Технические характеристики универсального трактора ЮМЗ-6 и его популярных модификаций

Колесный трактор ЮМЗ-6, относящийся к категории универсальных машин, производился Южным машиностроительным заводом в Днепропетровске в течение 30 лет. В качестве исходной базы использовалась машина МТЗ-5, которая сходила с конвейера ЮМЗ до 1972 года. Базовая модель пережила несколько модернизаций и выпускалась до 2001 года.

Трактор Южмаш 6

Устройство и технические характеристики

Трактор ЮМЗ-6 по техническим характеристикам относится к категории машин тягового класса 1,4 т. Конструкция трактора классическая, передний мост и двигатель установлены на полураме, жестко закрепленной на картере сцепления и коробки передач. Картер коробки является частью силовой конструкции машины. В устройстве трактора ЮМЗ-6 применена 2-поточная муфта сцепления, позволяющая обеспечивать отдельное управление валом привода навесного оборудования.

Снаряженный трактор ЮМЗ-6А весит от 3,4 до 3,9 тонн. Масса машины зависит от модификации, перечня навесного оборудования и типа силового агрегата. Для изменения развесовки применяется установка дополнительных грузов.

Двигатель

На тракторе устанавливались 2 типа дизельных двигателей:

  • 60-сильный ЮМЗ Д-65 с рабочим объемом 4940 см³;
  • 62-сильный Д-242 с рабочим объемом 4750 см³.

Оба мотора 4-цилиндровые, оснащены жидкостным охлаждением. Система смазки принудительная, запас масла и насос расположены в картере двигателя. Двигатели не имеют турбокомпрессора, для впрыска топлива применяется механический насос с центробежным регулятором.

Мотор ЮМЗ

Расход топлива ЮМЗ-6 зависит от состояния дозирующей аппаратуры и характера выполняемых работ. Заводское значение потребления в час составляет на холостом ходу 5,6 л. Трактор «петушок» (с экскаваторной стрелой) расходует до 14,4 л дизельного топлива в час.

Для запуска силовой установки применяется бензиновый мотор ПД-10 или электрический стартер. Мощность двигателя ПД-10 составляет 10 л.с. Тип запуска отражается в описании модификации — Л (бензиновый стартер) или М (электрический). Ремонт двигателя не требует специального оборудования и оснастки и может производиться в авторемонтных мастерских.

Трансмиссия

На тракторе применяется механическая 5-скоростная коробка передач. Для передачи крутящего момента на КПП ЮМЗ используется 1-дисковое сцепление. Управление коробкой и сцеплением выполняется из кабины оператора. Рядом с рычагом размещена схема переключения передач, облегчающая работу оператора.

Задний мост машины оснащен дифференциалом с системой блокировки механического типа.

Включение блокировки выполняется нажатием на педаль, при отпускании педали дифференциал возвращается в исходное состояние.

Машины ЮМЗ с передним ведущим мостом собираются владельцами с использованием элементов от колесных тракторов Т-40. От Т-40 используется передний мост, раздаточный редуктор и карданная передача. Привод 4х4 реализуется от шестерни 2 передачи, установленной на вторичном валу коробки передач. Включение ПВМ (переднего ведущего моста) выполняется отдельным рычагом.

Ходовая часть

На тракторе установлена передняя балка качающегося типа. На концах балки смонтированы выдвижные элементы, используемые для регулировки колеи. На балке размещены органы управления передними колесами. Рулевое управление ЮМЗ-6 ранних выпусков механической схемы. Поздняя версия трактора оснащена рулевым управлением с гидравлическим усилителем.

Задние колеса установлены на картере коробки передач без подвески. Регулировка колеи выполняется перемещением ступицы по шлицам полуосей. Давление в шинах заднего моста пониженное. Благодаря этому улучшается проходимость машины, а также снижаются вибрации, передаваемые на трактор.

Ходовая ЮМЗ

Гидравлика

На машине применена раздельная гидросистема, позволяющая управлять несколькими агрегатами одновременно. Характеристики трактора позволяют использовать различное сельскохозяйственное и промышленное оборудование. Источником давления является шестеренный насос, расположенный на двигателе. Насос обладает производительностью в пределах 44-49 л/мин при давлении 20 МПа.

На тракторе смонтированы основной и выносной цилиндры, предназначенные для непосредственного управления навеской. Допускается установка оснастки с силовым приводом от вала. Вал выведен на заднюю часть коробки, имеет 1 частоту вращения (540 об/мин).

Электрика

Трактор ЮМЗ-6 оснащен электрической системой постоянного тока. Схема электрооборудования построена на подключении отрицательного вывода аккумулятора, электропроводки и приборов к корпусу машины. Для различия проводов используется различная цветная маркировка изоляции. На тракторе имеются 3 блока предохранителей, установленных в щитке приборов. Каждый блок рассчитан на 4 плавкие вставки. В центральном блоке имеется запасной предохранитель.

Рабочее напряжение составляет 12 В. Источниками тока являются генератор (с приводом ремнем от коленчатого вала двигателя) и аккумуляторная батарея. На машинах с электрическим стартером устанавливается батарея увеличенной емкости (до 215 А*ч вместо 50 А*ч). Электросхема машин с бензиновым и электрическим стартером имеет различия, поскольку бензиновый мотор оснащен отдельной системой зажигания и малогабаритным электрическим стартером.

Кабина

На машинах применяется 1-местная металлическая кабина, оснащенная 2 распашными дверями. В основе кабины находится силовой каркас, предохраняющий оператора от травм при опрокидывании трактора. Кабина оснащена защитой от шума и вибрации, стекла с теплозащитным покрытием. Ветровое и заднее стекло установлено в откидных рамах. Для очистки ветрового стекла установлены очиститель и омыватель.

Кабина машиниста

В полу кабины имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания коробки передач. Кресло оператора подрессорено при помощи торсионной подвески и оснащено ремнем безопасности. Сидение настраивается по весу оператора, а также по расстоянию до педалей и по углу наклона спинки. В оснащение кабины входит отопитель, установленный на полу. Отопитель подключен к системе охлаждения двигателя.

Модификации

Базовая модель первого образца выпускалась в вариантах ЮМЗ-6Л и 6М, которые отличались системой запуска двигателя. Ранние машины легко узнать по закругленной форме кожуха радиатора.

В 1978 году была проведена модернизация базовой модели. Машины стали оснащаться рулевой колонкой с возможностью регулировки длины рулевого вала и угла наклона. Изменениям подверглась панель приборов. Внешне машины отличаются прямоугольной решеткой радиатора. Параметры машин 6АЛ и 6АМ идентичны, кроме системы запуска двигателя.

Версия ЮМЗ-6КЛ представляет собой промышленный вариант трактора. На кормовой части машины демонтирована навесная система. На подрамнике и задней части коробки скоростей установлены точки крепления отвала и стрелы экскаватора. На тракторе использовалась модернизированная кабина, обеспечивавшая улучшенный обзор. Кроме варианта КЛ, выпускалась версия КМ, отличающаяся методом запуска двигателя. После прекращения производства машин модели 6А модификация 6КЛ/КМ стала базовой моделью.

В 1978 году стартовал выпуск версии ЮМЗ-6АКЛ. Отличием трактора стала гидравлическая система с доработанными механизмами распределения потоков. Вариант ЮМЗ-6АКМ отличается типом стартера.

ЮМЗ модифицированный

Кроме основных модификаций, встречается много индивидуальных версий, полученных в результате самостоятельного тюнинга трактора. На машинах устанавливаются передние мосты от других моделей, доработанные кабины, дополнительное навесное управление.

Чем может комплектоваться

Характеристики трактора позволяют устанавливать различное навесное оборудование с гидравлическим и механическим приводом. Система навесного оборудования и гидравлика допускают раздельное управление передней и задней навеской. Владельцы машин проводят тюнинг ЮМЗ-6, который заключается в установке дополнительного оборудования, позаимствованного от других тракторов.

Виды оборудования:

  • бульдозерный нож;
  • экскаваторная стрела;
  • грейфер;
  • сельскохозяйственное оборудование;
  • поливальная установка;
  • цилиндрическая дорожная щетка;
  • прицепное оборудование.

Ремонт и техническое обслуживание

Руководство по эксплуатации содержит перечень регламентных работ и периодичность выполнения. От соблюдения периодичности обслуживания зависит ресурс машины и ее безотказная работа. В перечень работ входит регулировка газораспределительного механизма, настройка муфты сцепления и периодическая замена смазки в картерах силового агрегата и трансмиссии.

Ремонт трактора

Перед началом выполнения пахотных работ требуется регулировка плуга ЮМЗ-6. Настройка выполняется на регулировочной площадке до выезда машины в поле. Левая сторона трактора и колесо плуга располагаются на деревянных клиньях. Высота клина равна глубине вспашки за вычетом расстояния 20-40 мм. После этого доводят лемех до контакта с поверхностью площадки и винтом опускают опорный ролик до контакта с клином. Затем плуг выравнивается правой и центральной регулировочной тягой.

Регулировка сцепления

В ходе эксплуатации требуется периодическая регулировка сцепления, которая состоит из этапов:

  • настройка свободного хода педали;
  • выставление полного хода педали, необходимого для отключения муфты сцепления;
  • настройка зазора между плоскостью упорного болта и поверхностью нажимного диска.

Чтобы отрегулировать сцепление ЮМЗ-6 своими руками, необходимо:

  1. Установить регулировкой длины тяги свободный ход в пределах 30-35 мм.
  2. Если при выключении сцепление буксует, то это указывает на неполное разведение дисков. Нормальный ход педали находится в пределах 140-150 мм. Изменение хода выполняется настройкой длины тяги, предназначенной для привода вала блокировки.
  3. Для настройки зазора требуется снять крышку, расположенную снизу картера сцепления. Отвести гайками отжимные рычаги на расстояние 73,5 мм. Расстояние меряется между торцевой поверхностью ведомого диска вала отбора мощности и рабочими кулачками, установленными на рычагах выключения сцепления.

Регулировка клапанов

Настройка зазоров между стержнем клапана и бойком коромысла выполняется на прогретом двигателе непосредственно после остановки мотора. Зазор устанавливается в пределах 0,25-0,35 мм. Допускается увеличение зазора до 0,45 мм. Изменение зазора выполняется вращением регулировочного винта, расположенного на коромысле. Винт фиксируется от самопроизвольного ослабевания контргайкой. Механизм декомпрессора регулируется по аналогичной процедуре.

Преимущества и недостатки

Характеристики трактора ЮМЗ-6 не обеспечивают высокой производительности при выполнении работ. Силовые агрегаты не любят длительной работы на холостых и пониженных оборотах. Механизм переключения скоростей изнашивается, скорости начинают самопроизвольно выключаться. Узлы трансмиссии из-за особенностей конструкции пропускают масло по стыкам поверхностей и крышкам.

К преимуществам машин ЮМЗ относятся простота ремонта и низкая стоимость запасных частей. Силовой агрегат может работать на топливе низкого качества.

Отзывы владельцев и цены

Стоимость машин ЮМЗ находится в пределах 150-300 тыс. рублей. Цена зависит от пробега трактора и общего технического состояния. Максимальную цену имеют машины последних лет выпуска. На рынке подержанной техники конкуренцию ЮМЗ составляют трактора МТЗ моделей 50 или 80, которые могут оснащаться заводским полным приводом.

Александр, Тверская область

В хозяйстве применяется машина 1982 года. Для трактора характерны постоянные течи масла из гидравлики. Замена прокладок устраняет течь. Постоянно рассыпается подшипник на вторичном валу коробки передач. Мощности машины достаточно для выполнения работ на участке средней площади.

Дмитрий, Ставропольский край

Недостатком трактора является отсутствие привода на передний мост. Машина тяжелая, хорошо приспособлена для пахоты. Для транспортировки трактор не подходит из-за низкой максимальной скорости. При перегрузке срывает муфту сцепления, которая легко меняется.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock detector