Top.Mail.Ru

Неприхотливый Вологодский вездеход ЗИС-5 для гористой и заболоченной местности

Вологодский вездеход ЗИС-5 — это простой снегоболотоход, который предназначен для преодоления труднодоступных участков гористой и равнинной заболоченной местности, где не сможет пройти даже самая подготовленная спецтехника и квадроциклы.

Стальной вездеход ЗИС-5

Конструкция вездехода

Стальная конструкция автотранспортного средства представляет собой классический вариант переломки, имеющей второе название — каракат.

Конструкция вездехода ЗИС-5

На болотоход установлена трансмиссия, мосты и карданный вал от автомобиля ВАЗ 2105. С силового агрегата крутящий момент передается посредством ременного привода, а сцепление работает по принципу ослабления ременного натяжителя.

В основе силовой установки лежит четырехтактный бензиновый двигатель Lifan 190FD, мощностью 15 л.с. Он может легко тащить не только базу вездехода, но и груз, весом от 300 до 600 кг, включая 4 пассажиров, которые могут удобно разместиться в большом открытом кузове машины.

Вездеход оснащен передними и задними шинами низкого давления (12.00R20 (320R508)) с покрышками от Урала, называемыми «обдирышами». Т.к. в процессе производства с такой резины удаляется верхний слой, она становится более легкой, позволяя болотоходу не только перемещаться по заболоченным местам, но и преодолевать неглубокие водные пространства.

Диаметр поперечно установленного вала составляет 25 мм. В машине предусмотрена бесконтактная полупроводниковая система зажигания, а запускается вездеход посредством электрического стартера или в ручном режиме.

ЗИС-5 болотоход — параметры:

  • длина — 3,2 м;
  • ширина — 1,87 м;
  • высота — 1,45 м;
  • дорожный просвет — 45 см;
  • колея — 1,65 м.

Самодельный вездеход

При весе в 470 кг максимальная скорость вездехода на суше составляет не более 25 км/ч, а на водных просторах — не более 5 км/ч. На многочисленных интернет-сайтах представлены чертежи вездехода ЗИС-5, который можно собрать из различных деталей и запчастей на основе автомобиля ВАЗ и УАЗ.

Тормозная система

Передние колеса вездехода оборудованы гидравлической тормозной системой. Несмотря на несколько устаревший барабанный тип тормозов, это простой в управлении полноприводный вездеход с жесткой подвеской, который позволяет совершать даже самые крутые маневры с быстрым торможением машины независимо от качества дорожного покрытия.

Узел крепления большой звездочки

Сварная рама вездехода, состоящая из 2 частей, выполнена из металлического профиля квадратного сечения. Узел крепления большой звездочки представляет собой шарнирный механизм, собранный из поворотного кулака автомобиля УАЗ.

Технические характеристики

Обзор технических характеристик снегоболотохода ЗИС-5

Двигатель Lifan190FD Бензиновый четырехтактный
Объем ДВС см3 420
Мощность л.с. 15
Количество цилиндров 1
Система охлаждения мотора Воздушная
Коробка передач 4МКП
Тормозная система Гидравлическая, барабанная
Объем бензобака л 6
Диаметр цилиндра мм 90
Ход поршня мм 66
Наибольшая выходная мощность ДВС кВт 10,5 при 3600 об/мин.
Номинальная мощность ДВС кВт 8,5 при 2500 об/мин.
Крутящий момент 25 при 2500 об/мин.
Количество масла в ДВС л 1,1
Габариты двигателя мм 403х449х525
Катушка освещения Ампер 18
Вес силового агрегата кг 36

Обслуживание и ремонт

Снегоболотоход ЗИС-5 не нуждается в спецобслуживании, т.к. для его производства используются проверенные временем запасные детали от грузовых автотранспортных средств отечественного производства, в т.ч. и УАЗ. В их число входят мосты, коробки передач, колеса, карданные валы и другие запчасти, восстановленные в заводских условиях.

Вездеход Вепрь

Т.к. в Вологде существует большое количество компаний, выпускающих аналогичные вездеходы типа Вепрь, Охотник и Тайга, для ремонта ЗИС-5 у них можно приобрести необходимые детали и различные агрегаты. Кроме того, на авторынках и автомобильных разборках можно найти самые различные запчасти, бывшие в употреблении для ремонта этой машины.

Как регулировать клапана

При необходимости водитель может самостоятельно регулировать клапана четырехтактного двигателя, не прибегая к услугам мастеров. Для этого необходимо выполнить ряд действий:

  1. Снять крышку с цилиндра (ключом на 8 мм) и выкрутить свечу.
  2. Ключом на 13 мм провернуть коленвал по часовой стрелке, чтобы шестерня распределительного вала с отверстиями оказалась в верхней «мертвой точке» (оба клапана закрыты).
  3. Щупом измерить зазор между толкателем и стержнем и выставить необходимые зазоры на впускном и выпускном клапане (они должны быть 0,05 и 0,1 мм соответственно).
  4. Если они не совпадают с нужными размерами, надо с помощью ключа на 9 мм ослабить контрагайку, одновременно контролируя зазоры посредством щупа. Для уменьшения зазора необходимо крутить регулировочный винт по часовой стрелке, а увеличения — против часовой стрелки.
  5. Если щуп движется туго и не защемляется между клапаном и толкателем, зазор выставлен правильно.

После выставления зазоров на впускном и выпускном клапане, необходимо собрать все детали цилиндра в обратном порядке.

Доработки

Простота вездехода вынуждает его владельцев вносить некоторые коррективы в существующую конструкцию техники.

Эти доработки связаны с усилением слабой рамы машины и установки однодискового сухого сцепления.

Кроме того, установка рулевого демпфера облегчит процесс управления автотранспортным средством (руль перестанет бить по рукам водителя). Для того чтобы цепь не нужно было постоянно подтягивать, некоторые владельцы машины оснащают ее простейшим успокоителем.

В зимние холода защитить водителя и пассажиров от холода поможет установленное лобовое стекло и тент, закрывающий грузопассажирскую часть вездехода. Все переделки на болотоходе можно произвести самостоятельно, докупив соответствующие детали и необходимые материалы.

По желанию заказчика на заводе-производителе можно установить дополнительное оборудование, которое улучшит технические показатели машины:

  1. Оснастить ее фаркопом для прицепа и буксировочным рымом.
  2. Вывести сапуны с мостов и КП.
  3. Оборудовать площадку для установки аккумулятора.
  4. Внедрить прикуриватель.
  5. Установить галогенные или светодиодные фары, в т.ч. и фару-прожектор.
  6. Оснастить вездеход мягкими сиденьями с амортизаторами, в т.ч. и боковыми.
  7. Установить подвеску на рессорах.

Кроме того, некоторые мастера самостоятельно делают специальные крепления для канистры, утолщают руль для более удобного процесса вождения автотранспортным средством и другими способами модифицируют вездеход, делая его более удобным и надежным для передвижения по бездорожью.

Читайте также:

Просто Seryoga

Инструктор по вождению вездеходов в тяжело проходимой горной и болотистой местности. Уверен в себе как в своих вездеходах. Считает себя любителем рыбалки и охоты.

Оцените автора
SPECMAHINA
Добавить комментарий

Adblock
detector