Устройство популярного советского грузовика ЗИЛ-130 и возможные неисправности

ЗИЛ-130: подъем кузова, устройство, возможные неисправности и методы их устранения — все это есть в руководстве пользователя.

Грузовик ЗИЛ

Устройство

Конструкция этого автомобиля включает в себя такие механизмы и детали, как:

  1. Электрооборудование, отвечающее за световую и звуковую сигнализацию, ближний и дальний свет и т.д.
  2. Трансмиссию, которая представляет собой ходовую часть транспортного средства.
  3. Механизм рулевого управления и пневматическая подвеска ЗИЛа.
  4. Силовой агрегат, оснащенный карбюратором, насосным элементом и жидкостной системой охлаждения.
  5. Механизм торможения независимого типа. Система представлена вспомогательным, стояночным и рабочим тормозом.
  6. Механизм сцепления, колеса и шины транспорта.
  7. Пневматическая система, в которую входит компрессор, штуцер, хомут и шланги.
  8. Кабина водителя и грузовая платформа.

Электрооборудование

Схема электрооборудования цветная и с описанием есть в руководстве по ремонту транспорта.

Схема электрики

Отрицательные клеммы всех электрических приборов и устройств ЗИЛа подключены к массе автомобиля. Номинальное напряжение в цепи проводки составляет 12 В. Электросхема представлена проводами низкого напряжения ПГВА и проводами высокого напряжения ПВВ.

Перед началом выполнения работ необходимо провести проверку электропроводки на наличие обрыва в цепи.

Если обрыв произошел на проводах низкого напряжения, то можно обмотать место повреждения изоляционной лентой. Если обрыв произошел на проводах высокого напряжения, их следует заменить, т.к. они не подлежат ремонту. Для определения обрыва рекомендуется воспользоваться пробником, оборудованным контрольной лампой.

КПП

Трансмиссия включает в себя следующие элементы:

  • вал ведущего типа;
  • подшипник;
  • стопорные и уплотнительные кольца;
  • фиксирующий пружинный механизм;
  • зубчатые колеса;
  • вилка переключения скоростей;
  • втулка;
  • пробка контрольно-заливочного отверстия;
  • осевое устройство промежуточного рычага;
  • ведомый вал;
  • спидометр;
  • штифт.

Схема КПП

Коробка передач оборудована шестернями, необходимыми для включения второй, третьей и четвертой передачи.

Сборка механизма после проведения ремонтных работ осуществляется только при отключенном силовом агрегате.

Передаточные числа механизма:

  • первая передача — 6,45;
  • вторая передача — 3,56;
  • третья передача — 1,98;
  • четвертая передача — 1,275;
  • пятая передача — 1,00.

Рулевое управление

Рулевое управление ЗИЛа состоит из:

  • насоса гидравлического усилителя;
  • бака;
  • шланга низкого давления насосного элемента;
  • рулевой колонки управления;
  • переключателя;
  • карданного вала;
  • крепежных элементов;
  • картера;
  • рейки;
  • клина, который нужен для крепления карданного вала;
  • контактного устройства;
  • трубы высокого давления;
  • сошки;
  • масляного радиатора.

Руль ЗИЛа

Гидравлический усилитель рулевого механизма дает возможность снизить уровень нагрузки и усилия, которое прикладывается для поворота передних колес транспорта. Это устройство способствует смягчению ударов во время езды по бездорожью и позволяет сохранить контроль над управлением автомобиля, если произошел разрыв шины переднего колеса.

Кузов

Габариты и объем кузова:

  • длина — 6675 мм;
  • высота — 2400 мм;
  • объем — 5 м3 .

Допустимый угол подъема самосвальной платформы составляет 50°. Разгрузка может осуществляться назад, в правую или левую сторону. Площадь платформы составляет 8,7 м2 , а параметры — 2325-3752 мм.

Конструкция кузовной части транспортного средства включает в себя:

  • борта;
  • крепежные элементы;
  • основание;
  • шпингалеты;
  • натяжные петли;
  • продольный брус;
  • раму;
  • хомут;
  • брызговик;
  • кронштейн и болт кронштейна;
  • вспомогательный брусок.

Бортовой ЗИЛ

Общее количество бортов — 6. Основание конструкции выполнено из прочного металла, есть возможность установки тента. Настил на основании выполнен из дерева, а борта представлены в виде профилированных панелей, которые изготовлены из листовой стали.

Технические характеристики

Технические характеристики и показатели этой модификации ЗИЛа:

Модель шасси ЗИЛ-130Б
Мощность мотора 150 л. с.
Габаритные параметры Длина — 6675 мм

Ширина — 2500 мм

Высота — 2400 мм

Колесная база 3800 мм
Расстояние дорожного просвета 275 мм
Максимальный преодолеваемый подъем 38°
Нагрузка, оказываемая на переднюю ось 4200 кг
Нагрузка на заднюю телегу 9900 кг
Колея По передним колесам — 1800 мм

По задним колесам — 1790 мм

Рабочий объем двигателя 6 л
Степень сжатия 6,5
Средний расход топливной жидкости на 100 км 29 л
Наибольший крутящий момент 401,8 Нм

Машина завода имени Лихачева

Этот автомобиль весит 4 300 кг.

Рама состоит из двух лонжеронов переменного швеллерного сечения. Номер рамы находится перед задней правой рессорой.

Модификации

Существует несколько модификаций этого транспортного средства. Например, модель 130А — тягач бортового типа, оборудованный гидравлическим усилителем руля, тягово-сцепным механизмом, пневматическими выводами и комбинированным тормозным краном.

Модификация 130Г — это самосвал с удлиненной платформой и двухсекционными боковыми бортами.

Модель 130В — это транспорт с укороченной колесной базой, как и модель 130ВТ, которая оснащена удлиненным задним мостом.

130Д — это шасси, которое устанавливается на строительные самосвалы с укороченной колесной базой, а модель 130Б подходит для сельскохозяйственной техники, колесная база которой не превышает 3800 мм.

Модификация 130Д

До 1977 г. выпускалась модель 130-66 с грузоподъемностью 5000 кг, на ее смену пришла модификация 130-76, у которой грузоподъемность была увеличена до 6 000 кг.

Руководство по эксплуатации и ремонту

Инструкция по эксплуатации включает в себя такие разделы, как:

  1. Предупреждения и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.
  2. Обкатка нового автомобиля.
  3. Основные органы управления и контрольно-измерительные приборы.
  4. Конструкция основных узлов.
  5. Электрооборудование.
  6. Возможные неисправности и методы их устранения.
  7. Рекомендации по ремонту и техобслуживанию.
  8. Правила хранения и транспортировки.

Техобслуживание ЗИЛа

В руководстве по ремонту ЗИЛа-130 приведен порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы выставить зажигание, отрегулировать клапаны, подключить стартер, заменить масляную жидкость и шкворни, разобрать силовой агрегат и т.д.

Как выставить зажигание

Данная процедура проводится только после капитального ремонта двигателя и замены деталей поршневой группы.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛ-130 своими руками, необходимо:

  1. Выкрутить свечу первого цилиндрического механизма.
  2. Аккуратно провернуть коленчатый вал до того момента, когда поршневая часть войдет в верхнюю мертвую точку.
  3. Установить привод распределителя в соответствии с контактной схемой зажигания.
  4. Опустить датчик импульсов в отверстие блока цилиндров.
  5. Закрепить привод системы зажигания крепежными элементами.
  6. Подключить провода цилиндров в порядке их работы: 1-5-4-2-6-3-7-8.
  7. Подключить центральный провод к катушке.
  8. Проверить исправность механизма зажигания.

Регулировка клапанов

Для того чтобы отрегулировать зазоры между клапанами, необходимо подготовить специальные щупы. Промежуток между элементами не должен превышать 0,3 мм.

Необходимые параметры во время регулировки клапанов нужно выставлять при помощи регулировочного винта и контргайки. Следует перевести коленчатый вал силового агрегата в положение высшей мертвой точки и отрегулировать клапаны впускного типа под номерами 1, 3 и 7. После этого коленвал необходимо провернуть на 1 оборот по часовой стрелке и отрегулировать элементы под номерами 2, 4, 5 и 6.

После того как будут отрегулированы детали и выставлен требуемый зазор, можно завести двигатель и проверить работоспособность всей системы и количество оборотов мотора на холостом ходу.

Почему стреляет глушитель, и что делать

Причинами того, что глушитель стреляет в карбюратор, могут стать: неисправность механизмов топливной системы, сбой фазы, которая находится в газораспределительном устройстве, нарушение зазора клапанов, образование нагара на тарелке выпускного клапана, сбои в работе выпускного клапана и системы зажигания.

Когда стреляет глушитель, необходимо провести внешний осмотр системы выпуска отработанных газов на наличие повреждений, а также надежность креплений. Нарушение герметичности тоже может стать причиной данной неисправности. Рекомендуется отрегулировать зазоры клапанов и осмотреть компрессию блока цилиндров силового агрегата на наличие дефектов. В некоторых случаях может потребоваться разборка рулевого механизма и замена его элементов.

Как подключить стартер и генератор

Для подключения генератора и стартера ЗИЛ необходимо установить транспортное средство на смотровую яму или платформу, на которой проводятся ремонтные работы.

Новый стартер

После этого нужно зафиксировать реле и подвести кабель к электронному стартеру и генератору. Затем с плоской клеммы снять провод красного цвета, а на его место поставить проводку от транспортного средства. Провод с наконечником 8 мм подсоединить к положительной клемме стартерного механизма и генераторной установки.

Второй вывод стартера нужно установить на втягивающую катушку, а третий соединить с клеммами дополнительного сопротивления.

Затем подключенные провода подводятся к массе автомобиля. После этих действий рекомендуется завести двигатель и проверить правильность подключения механизмов.

Замена масла в моторе и коробке

Для того чтобы заменить масло, нужно:

  1. Провернуть механизм рулевого управления в левую сторону до упора.
  2. Снять крышку сливного отверстия.
  3. Слить старую масляную жидкость.
  4. Демонтировать шайбу и промыть ее.
  5. Убрать уплотнительные кольца сливного отверстия и очистить их поверхность от скопившейся грязи.
  6. Демонтировать сетки фильтрующих элементов и очистить их.
  7. При помощи воронки залить в масляный бак новую жидкость и слить ее через специальное отверстие, проворачивая рулевое устройство до упора.
  8. Еще раз залить масло и закрутить крышку.
  9. Запустить двигатель в режиме холостого хода и долить еще масла.
  10. Когда прекратится выход воздушных пузырей из системы, закончить заливку жидкости.
  11. Установить крышку вместе с уплотнительной прокладкой, шпильку, шайбу. Зафиксировать все при помощи крепежей.

Замена шкворней

Для того чтобы заменить шкворни, нужно отвернуть крепежные элементы и снять защитную крышку механизма. После этого следует отвернуть гайки и убрать шайбы. Когда все защитные элементы будут убраны, можно выбивать стопорные штифты шкворней.

При помощи специальной выколотки, оборудованной сменными головками, нужно выбить шкворень в нижнюю часть поворотного кулака, который после этого можно демонтировать. Упорный подшипник и уплотнительные кольца тоже следует убрать. Затем поворотный кулак зажимается в тиски, и выбиваются обе втулки шкворня.

Рекомендуется очистить то место, на которое будут установлены новые механизмы, смазать резиновые уплотнительные кольца и установить новые шкворни.

Разборка двигателя

Первый этап — это снятие двигателя. Для этого потребуется освободить стропы и демонтировать подвесной механизм. После чего можно отсоединить провода высокого напряжения от блока цилиндров и убрать крышку распределительного устройства.

Двигатель ЗИЛ

Затем отворачивают крепежные гайки, снимают трубку распределительного устройства, щиток и электрический стартер мотора.

После этого снимают крепежные гайки вентилятора, убирают сам вентилятор и его шкив. Демонтируют ремни и приводы насосных элементов гидравлического усилителя. Отсоединяют трубки, которые расположены на топливном насосе, вместе с фильтрующим элементом.

Демонтируют водяной насос, крышку распределительных шестерней, убирают пружины и контргайку.

Разобранный двигатель должен быть надежно зафиксирован на специальном стенде.

Другие неисправности и ремонт

Ремонт тормозной системы ЗИЛа-130 предполагает замену неисправных клапанов, регулировку устройства, отвечающего за уровень давления в системе. При пробуксовке автомобиля необходимо заменить все износившиеся элементы, устранить негерметичность и продуть систему.

Ремонт ГУРа ЗИЛа-130 может потребоваться при наличии неисправностей системы питания ЗИЛа, а также при затрудненном вращении колеса, заклинивании подшипников, сбое в работе рулевых тяг, увеличенном зазоре между деталями системы, утечке рабочей жидкости, и если транспорт буксует. В некоторых случаях будет достаточно сделать замену сальника ГУРа ЗИЛа-130 и настройку зазора между клапанами, а в иногда приходится полностью менять гидроусилитель руля ЗИЛа.

Тюнинг

Тюнинг ЗИЛа-130 своими руками предполагает доработку основных узлов, переделку салона автомобиля для повышения уровня комфорта водителя, установку дизеля вместо бензинового двигателя, монтаж задней пневматической подвески.

Тюнинг грузового авто

Тюнинг кабины ЗИЛ — это установка новой системы освещения и подрессоренного сиденья, которое можно отрегулировать по высоте, замена старого рулевого механизма и т.д.

У тюнингованных моделей установлена усиленная опорная рама и более мощный мотор.

Отзывы владельцев и цены

Средняя стоимость этой модели ЗИЛа — 500 000 руб.

Олег, 35 лет, Липецк: «Проработал на этом ЗИЛе почти 3 года. У транспорта быстро греется бензонасос. Если разберем все плюсы и минусы этой техники, то получается хорошее соотношение цена-качество».

Георгий, 37 лет, Иркутск: «Покупал б/у модель в 2012 г. Транспорт нуждался в восстановлении системы охлаждения и замене трамблера. После этих ремонтных работ техника работает без сбоев уже 6 лет».

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации