Эксплуатация и обслуживание тормозного крана на грузовом автомобиле ЗИЛ-130

Грузовик ЗИЛ-130 разработан и производится на автомобильном заводе имени Лихачева. Он оснащен пневматической двухконтурной тормозной системой. На каждом колесе расположен тормозной барабан с 2 колодками. Они приводятся в действие пневмомеханизмами, посредством тормозного крана ЗИЛ-130. Пневмоимпульс передается на передний и задний мост по автономным магистралям, что повышает надежность и живучесть системы.

Деталь тормозной системы

Устройство и принцип работы

Тормозной кран предназначен для управления работой механизмами, участвующими в торможении колес, путем подачи/выпуска сжатого воздуха. Он состоит из:

  • корпуса с крышкой;
  • прорезиненной диафрагмы;
  • уравновешивающей пружины со стаканом;
  • рычага;
  • впускного и выпускного клапанов.

Схема крана

Устройство крана позволяет удерживать автомобиль в заторможенном состоянии при отсутствии воздуха в системе. Управление осуществляется педалью, расположенной в кабине. Принцип работы крана прост и основан на подводе воздуха к тормозным устройствам через открытый впускной клапан.

В расторможенном состоянии воздушная полость тормозной камеры через кран сообщена с атмосферой. Клапан, подающий воздух из ресивера, закрыт. При нажатии педали усилие передается на рычаг, который перемещает шток с коническими клапанами. Благодаря тому, что последние управляются одним стержнем, происходит синхронное открытие впускного и закрытие выпускного клапана.

Воздух поступает в тормозные камеры, которые своими тягами поворачивают разжимные кулаки, тем самым затормаживая колеса. При отпускании педали, под действием пружины происходит возврат элементов в первоначальное положение.

Устройство тормозов грузовика

На грузовиках, имеющих прицеп, главный тормозной кран имеет дополнительное устройство, управляемое тормозами прицепа. Оно настроено так, чтобы торможение последнего несколько опережало срабатывание тормозных устройств автомобиля. Это уменьшает нагрузку на элементы тягача и предотвращает наезд на него прицепа.

Неисправности и ремонт

Для своевременного обнаружения поломок и недопущения их появления во время движения автомобиля, проводят диагностику и профилактический ремонт.

Отказ тормозов на движущемся грузовике чреват аварией с тяжелыми последствиями.

Нередко после этого автомобиль не подлежит ремонту. Поэтому тормозной системе и всем ее элементам уделяют повышенное внимание.

Инструкция по ремонту

Неисправности тормозного крана чаще всего связаны с износом клапанов и уплотнительных элементов (РТИ) устройства. В связи с тем, что оно расположено под днищем автомобиля и постоянно подвержено загрязнению, внутрь корпуса могут попасть песчинки, которые в подвижных деталях будут работать как абразив. В результате такого воздействия появляются задиры, которые способствуют перепуску воздуха между полостями.

Для устранения всех возникших неисправностей тормозной кран демонтируют и проводят его полную разборку с заменой дефектных деталей. Неисправность устройства можно определить на слух. При неработающем двигателе травление воздуха под машиной хорошо слышно.

Разборку устройства начинают с демонтажа выпускного клапана. Расположен он в нижней части крышки и закрыт перфорированным колпаком для стравливания воздуха. Удерживается он стопорным кольцом. Сам клапан подпружинен, а уплотнение обеспечивает резиновая манжета, установленная на торцевой буртик детали. Этот элемент чаще всего выходит из строя, т.к. уплотняющая поверхность седла клапана металлическая, а усилие прилагается немалое.

Техобслуживание тормозов

Чтобы демонтировать впускной клапан, нужно отвинтить 4 болта и снять крышку крана. После этого вынимается стакан с возвратной пружиной и толкателем. Уплотняется он резиновыми кольцами, которые могут быть повреждены. Многие ремонтники считают, что при разборке тормозного крана необходимо заменять все РТИ, идущие в ремкомплекте.

Выпускной клапан крепится аналогично впускному и имеет такую же конструкцию. Перед установкой РТИ из ремкомплекта все детали очищаются от смазки и промываются в растворителе. Перед монтажом на них наносится тонкий слой консистентной смазки. Сборку крана проводят в обратной последовательности.

Если в устройстве обнаружены следы влаги, то будет нелишним проверить ее наличие в ресиверах и осмотреть компрессор. Иначе со временем детали крана покроются ржавчиной и перестанут функционировать.

Работоспособность отремонтированного устройства проверяется на стенде, а в случае его отсутствия — на автомобиле, без выезда на дороги общественного пользования. Эксплуатация машины разрешена только после подтверждения исправности тормозной системы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации