Советский грузовой автомобиль ЗИЛ-164 и популярные модификации на его базе

Грузовой автомобиль ЗИЛ-164 представляет собой промежуточную модель между машинами ЗиС-150 и ЗИЛ-130. Завод выпускал бортовые версии, самосвалы, а также шасси для установки различного оборудования. Сборка машин прекратилась в 1964 году, но еще более 15 лет они активно эксплуатировались многими автохозяйствами СССР.

Модель 164

Технические характеристики

Грузовик построен по капотной схеме, оснащен металлической 3-местной кабиной. Сиденье водителя установлено отдельно, может регулироваться по расстоянию от педалей. На ранних выпусках отопитель кабины отсутствовал.

Размеры и технические характеристики:

  • передний свес — 870 мм;
  • колесная база — 4000 мм;
  • общая длина — 6700 мм;
  • ширина (с учетом ширины бортовой платформы) — 2470 мм;
  • высота — 2180 мм;
  • длина и ширина платформы — 3540 и 2250 мм соответственно.

Габаритные данные

Грузоподъемность

Бортовой вариант машины предназначен для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием и грунтовым проселкам. При этом максимальный вес нагрузки составляет 4000 и 3500 кг соответственно. Грузовик оснащен буксировочным приспособлением, позволяющим использовать прицеп весом до 4500 кг. Эксплуатация автопоезда разрешалась только по асфальтированным дорогам.

Двигатель

На грузовиках применялся рядный 6-цилиндровый двигатель с нижнеклапанной системой газораспределения. Мотор имел рабочий объем 5555 см³, степень сжатия составляла 6,2, что позволяло применять в качестве топлива бензин с низким октановым числом. Сборку двигателей осуществлял моторный цех завода имени Лихачева.

Базовый автомобиль имел мощность 97 л.с.

При установке газобаллонного оборудования отдача снижалась до 87 л.с. Малыми партиями собирались экспортные версии со степенью сжатия 6,5 и мощностью 107 л.с.

Трансмиссия

На ранних выпусках применялось сцепление с 2 рабочими дисками, оснащенное механическим управлением. После модернизации, проведенной в 1961 году, стала использоваться 1-дисковая конструкция с дополнительным демпфером.

На машинах устанавливалась 5-скоростная коробка передач. Ранний вариант трансмиссии не имел синхронизаторов, 5 передача являлась повышающей. Поздние выпуски оснащены частично синхронизированным (кроме 1 скорости) узлом от ЗИЛ-130. На таких грузовиках установлен задний редуктор с измененным передаточным отношением. Карданная передача состоит из 2 валов и дополнительной опоры.

Подвеска и ходовая часть

В основе шасси грузовика лежит рама, собранная из лонжеронов переменного сечения и поперечин. Детали соединены между собой заклепками. Спереди расположен стальной бампер, сверху установлены 2 буксировочных крюка. Задняя поперечина оборудована буксировочным прибором с 2-сторонним пружинным демпфером.

Балка переднего моста, оснащенная поворотными кулаками, установлена на 2 полуэллиптических рессорах, концы которых размещены в резиновых подушках. В конструкции подвески применены рычажные амортизаторы, которые впоследствии заменили на телескопические. Задний мост оснащен основными и дополнительными рессорами. Задний конец основного демпфирующего элемента установлен на качающейся опоре.

Рулевое и тормозное управление

Рулевой механизм грузовика не оснащен гидравлическим усилителем. Вращение от рулевого колеса передается на червячную шестерню, а затем на ролик, который жестко соединен с сошкой. Для изменения угла установки колес используются регулируемые по длине штанги. Конфигурация деталей на ранних и поздних машинах отличается.

Тормозная система, оснащенная пневматическим приводом, имеет барабанные механизмы. На выходной вал коробки скоростей установлен дисковый механизм, использующийся на стоянке. Управление стояночным тормозом механическое. В состав пневматического привода входит 2-цилиндровый компрессор и несколько ресиверов, установленных на лонжеронах рамы. Имеется разъем для подключения тормозов прицепа. Поздние выпуски машины укомплектованы тормозным краном от ЗИЛ-130.

Модификации

Автомобильная промышленность СССР не выпускала другой техники аналогичной грузоподъемности, поэтому ЗИЛ-164 оказался востребованным во многих сферах. Универсальная конструкция грузового шасси позволила выпускать на его основе большое количество модификаций. Часть техники собиралась непосредственно на заводе ЗИЛ, а другие производились смежными предприятиями. При этом кабина и агрегаты грузовика могли подвергаться доработкам.

На основе шасси строились машины для перевозки жидких пищевых продуктов АЦ 2,8 164, вмещавшие 2800 л жидкости. Большой серией выпускался механический автокран ЛАЗ 690, позволявший перемещать грузы весом до 3000 кг.

Седельный тягач

Для постройки седельных тягачей использовалось шасси ЗИЛ-164Н (ранняя версия) или 164 АН, которое отгружалось в Мытищи на машиностроительный завод ММЗ. Существовал опытный вариант машины 166Н, оснащенный системой подачи сжиженного газа. В серию грузовик не попал из-за низкой мощности двигателя.

ЗИЛ с прицепом

Параметры и ТТХ автопоезда:

  • вес полуприцепа с грузом — 9500 кг;
  • модель полуприцепа — ОДАЗ 885;
  • нагрузка на седло тягача — 3840 кг;
  • база тягача — 4000 мм;
  • длина — 5680 мм;
  • запас топлива — 300 л.

На тягачах применялась модификация двигателя с 2-камерным карбюратором, развивавшая мощность до 104 л.с. Для улучшения охлаждения применялся радиатор с повышенной теплоотдачей и дополнительный теплообменник в системе смазки. Доработкам подвергся задний мост, получивший главную пару с увеличенным передаточным отношением.

Пожарный

Построенные на базе ЗИЛ-164 пожарные автомобили оснащались цистернами для перевозки воды и насосной станцией. Кабина получала дополнительный ряд сидений, который имел отдельные двери. Примером такой техники является машина ПМЗ 53, выпускавшаяся в г. Прилуки с 1960 года. В штатное оснащение входит центробежная помпа с приводом от коробки отбора мощности и цистерна вместимостью 1950 л. Часть машин оснащалась дополнительной 170-литровой емкостью для пенообразующего состава.

Советская пожарная машина

На задней стенке устанавливались съемные катушки, на которые наматывались пожарные рукава. Сверху монтировались дополнительные фары.

Самосвал

Грузовик самосвал производился на основе специального шасси ЗИЛ-164АГ, которое передавалось в Мытищи на завод ММЗ. Там на машинах монтировались промышленные и сельскохозяйственные надстройки, имевшие обозначение 585Л и 585М соответственно. Техника отличалась формой и вместимостью грузовых платформ. Существовали единичные опытные образцы с газобаллонным оборудованием, в серии такие машины не строились.

Шасси отличалось укороченными лонжеронами рамы (на 0,747 м), на которой отсутствовало крепление для запасного колеса. Также не устанавливался боковой кронштейн, предназначенный для монтажа задних фонарей и номерного знака. На коробке передач имелся редуктор отбора мощности, на котором устанавливался шестеренный масляный насос гидравлической системы.

Старый самосвал

Описание параметров автомобиля:

  • грузоподъемность — 3500 кг;
  • вместимость кузова — 2,44-4,4 м³.

Силами авторемонтных заводов выпускались самосвалы с гидравлическим краном-манипулятором, установленным между кабиной и платформой. Техника использовалась для сбора и вывоза промышленных и бытовых отходов.

Цены и аналоги

Найти в продаже автомобиль ЗИЛ-164 практически невозможно, поскольку в СССР списанная техника шла на утилизацию. Периодически появляются в продаже сохранившиеся экземпляры, стоимость которых составляет 80-200 тыс. руб. Восстановленные грузовики, представляющие коллекционный интерес, продаются за 1-2 млн. руб. и выше. Аналогом является грузовой автомобиль ЗиС-150, оснащенный аналогичным силовым агрегатом, близкие параметры у Урала-355М.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации