жесткая подвеска;
  • низкая скорость движения (до 9 км/ч).

Цена и отзывы владельцев

Стоимость машин с пробегом, выпущенных в 90-е годы, составляет 250-400 тыс. рублей. Встречаются машины после капитального ремонта с заменой главных узлов силового агрегата и трансмиссии и установкой дополнительного оборудования. Стоимость тракторов достигает 800-850 тыс. рублей.

После капитального ремонта

Алексей, Барнаул

Запасные детали для Т-4 стали дефицитом, поскольку завод-изготовитель машин закрылся. Ходовая часть хорошо работает только на твердом грунте. На грязи происходит набивание грунта и камней внутрь, вплоть до заклинивания. Но при работе на пашне трактору нет равных.

Аналоги

Прямыми аналогами Т-4 и 4А являются гусеничные машины моделей Т-150 и ДТ-75, которые оснащены улучшенными кабинами и экономичными силовыми установками. Преимуществом Алтайской машины является увеличенное тяговое усилие, поскольку конкуренты относятся к классу машин 3,0 т.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации