Классический вездеход Сибиряк на гусеничном шасси создан частной компанией «Вездеход 54», основанной любителями экстремального отдыха. В Сибири существует несколько мелких фирм и самостоятельных конструкторов, которые изготавливают утилитарную колесную технику на базе автомобильных или мотоциклетных агрегатов, смонтированных на самодельной раме.
Гусеничный вездеход «Сибиряк»
Сибирский болотоход от компании «Вездеход 54» отличается уменьшенными габаритами и весом, позволяющими перевозить машину в прицепе. Вездеход предназначен для охотников и рыболовов, нуждающихся в утилитарной технике для преодоления заболоченных участков местности. Конструкция машины позволяет преодолевать водные преграды, корпус защищен от проникновения жидкости извне. Для изменения направления движения используются рычаги, соединенные с тормозными механизмами дискового типа, позаимствованными у автомобиля ВАЗ-2108.
Конструкция
Вездеход построен на основе сварного металлического корпуса с дополнительными усилителями, на боковинах которого установлены 3 стандартных автомобильных колеса с пневматическими шинами. Поверх покрышек установлена резиновая гусеничная лента с металлическими шпорами и предохранительными выступами. Крутящий момент передается за счет силы трения, что позволило упростить конструкцию.
При движении по жидкой грязи или рыхлому снегу эффективность двигателя снижается, что приводит к росту расхода топлива и снижению скорости.
В передней части корпуса расположен 1-цилиндровый бензиновый двигатель Lifan190F, развивающий мощность до 15 л. с. Мотор оснащен вентилятором для принудительного охлаждения, запуск осуществляется вручную или электрическим стартером с дистанционным управлением. В состав трансмиссии включено ременное сцепление типа «сафари», механическая коробка скоростей и ведущий мост от автомобилей «Жигули». На фронтальной части корпуса предусмотрены точки крепления электрической лебедки, позволяющей самостоятельно вытащить застрявшую технику из грязи или снега.
Водитель и пассажир сидят на жестком сидении, обшитом кожзаменителем. Предусмотрена установка плоского ветрового стекла, механизм очистки отсутствует. В задней части кузова перевозятся грузы или дополнительные пассажиры. Для защиты людей и содержимого кузова возможна установка брезентового тента, в котором предусмотрены целлулоидные оконца. Тент крепится на кузове и раме ветрового стекла с помощью ремней. Машина оснащена светодиодными фарами головного света, источником питания являются генератор (находится на моторе) и аккумуляторная батарея.
Технические характеристики
Основные параметры машины:
- длина корпуса — 2500 мм;
- ширина (по кромкам гусеничных лент) — 1800 мм;
- высота (с тентом) — 1300 мм;
- размерность колес — 175/70R13;
- ширина гусеницы — 400 мм;
- масса снаряженная — не менее 500 кг;
- грузоподъемность — 300 кг;
- максимальная скорость — до 28 км/ч.
Мотовездеход «Сибирь 2х2»
Мотовездеход базируется на пространственной раме, сваренной из стальной трубы. Колеса жестко установлены в раме и в передней вилке, что позволяет передавать крутящий момент с помощью цепи. Для снижения уровня вибраций используются пневматические шины диаметром 29″ или колеса от квадроцикла диаметром 27 или 28″. По отдельному заказу устанавливается задняя рычажная подвеска с гидравлическими амортизаторами и дополнительными пружинами.
В раме находится 7-сильный мотор Lifan 170F с системой ручного старта. Двигатель оснащается штатным топливным баком, бензин подается в карбюратор самотеком. Крутящий момент передается автоматическим сцеплением к 2-ступенчатому редуктору (разработка компании «Техномастер»). Цепные передачи позаимствованы у мотоциклов Ижевского завода, предусмотрено отключение привода на переднее колесо. По заказу мотоцикл оснащается батареей и светотехникой, на двигателе устанавливается электрический стартер. Грузоподъемность «Сибирь 2х2» составляет 100 кг.
Популярные модели в Сибири
Среди рыбаков и охотников, проживающих за Уралом, распространены вездеходы самодельной конструкции, построенные на основе агрегатов российских или импортных автомобилей. Перед началом постройки подобной техники требуется приобрести или разработать чертежи, определить концепцию вездехода и тип ходовой части. Машины могут оснащаться гусеничной или колесной ходовой частью, в качестве силовой установки используются бензиновые двигатели и дизели.
Для передвижения по тайге строятся машины на базе кузовов от легковых автомобилей. Ведущие мосты и раздаточные редукторы крепятся к сварной раме, предусматривается рессорная или пружинная подвеска. Покрышки от армейских грузовиков проходят цикл механической обработки, позволяющей снизить вес деталей и повысить эластичность протектора и боковин. Стандартный кузов от машины обрезается, сзади предусматривается грузопассажирская платформа с тентом.
Встречаются упрощенные машины на гусеничном шасси. Для передачи крутящего момента используется ведущее колесо с выступами, которое цепляется за металлические пластины на резиновой ленте. Верхняя часть кузова каркасного типа, для защиты от ветра и осадков используется брезент или плотный полиэтилен. Применены мотор и трансмиссия от машин ВАЗ.