ВОМ МТЗ — это узел транспортного средства, который передает вращательный импульс от силового агрегата к дополнительному оборудованию и другим системам. Вал отбора мощности МТЗ-82 расположен на задней части корпуса техники.
Схема вала отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82
Схема данной системы тракторного устройства включает в себя:
- опорный диск сцепного механизма;
- шестеренчатые детали ведущего типа;
- боковой полунезависимый вал отбора и двухскоростной независимый вал;
- шестеренчатые элементы и вал ведомого типа;
- зубчатую муфту сцепления;
- вал промежуточного и вторичного типа;
- шестеренчатые детали привода и стопорный болт;
- водило;
- остановочный тормозной механизм.
ВОМ МТЗ-82 — схему и чертеж можно найти в руководстве пользователя.
Главный механизм — это редуктор заднего типа с 2 ступенями и механизм переключения зависимой и независимой формы.
Частота вращения осуществляется при помощи муфты, которая находится на шлице на машине. Устройство, ответственное за механическое управление ВОМ, — шестигранный элемент, расположенный на задней крышке корпуса сцепления.
Переключение кулачкового механизма задает привод: рычаг переводится вперед, и начинается работа всей системы, при переводе рукоятки в положение «Выключено» работа системы прекращается.
Рычаг может находиться в 3 положениях: если повернуть его по часовой стрелке, то установится зависимый тип; если повернуть рукоятку против часовой стрелки, то устройство перейдет в независимый тип; средняя позиция — это синхронный режим работы (перед установкой этого положения нужно отключить двигатель).
Регулировка вала отбора мощности
Регулировка ВОМ МТЗ (вала отбора мощности):
- Установить транспортное средство на специальную смотровую платформу.
- Установить ось центрального диска основной системы в исходную позицию.
- Нанесенная риска должна быть расположена с правой стороны в вертикальном положении, т.е. отметка «И» будет находиться справа.
- Зафиксировать риску при помощи стопорных пластинок и винтов.
- Отсоединить тягу.
- Открутить винты стакана, чтобы освободить пружинный механизм.
- Демонтировать крышку люка заднего ведущего мостового механизма, чтобы получить доступ к головке натяжного болта.
- Перевести рукоятку муфты в нейтральный режим и зафиксировать стопорным болтом М10*60. Он вкручивается в отверстие на рычаге, который должен находиться на задней части корпуса ведущего моста. После этого стопорную пластинку снимают, снять ее можно, демонтировав фиксирующую рукоятку.
- Завернуть упорный болт в наружный стакан до отметки «А» (27-31 мм в глубину).
- Переставить рукоятку в положение «Включено».
- Установить на место тяговый механизм. Затем отрегулируйте люфт рукоятки, установив необходимую зону качания рукоятки в среднее отверстие прорези управляющего пульта.
- Проверить вращение скорости на оборотах переключения заднего ВОМ.
После проверки вал обратно устанавливается на трактор МТЗ-82.
Нюансы регулировки
Дополнительно может потребоваться регулировка ленточного тормозного механизма в тех случаях, когда:
- вал начинает буксировать;
- рукоятка упирается в прорезь во время переключения;
- для активации ВОМ необходимо усилие более 16 КГС;
- наблюдается нестабильная фиксация в крайних положениях;
- ВОМ включается неравномерно (он то не работающий, то работает).
Процедура регулировки ленточного тормозного механизма:
- Установить рукоятку в синхронный режим. Зафиксировать позицию рукоятки.
- Вывернуть гайку и снять пластину со шлица хвостовиков.
- При помощи ключа рожкового типа провернуть осевой механизм по часовой стрелке до момента выбора промежутка между коробкой передач и ВОМ.
- Установить пластинку в исходное положение и закрутить все гайки на место.
- Вытащить из рукоятки стопорящий болт.
- Выполнить регулировку.
- Провернуть ось против часовой стрелки.
- Провести сборку механизма в обратном порядке.
Если после выполнения работ по регулировке тормозного механизма ось сместилась к левой части корпуса транспортного средства, то это значит, что у силового агрегата израсходовался корректирующий запас.
В таком случае нужно провернуть эксцентрик против часовой стрелки, вернув его в начальную позицию. После этого заново проводят регулировку вала.
Возможные неисправности
Возможные поломки, ремонт и неисправности:
- Заклинивание рукоятки вала на машинах: включение требует от водителя больших усилий. В этом случае рекомендуется осмотреть стакан пружины или муфту кулачкового типа на наличие повреждений и износ деталей.
- Нарастающий посторонний шум во время увеличения показателей крутящего момента. Такая неисправность может быть связана с износом шлицов ВОМа и элементов редукторного механизма планетарного типа. Также стоит осмотреть манжеты на эластичность и наличие повреждений.
- Вал работает нестабильно, рывками. Поломка может быть связана со шлицевыми соединениями механизма. Либо шестерня перемещается слишком свободно по основанию, т.к. у нее источились зубья. Необходимо отсоединить задний мост от кулачковой муфты. Сделать осмотр на ширину зазоров. Если зазор слишком большой, то рекомендуется заменить вал.
- Двигатель работает не на полную мощность. Следует заменить и отрегулировать ленточные тормоза.
- Хвостовая часть вала перемещается слишком свободно. В этом случае рекомендуется затянуть ослабленные гайки. Может потребоваться замена резьбы.
Следы смазки на крышке вала могут быть признаком износившихся манжет или прокладок механизма. Нужно снять ВОМ и заменить поврежденные элементы системы.