ЗИЛ-131 — это грузовое транспортное средство с повышенным уровнем проходимости.
Устройство
Конструкция включает в себя такие элементы как:
- Мотор. Здесь установлен восьмицилиндровый силовой агрегат, оборудованный карбюратором и механизмом для принудительного включения режима холостого хода.
- Трансмиссия. Автомобиль оснащен пятиступенчатой коробкой передач, тремя карданными валами и инверторным синхронизатором.
- Электрическое оборудование, включающее световую и звуковую систему сигнализации, освещение. Схема электропроводки приведена в руководстве по ремонту.
- Пневматическая система ЗИЛа-131, устройство включает в себя задний и передний подвесной механизм независимого типа.
- Тормозная система и рулевое управление.
- Колеса, шины, кабина водителя.
Технические характеристики
Особенности параметров и ТТХ автомобиля:
- заправочные объемы — 2 бака по 170 л;
- высокий уровень проходимости;
- тип кабины — подрессоренная.
Кузов машины представлен в виде деревянной платформы, оборудованной откидным задним бортом. Внутри грузовой платформы есть откидные скамейки.
ЗИЛ-131 технические характеристики и показатели транспорта имеет следующие:
Наибольшая грузоподъемность | 5000 кг |
Общий вес | 5275 кг |
Габариты транспорта | Длина — 7040 мм Высота — 2970 мм Ширина — 2500 мм |
Максимальная скорость передвижения | 60 км/ч |
Мощность двигателя | 150 л. с. |
Габаритные размеры грузовой платформы | 3600*1820*2322 мм |
Вместительность емкости для охлаждающей жидкости | 50 л |
Объем бака для заправки маслом | 70 л |
Максимальное давление в шинах | 3,5 кгс/см |
Расход топлива ЗИЛа-131 зимой на 100 км | 50 л |
Снаряженная масса | 6135 кг |
Колесная база | 3350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Колея | 1820 мм |
Размер шин | 12.00-20 |
Рабочий объем мотора | 6 л |
Ход поршней | 95 мм |
ЗИЛ-131 расход бензина в летний период: транспорт может расходовать до 30 л на 100 км пути.
Модификации
На рынке представлено несколько модификаций этого транспорта: самосвал, лесовоз, манипулятор, КУНГ, седельный тягач, бензовоз, автовышка, ассенизатор и сельхозник.
Самосвал
Самосвал ЗИЛ-131Н оборудован восьмицилиндровым дизельным двигателем, где цилиндрические элементы расположены V-образно. Удельный расход топливной жидкости составляет 38 л на 100 км пути.
Технические показатели:
Допустимый вес поднимаемого груза | 5000 кг |
Максимальный вес прицепного устройства | 4150 кг |
Полная масса вместе с лебедкой | 10425 кг |
Размеры | Длина — 7040 мм Ширина — 2500 мм Высота — 2510 мм |
Колесная база | 3350 мм |
Колея | По передним колесам — 1820 мм По задним колесам — 1820 мм |
Внешний габаритный радиус поворота | 10800 мм |
Наибольшая транспортная скорость | 80 км/ч |
Объем топливного бака | 170 л |
Запас хода | 880 км |
Степень сжатия | 7,1 |
Рабочий объем силового агрегата | 6 л |
Диаметр цилиндрических элементов | 100 мм |
Ход поршней | 95 мм |
Лесовоз
Данная модификация используется для транспортировки бревен и пиломатериалов. Лесовоз оборудован плоской опорной рамой, благодаря которой транспорт может передвигаться в условиях бездорожья, по высоким снежным сугробам и т.д.
Грузовая шина имеет повышенный уровень эластичности, который был достигнут за счет снижения числа слоев корда, увеличения ширины профильной части и установки дополнительных слоев, выполненных из мягкой резины.
Параметры и показатели модели:
Количество цилиндров | 6 |
Степень сжатия | 6,2 |
Рабочий объем двигателя | 5,5 л |
Мощность мотора | 104 л. с. |
Средний расход бензина | 40 л на 100 км |
Частота вращения коленчатого вала | 2600 оборотов в минуту |
Количество ступеней коробки передач | 6 |
Габариты | 6684*2090*2360 мм |
Клиренс | 310 мм |
Глубина брода | 650 мм |
Внешний поворотный радиус | 12000 мм |
Грузоподъемность | 4500 кг |
Манипулятор
Манипулятор используется для подъема и транспортировки различного груза на высоту. Автомобиль предназначен для размещения кранового оборудования. Конструкция транспорта отличается хорошим контактом с дорожным покрытием, проходными мостами и восьмислойными широкими шинами, которые оснащены грунтозацепными устройствами.
Технические характеристики модели:
Рабочий объем силового агрегата | 6 л |
Мощность двигателя | 150 л. с. |
Степень сжатия | 6,5 |
Диаметр цилиндрических механизмов | 100 мм |
Ход поршневой части | 95 мм |
Наибольший крутящий момент | 410 Нм |
Максимальная частота вращения коленчатого вала | 2000 оборотов в минуту |
Грузоподъемность | 3500 кг |
Средний расход горючего | 49,5 л |
Объем топливного бака | 170 л |
Тормозной путь | 29000 мм |
Допустимая транспортная скорость | 80 км/ч |
КУНГ
ЗИЛ с КУНГом — это транспорт с унифицированным кузовом нулевого габаритного размера. Каркас конструкции изготавливается из уголков и швеллеров, которые различаются по размеру. Сверху такой каркас обшивается металлическими листами.
Внутри кузовная часть обшивается пенопластом или любым другим теплоизолирующим материалом, это помогает улучшить технические характеристики этой модели.
Машина с КУНГом оборудована:
- отопительным устройством;
- системой вентиляции;
- бытовым оборудованием;
- фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12;
- системой освещения, которая представлена в виде плафонов на потолке в салоне.
Фильтрационная установка осуществляет забор воздушного потока из окружающей среды и обеззараживает его, что создает избыточное давление в системе. Это позволяет обезопасить пространство внутри грузовой платформы.
Седельный тягач
Модификация ЗИЛ-131 В, седельный тягач используется для перевозки различных грузов. Внутри есть грузовая платформа, которая рассчитана на 8 посадочных мест. Внутри кабины водителя есть 3 сиденья.
Технические характеристики и показатели этой модели:
Допустимый вес понимаемого груза | 3750 кг |
Максимальный вес прицепного устройства | 3200 кг |
Полная масса вместе с лебедкой | 7125 кг |
Размеры | Длина — 7040 мм Ширина — 2500 мм Высота — 2510 мм |
Колесная база | 3050 мм |
Колея | По передним колесам — 1800 мм По задним колесам — 1790 мм |
Внешний габаритный радиус поворота | 10700 мм |
Наибольшая транспортная скорость | 85 км/ч |
Объем топливного бака | 170 л |
Запас хода | 800 км |
Степень сжатия | 6,2 |
Рабочий объем силового агрегата | 6,3 л |
Диаметр цилиндрических элементов | 110 мм |
Ход поршней | 100 мм |
Бензовоз
ЗИЛ-131 автоцистерна используется в качестве топливозаправщика. Он предназначен для перевозки отфильтрованной топливной жидкости.
Транспорт может наполнять цистерну АРС-14 топливом при помощи встроенного насосного элемента, а также перекачивать рабочую жидкость из одного резервуара в другой без использования цистерны.
В конструкции есть поперечный волнорез, который помогает снизить количество гидравлических ударов о днище во время резкого торможения.
Технические данные и показатели модификации:
Полная масса | 11050 кг |
Объем водяной цистерны | 2400 л |
Вместительность бака для пены | 150 л |
Модель насосного элемента | ПН-40У |
Угол поворота лафетного ствола | По горизонтали — 140° По вертикали — 90° |
Максимальная транспортная скорость | 80 км/ч |
Вместительность топливного бака | 170 л |
Средний расход топливной жидкости на 100 км | 40 л |
Габаритные параметры | Длина — 7640 мм Ширина — 2550 мм Высота — 2950 мм |
Рабочее давление | 2,4 кгс/см² |
Автовышка
Автомобиль оборудован буровой установкой и используется для проведения монтажных работ на высоте до 22 м. Оборудование оснащено пультом управления, который расположен на поворотной части корпуса, а также гидравлическим приводом.
Грузоподъемность вышки | До 250 кг |
Максимальная высота подъема оборудования | 22000 мм |
Габаритные параметры | Длина — 11500 мм Ширина — 2500 мм Высота — 4000 мм |
Полная масса подъемного устройства | 10185 кг |
Давление, оказываемое на переднюю ось | 3055 кг |
Нагрузка на заднюю телегу | 7130 кг |
Транспортная скорость | 50 км/ч |
Наибольшая частота вращения поворотной части | 1 оборот в минуту |
Допустимая скорость ветра | 10м/с |
Рабочий температурный режим | -17…+35°С |
Ассенизатор
Ассенизатор используется для откачки и транспортировки нечистот из канализаций, отстойников и выгребных ям.
Здесь установлен восьмицилиндровый инжекторный двигатель с V-образным расположением цилиндрических элементов. Клапаны расположены в верхней части силового агрегата, их общее количество равно 16. Тип используемого топлива — бензин.
Технические характеристики ассенизатора:
Рабочий объем двигателя | 6 л |
Мощность | 150 л. с. |
Частота вращения коленвала | 3200 оборотов в минуту |
Наибольший крутящий момент | 402 Нм |
Степень сжатия | 7,1 |
Средний расход бензина | 37 л на 100 км |
Количество передач | 5 |
Передаточное число | 20 |
Диаметр диска ведомого типа | 340 мм |
Размер шин | 260R508 |
Напряжение электрического стартера | 12 В |
Емкость аккумуляторных батарей | 78 А*ч |
Сельхозник
Бортовой грузовик сельхозник используется для транспортировки различных сыпучих грузов. Среди преимуществ этой модификации можно выделить:
- высокий уровень грузоподъемности;
- проходимость транспорта;
- небольшой расход топливной жидкости;
- невысокую стоимость.
Бортовая конструкция способствует автоматической выгрузке сыпучего материала, что упрощает работу.
Технические параметры и данные:
Колесная база | 3300 мм |
Мощность двигателя | 110 л. с. |
Максимальный крутящий момент | 343 Нм |
Колесная формула | 4*2 |
Размер колес | 260-508P |
Наибольшая скорость движения | 90 км/ч |
Емкость для бензина | 125 л |
Расход топливной жидкости | 37 л |
Объем грузовой платформы | 3 м3 |
Угол подъема платформы | 55° |
Наибольший вес транспортируемого груза | 4500 кг |
Полная масса | 9300 кг |
Руководство по эксплуатации и ремонту
Инструкция по эксплуатации содержит следующие разделы:
- Правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время эксплуатации транспортного средства.
- Первая обкатка: общие правила и рекомендации.
- Органы управления, схемы подключения электрического оборудования.
- Устройство основных механизмов: двигатель, трансмиссия, кузов, сцепление, тормозная система, пневматическая подвеска.
- Электрооборудование.
- Неисправности и способы их устранения.
- Периодичность проведения технического обслуживания.
- Правила хранения и транспортировки.
В руководстве по эксплуатации прописано, где найти цифровое обозначение рамы. Номер рамы находится сверху на правой части швеллера.
Регулировка клапанов
Регулировка клапанов проводится на отключенном силовом агрегате. Перед началом выполнения работ рекомендуется установить транспорт на смотровую яму.
Первый этап — это установка поршня цилиндра под номером 1 в положение высшей мертвой точки. После его установки проворачивают коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке.
После того как впускной и выпускной клапаны будут закрыты, можно приступать к установке зазоров клапанов на ЗИЛе-131. Для этого нужно придерживать регулировочный винт отверткой и ослабить при помощи гаечного ключа натяжение контргайки.
Зазор не должен превышать 0,3 мм для обоих клапанов.
Затем необходимо повторить процедуру для остальных семи цилиндров. В конце нужно завести двигатель и проверить работоспособность всех систем.
Установка зажигания
Установка зажигания на данной модели ЗИЛа проводится следующим образом:
- Устанавливают поршень в положение высшей мертвой точки.
- Устанавливают паз так, чтобы он был параллелен корпусу приводов распределительного устройства.
- Проворачивают коленчатый вал на величину установочного угла.
- Убирают крепежный болт пластины.
- Включают зажигание и проворачивают корпус распределительного устройства против часовой стрелки.
- Затягивают крепежные элементы.
- Проверяют правильность установки проводов в соответствии с порядком работы цилиндров.
Замена масла
Замена масла проводится на отключенном прогретом двигателе. Перед заливкой необходимо слить старую масляную жидкость, очистить сливной магнит и заменить фильтр тонкой очистки.
Новое масло заливают при помощи воронки. После заправки нужно дать мотору проработать несколько минут на средних оборотах, чтобы заполнилась система смазки. После этого рекомендуется отключить силовой агрегат и проверить уровень масла в системе.
Отзывы и цены
Средняя стоимость этой модификации ЗИЛа — 600 000 руб.
Филипп, 40 лет, Иркутск: «Это надежный грузовик, который потребляет много топлива. Из преимуществ могу отметить высокий уровень проходимости и удлиненную бортовую платформу».
Игорь, 52 года, Павловский Посад: «Из плюсов могу выделить ходовые качества, мощный мотор и надежную коробку передач. За 7 лет эксплуатации никаких сбоев в работе основных узлов не было».
Суровая советская классика. В 90-е довелось на таком кататься в армейской модификации «кунг». По трассе спокойно до 100 разгонялся. Проходимость отличная, ездили за город на картошку, по грязи и оврагам проходил не хуже «шишиги». Из недостатков разве что большой расход топлива.