Грузовик ЗИЛ-131 повышенной проходимости

ЗИЛ-131 — это грузовое транспортное средство с повышенным уровнем проходимости.

Модель 131

Устройство

Конструкция включает в себя такие элементы как:

  1. Мотор. Здесь установлен восьмицилиндровый силовой агрегат, оборудованный карбюратором и механизмом для принудительного включения режима холостого хода.
  2. Трансмиссия. Автомобиль оснащен пятиступенчатой коробкой передач, тремя карданными валами и инверторным синхронизатором.
  3. Электрическое оборудование, включающее световую и звуковую систему сигнализации, освещение. Схема электропроводки приведена в руководстве по ремонту.
  4. Пневматическая система ЗИЛа-131, устройство включает в себя задний и передний подвесной механизм независимого типа.
  5. Тормозная система и рулевое управление.
  6. Колеса, шины, кабина водителя.

Схема электрооборудования 131

Технические характеристики

Особенности параметров и ТТХ автомобиля:

  • заправочные объемы — 2 бака по 170 л;
  • высокий уровень проходимости;
  • тип кабины — подрессоренная.

Кузов машины представлен в виде деревянной платформы, оборудованной откидным задним бортом. Внутри грузовой платформы есть откидные скамейки.

ЗИЛ-131 технические характеристики и показатели транспорта имеет следующие:

Наибольшая грузоподъемность5000 кг
Общий вес5275 кг
Габариты транспортаДлина — 7040 мм

Высота — 2970 мм

Ширина — 2500 мм

Максимальная скорость передвижения60 км/ч
Мощность двигателя150 л. с.
Габаритные размеры грузовой платформы3600*1820*2322 мм
Вместительность емкости для охлаждающей жидкости50 л
Объем бака для заправки маслом70 л
Максимальное давление в шинах3,5 кгс/см
Расход топлива ЗИЛа-131 зимой на 100 км50 л
Снаряженная масса6135 кг
Колесная база3350 мм
Дорожный просвет330 мм
Колея1820 мм
Размер шин12.00-20
Рабочий объем мотора6 л
Ход поршней95 мм

ЗИЛ-131 расход бензина в летний период: транспорт может расходовать до 30 л на 100 км пути.

Модификации

На рынке представлено несколько модификаций этого транспорта: самосвал, лесовоз, манипулятор, КУНГ, седельный тягач, бензовоз, автовышка, ассенизатор и сельхозник.

Самосвал

Самосвал ЗИЛ-131Н оборудован восьмицилиндровым дизельным двигателем, где цилиндрические элементы расположены V-образно. Удельный расход топливной жидкости составляет 38 л на 100 км пути.

Самосвал с поднятым кузовом

Технические показатели:

Допустимый вес поднимаемого груза5000 кг
Максимальный вес прицепного устройства4150 кг
Полная масса вместе с лебедкой10425 кг
РазмерыДлина — 7040 мм

Ширина — 2500 мм

Высота — 2510 мм

Колесная база3350 мм
КолеяПо передним колесам — 1820 мм

По задним колесам — 1820 мм

Внешний габаритный радиус поворота10800 мм
Наибольшая транспортная скорость80 км/ч
Объем топливного бака170 л
Запас хода880 км
Степень сжатия7,1
Рабочий объем силового агрегата6 л
Диаметр цилиндрических элементов100 мм
Ход поршней95 мм

Лесовоз

Данная модификация используется для транспортировки бревен и пиломатериалов. Лесовоз оборудован плоской опорной рамой, благодаря которой транспорт может передвигаться в условиях бездорожья, по высоким снежным сугробам и т.д.

Лесовоз с манипулятором

Грузовая шина имеет повышенный уровень эластичности, который был достигнут за счет снижения числа слоев корда, увеличения ширины профильной части и установки дополнительных слоев, выполненных из мягкой резины.

Параметры и показатели модели:

Количество цилиндров6
Степень сжатия6,2
Рабочий объем двигателя5,5 л
Мощность мотора104 л. с.
Средний расход бензина40 л на 100 км
Частота вращения коленчатого вала2600 оборотов в минуту
Количество ступеней коробки передач6
Габариты6684*2090*2360 мм
Клиренс310 мм
Глубина брода650 мм
Внешний поворотный радиус12000 мм
Грузоподъемность4500 кг

Манипулятор

Манипулятор используется для подъема и транспортировки различного груза на высоту. Автомобиль предназначен для размещения кранового оборудования. Конструкция транспорта отличается хорошим контактом с дорожным покрытием, проходными мостами и восьмислойными широкими шинами, которые оснащены грунтозацепными устройствами.

Бортовая модификация с манипулятором

Технические характеристики модели:

Рабочий объем силового агрегата6 л
Мощность двигателя150 л. с.
Степень сжатия6,5
Диаметр цилиндрических механизмов100 мм
Ход поршневой части95 мм
Наибольший крутящий момент410 Нм
Максимальная частота вращения коленчатого вала2000 оборотов в минуту
Грузоподъемность3500 кг
Средний расход горючего49,5 л
Объем топливного бака170 л
Тормозной путь29000 мм
Допустимая транспортная скорость80 км/ч

КУНГ

ЗИЛ с КУНГом — это транспорт с унифицированным кузовом нулевого габаритного размера. Каркас конструкции изготавливается из уголков и швеллеров, которые различаются по размеру. Сверху такой каркас обшивается металлическими листами.

Модификация с КУНГом

Внутри кузовная часть обшивается пенопластом или любым другим теплоизолирующим материалом, это помогает улучшить технические характеристики этой модели.

Машина с КУНГом оборудована:

  • отопительным устройством;
  • системой вентиляции;
  • бытовым оборудованием;
  • фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12;
  • системой освещения, которая представлена в виде плафонов на потолке в салоне.

Фильтрационная установка осуществляет забор воздушного потока из окружающей среды и обеззараживает его, что создает избыточное давление в системе. Это позволяет обезопасить пространство внутри грузовой платформы.

Седельный тягач

Модификация ЗИЛ-131 В, седельный тягач используется для перевозки различных грузов. Внутри есть грузовая платформа, которая рассчитана на 8 посадочных мест. Внутри кабины водителя есть 3 сиденья.

Седельный тягач ЗИЛ

Технические характеристики и показатели этой модели:

Допустимый вес понимаемого груза3750 кг
Максимальный вес прицепного устройства3200 кг
Полная масса вместе с лебедкой7125 кг
РазмерыДлина — 7040 мм

Ширина — 2500 мм

Высота — 2510 мм

Колесная база3050 мм
КолеяПо передним колесам — 1800 мм

По задним колесам — 1790 мм

Внешний габаритный радиус поворота10700 мм
Наибольшая транспортная скорость85 км/ч
Объем топливного бака170 л
Запас хода800 км
Степень сжатия6,2
Рабочий объем силового агрегата6,3 л
Диаметр цилиндрических элементов110 мм
Ход поршней100 мм

Бензовоз

ЗИЛ-131 автоцистерна используется в качестве топливозаправщика. Он предназначен для перевозки отфильтрованной топливной жидкости.

Бензовоз ЗИЛ

Транспорт может наполнять цистерну АРС-14 топливом при помощи встроенного насосного элемента, а также перекачивать рабочую жидкость из одного резервуара в другой без использования цистерны.

В конструкции есть поперечный волнорез, который помогает снизить количество гидравлических ударов о днище во время резкого торможения.

Технические данные и показатели модификации:

Полная масса11050 кг
Объем водяной цистерны2400 л
Вместительность бака для пены150 л
Модель насосного элементаПН-40У
Угол поворота лафетного стволаПо горизонтали — 140°

По вертикали — 90°

Максимальная транспортная скорость80 км/ч
Вместительность топливного бака170 л
Средний расход топливной жидкости на 100 км40 л
Габаритные параметрыДлина — 7640 мм

Ширина — 2550 мм

Высота — 2950 мм

Рабочее давление2,4 кгс/см²

Автовышка

Автомобиль оборудован буровой установкой и используется для проведения монтажных работ на высоте до 22 м. Оборудование оснащено пультом управления, который расположен на поворотной части корпуса, а также гидравлическим приводом.

Автомобильная вышка ЗИЛ

Грузоподъемность вышкиДо 250 кг
Максимальная высота подъема оборудования22000 мм
Габаритные параметрыДлина — 11500 мм

Ширина — 2500 мм

Высота — 4000 мм

Полная масса подъемного устройства10185 кг
Давление, оказываемое на переднюю ось3055 кг
Нагрузка на заднюю телегу7130 кг
Транспортная скорость50 км/ч
Наибольшая частота вращения поворотной части1 оборот в минуту
Допустимая скорость ветра10м/с
Рабочий температурный режим-17…+35°С

Ассенизатор

Ассенизатор используется для откачки и транспортировки нечистот из канализаций, отстойников и выгребных ям.

Ассенизаторная машина

Здесь установлен восьмицилиндровый инжекторный двигатель с V-образным расположением цилиндрических элементов. Клапаны расположены в верхней части силового агрегата, их общее количество равно 16. Тип используемого топлива — бензин.

Технические характеристики ассенизатора:

Рабочий объем двигателя6 л
Мощность150 л. с.
Частота вращения коленвала3200 оборотов в минуту
Наибольший крутящий момент402 Нм
Степень сжатия7,1
Средний расход бензина37 л на 100 км
Количество передач5
Передаточное число20
Диаметр диска ведомого типа340 мм
Размер шин260R508
Напряжение электрического стартера12 В
Емкость аккумуляторных батарей78 А*ч

Сельхозник

Бортовой грузовик сельхозник используется для транспортировки различных сыпучих грузов. Среди преимуществ этой модификации можно выделить:

  • высокий уровень грузоподъемности;
  • проходимость транспорта;
  • небольшой расход топливной жидкости;
  • невысокую стоимость.

ЗИЛ сельхозник

Бортовая конструкция способствует автоматической выгрузке сыпучего материала, что упрощает работу.

Технические параметры и данные:

Колесная база3300 мм
Мощность двигателя110 л. с.
Максимальный крутящий момент343 Нм
Колесная формула4*2
Размер колес260-508P
Наибольшая скорость движения90 км/ч
Емкость для бензина125 л
Расход топливной жидкости37 л
Объем грузовой платформы3 м3
Угол подъема платформы55°
Наибольший вес транспортируемого груза4500 кг
Полная масса9300 кг

Руководство по эксплуатации и ремонту

Инструкция по эксплуатации содержит следующие разделы:

  1. Правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время эксплуатации транспортного средства.
  2. Первая обкатка: общие правила и рекомендации.
  3. Органы управления, схемы подключения электрического оборудования.
  4. Устройство основных механизмов: двигатель, трансмиссия, кузов, сцепление, тормозная система, пневматическая подвеска.
  5. Электрооборудование.
  6. Неисправности и способы их устранения.
  7. Периодичность проведения технического обслуживания.
  8. Правила хранения и транспортировки.

Практическое руководство

В руководстве по эксплуатации прописано, где найти цифровое обозначение рамы. Номер рамы находится сверху на правой части швеллера.

Регулировка клапанов

Регулировка клапанов проводится на отключенном силовом агрегате. Перед началом выполнения работ рекомендуется установить транспорт на смотровую яму.

Первый этап — это установка поршня цилиндра под номером 1 в положение высшей мертвой точки. После его установки проворачивают коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке.

После того как впускной и выпускной клапаны будут закрыты, можно приступать к установке зазоров клапанов на ЗИЛе-131. Для этого нужно придерживать регулировочный винт отверткой и ослабить при помощи гаечного ключа натяжение контргайки.

Зазор не должен превышать 0,3 мм для обоих клапанов.

Затем необходимо повторить процедуру для остальных семи цилиндров. В конце нужно завести двигатель и проверить работоспособность всех систем.

Установка зажигания

Установка зажигания на данной модели ЗИЛа проводится следующим образом:

  1. Устанавливают поршень в положение высшей мертвой точки.
  2. Устанавливают паз так, чтобы он был параллелен корпусу приводов распределительного устройства.
  3. Проворачивают коленчатый вал на величину установочного угла.
  4. Убирают крепежный болт пластины.
  5. Включают зажигание и проворачивают корпус распределительного устройства против часовой стрелки.
  6. Затягивают крепежные элементы.
  7. Проверяют правильность установки проводов в соответствии с порядком работы цилиндров.

Замена масла

Замена масла проводится на отключенном прогретом двигателе. Перед заливкой необходимо слить старую масляную жидкость, очистить сливной магнит и заменить фильтр тонкой очистки.

Новое масло заливают при помощи воронки. После заправки нужно дать мотору проработать несколько минут на средних оборотах, чтобы заполнилась система смазки. После этого рекомендуется отключить силовой агрегат и проверить уровень масла в системе.

Отзывы и цены

Средняя стоимость этой модификации ЗИЛа — 600 000 руб.

Филипп, 40 лет, Иркутск: «Это надежный грузовик, который потребляет много топлива. Из преимуществ могу отметить высокий уровень проходимости и удлиненную бортовую платформу».

Игорь, 52 года, Павловский Посад: «Из плюсов могу выделить ходовые качества, мощный мотор и надежную коробку передач. За 7 лет эксплуатации никаких сбоев в работе основных узлов не было».

Читайте также:
Petroviches

Дальнобойщик со стажем, объездил всю Европу. Ездил на разных автомобилях, отлично знает все узлы техники. Коллеги считают гуру по большому транспорту.

Оцените автора
SPECMAHINA
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Суровая советская классика. В 90-е довелось на таком кататься в армейской модификации «кунг». По трассе спокойно до 100 разгонялся. Проходимость отличная, ездили за город на картошку, по грязи и оврагам проходил не хуже «шишиги». Из недостатков разве что большой расход топлива.

    Ответить
Adblock
detector