ТОП-23 автомобиля марки ЗИЛ от Завода имени Лихачева

Московский автозавод имени Лихачева с момента окончания Великой Отечественной войны являлся ведущим поставщиком грузовой техники в СССР. Многие модели находились в производстве по 15-20 лет, проходя несколько циклов модернизации. К таким машинам относится грузовик ЗИЛ-4334, оснащенный приводом на 3 моста. Последние автомобили были собраны заводом в 2016 году, после чего производство полностью остановилось.

Машины ЗИЛ

Модельный ряд

Модельный ряд грузовиков включает в себя автомобили с 2 и 3 мостами, оснащенными рессорной подвеской. В зависимости от назначения автомобиля используется привод на задние колеса или на все оси. В качестве силового агрегата применяется 8-цилиндровый карбюраторный мотор, развивающий мощность 150-180 л.с. На части машин, собранных в конце 80-х гг., устанавливался 8-цилиндровый дизель модели 645. С середины 90-х гг. началось производство машин с дизелями ММЗ, Caterpillar и КамАЗ.

Почти на всех машинах использовалась механическая трансмиссия, автоматические коробки устанавливались только на микроавтобусы. До конца 60-х гг. на заводе имелось подразделение, занимавшееся разработкой и постройкой городских и междугородних автобусов, спроектированных на основе узлов и агрегатов грузовых автомобилей. Впоследствии производство такой техники в Москве свернули, передав оснастку на завод ЛиАЗ.

ЗИЛ-4334

В конце 80-х гг. для нужд армии был создан новый грузовик, оснащенный приводом на 3 моста. Автомобиль представлял собой сочетание ходовой части и трансмиссии от модели 131Н с кабиной от нового поколения грузовиков 4331. Ранние выпуски оснащались дизельным двигателем ЗИЛ-6451, который был вытеснен бензиновым мотором модели 508.10 и тракторным дизелем Д245.

Модель 4334

Завод производил бортовой грузовик и шасси, которое использовалось для установки противопожарного оборудования. Для привода дополнительных механизмов применялся отбор мощности от раздаточного редуктора. Конструкция механизма обеспечивала передачу до 60 л.с.

Краткое описание характеристик автомобиля:

  • длина — 7186 мм:
  • ширина (без зеркал заднего вида) — 2420 мм;
  • высота — 2760 мм;
  • дорожный просвет (до картеров мостов) — 330 мм;
  • база (между осями переднего и среднего моста) — 3400 мм;
  • база задней балансирной тележки — 1250 мм;
  • вместимость топливного бака — до 200 л;
  • максимальная скорость — до 90 км/ч.

Небольшими партиями собирался грузовик с увеличенной кабиной, которая оснащалась спальным местом. Все построенные машины такого типа оснащены импортным дизельным двигателем Caterpillar с турбокомпрессором.

ЗИЛ-118 Юность

История создания микроавтобуса Юность началась в конце 50-х гг., когда группа инженеров приступила к разработке пассажирской машины на базе узлов правительственного лимузина ЗИЛ-111. Работы велись в порядке личной инициативы, официального задания не существовало. Одним из мотивов было желание загрузить производственные мощности специального цеха, который производил машины для высокопоставленных руководителей СССР. Автобус оснащался 8-цилиндровым бензиновым двигателем, гидротрансформатором и планетарной коробкой передач.

Советский микроавтобус

Созданный автомобиль модели 118 был продемонстрирован Н.С. Хрущеву, который одобрил серийное производство техники. Машина побывала на международной выставке в Ницце, где вызвала большой интерес со стороны иностранных гостей. Но в серию автобус так и не попал, поскольку у завода отсутствовали ресурсы и средства, необходимые на постройку отдельного конвейера.

В начале 70-х гг. облик микроавтобуса преобразился, в конструкции стали использоваться элементы от нового лимузина модели 114. Неоднократные попытки развернуть серийное производство успеха не имели. Машины собирали в единичных экземплярах до второй половины 90-х гг., всего из ворот завода вышло 87 экземпляров микроавтобуса.

ЗИЛ-127

Междугородный автобус ЗИЛ-127 был разработан в начале 50-х гг., всего была построена 851 машина. На автобусе применялся 6-цилиндровый 2-тактный дизель ЯМЗ-206, оснащенный механическим компрессором. Мотор имел мощность 180 л.с. Для передачи крутящего момента применялась 4-ступенчатая коробка скоростей.

Междугородный автобус

Вагонный кузов машины построен по несущей схеме, оснащен отдельным входом для пассажиров и водителя. В салоне расположено 32 сиденья, оснащенных регулировками длины подушки и угла установки спинки.

ЗИЛ-132

Опытный грузовик ЗИЛ-132, оснащенный арочными шинами, был построен в начале 60-х гг. На машине использовалась кабина от армейского автомобиля ЗИЛ-131, но рама имела оригинальную конструкцию. В схеме рамы имелась крестообразная поперечина, подвеска отсутствовала, нижняя часть закрывалась толстым стальным листом. В качестве демпфирующих элементов использовались арочные покрышки.

Опытный грузовик ЗИЛ

На машине устанавливался 8-цилиндровый бензиновый мотор ЗИЛ-375, развивавший мощность до 180 л.с. В состав трансмиссии входила 5-ступенчатая коробка передач и 2-скоростной раздаточный редуктор. Грузовик проходил интенсивные испытания, в ходе которых выяснилась низкая надежность ходовой части. Дальнейшие работы по ЗИЛ-132 свернули, поскольку началась разработка 4-осных универсальных шасси. Единственный опытный образец был утрачен при пожаре осенью 1962 г.

ЗИЛ-138

Газобаллонные версии среднетоннажных грузовых автомобилей стали выпускаться в Москве с 1975 г. На бортовых машинах устанавливался 1 баллон для 225 л сжиженного газа, на седельных тягачах стояли 2 емкости, рассчитанные на 117,5 л газа каждая. Двигатель оснащался специальным карбюратором, рассчитанным на применение жидкого и газообразного топлива.

Среднетоннажный грузовой автомобиль

Вариант ЗИЛ-138А оснащался установкой для работы на сжатом газе, запас которого хранился в 8-10 цилиндрических баллонах. Мотор машины развивал мощность 120 л.с. при работе на газе, при использовании бензина отдача возрастала до 150 л.с. Существовали грузовики с короткой и длинной базой.

ЗИЛ-150

Грузовик ЗИЛ-150 стал первой моделью завода, выпущенной после окончания войны. До середины 50-х гг. поставлялся под обозначением ЗиС-150. Машины оснащены 6-цилиндровым 90-сильным бензиновым двигателем и 5-скоростной коробкой передач. Грузоподъемность составляет 4000 кг (при движении по дорогам с твердым покрытием).

Модель 150

Завод поставлял заказчикам шасси, на основе которых устанавливались самосвальные надстройки, автокраны и прочая техника. Последние машины собрали в середине осени 1957 г.

ЗИЛ-158

Городской автобус ЗИЛ-158 стал выпускаться в конце лета 1957 г. Машина создана на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля модели 164Н. Автобус оснащен цельнометаллическим кузовом, рассчитанным на перевозку 60 пассажиров (из них 32 на сидячих местах). Силовым агрегатом был специальный 6-цилиндровый бензиновый двигатель, отличавшийся формой картера для масла и рядом узлов. Мотор имел мощность 109 л.с., оснащался 5-ступенчатой трансмиссией, которая позволяла разогнать машину до 65 км/ч.

Старый автобус

На базе городского автобуса строился туристический вариант, на котором устанавливались остекленные скаты крыши. Задняя пассажирская дверь убрана, в салоне установлено 36 пассажирских кресел, перевозка людей стоя не предусматривалась. Машины были собраны малой серией в 1957 г. В конце 50-х гг. производство автобуса ЗИЛ-158 передали на Ликинский завод, который выпускал модель до 1970 г.

ЗИЛ-170

Грузовой автомобиль с улучшенными характеристиками, оснащенный приводом на колеса задней тележки. Машина создавалась в 1967-69 гг. в качестве образца для производства на новом заводе КамАЗ. На грузовиках использовались различные кабины, которые дорабатывались с учетом выявлявшихся недостатков.

Модель 170

В качестве силового агрегата использовался дизель ЯМЗ 740 (впоследствии производившийся в Набережных Челнах), который развивал мощность до 210 л.с. На всех опытных образцах использовалась 5-ступенчатая коробка передач с делителем.

ЗИЛ-4327

В начале 90-х гг. для нужд армии и гражданских заказчиков был создан 2-осный грузовой автомобиль с приводом на все колеса, способный перевозить груз весом 4000 кг и буксировать прицеп массой до 8000 кг. На грузовике предполагалось использовать кабину и оперение от модели 4334, элементы трансмиссии были позаимствованы у армейского ЗИЛ-131. В качестве стандартного силового агрегата предлагался 150-сильный бензиновый мотор модели 508.10. Серийный выпуск заводом освоен не был.

Армейский грузовик 4327

В середине 90-х гг. завод вернулся к идее создания 2-осного вездехода, но теперь базой выступали агрегаты от грузовика Бычок. При этом рама нового автомобиля была позаимствована от машины модели 4334. На технике применялся 108-сильный дизель Д 245 или импортный мотор Caterpillar 3054, развивавший мощность 135 л.с. Машины производились в небольших объемах вплоть до закрытия завода.

ЗИЛ-442160

Седельный тягач ЗИЛ-442160, оснащенный 150-сильным двигателем, присутствовал в производственной программе завода с 1988 по 2003 г. Машина оснащалась кабиной без спального места.

Тягач 442160

Габариты и характеристики грузовика:

  • длина — 5355 мм;
  • колесная база — 3300 мм;
  • сдвиг седла — 132 мм;
  • высота седла — 1245 мм;
  • ширина машины (по внешней стороне задних колес) — 2490 мм;
  • высота (до крыши кабины) — 2700 мм;
  • допустимый вес полуприцепа — 14400 кг;
  • вес снаряженного тягача — 4100 кг.

ЗИЛ-441510

Короткобазное шасси ЗИЛ-441510 предназначалось для гидрофицированного седельного тягача, который работал с самосвальным полуприцепом весом до 14400 кг. Для привода гидравлики используется шестеренный насосный агрегат, смонтированный на 1-ступенчатой коробке отбора мощности. Бак для хранения запаса жидкости установлен на задней стенке кабины. На грузовике установлен 150-сильный бензиновый мотор и 5-ступенчатая коробка скоростей. Используется задний мост с гипоидной главной парой.

Шасси 441510

Машина отличается 4-рядным радиатором системы охлаждения, обеспечивающим улучшенное охлаждение двигателя. Запас топлива хранится в 2 баках вместимостью по 125 л каждый. Сверху емкости накрыты настилом, допускающим нагрузку до 100-120 кг. Увеличение нагрузки на задний мост привело к установке усиленных рессор с дополнительными листами. На лонжеронах рамы введены усилители, установленные на заклепках. Задняя светотехника вместе с номерным знаком вынесена на верхнюю часть задней стенки кабины.

ЗИЛ-5302

Автомобиль ЗИЛ-5302, созданный на основе грузовика Бычок, оснащен дополнительной осью подкатного типа. Техника разработана опытно-экспериментальным цехом завода имени Лихачева в 1996 г. Установка 3 моста позволила повысить грузоподъемность до 6100 кг. Машины выпускались мелкими партиями, оснащались эвакуационной платформой для вывоза различных транспортных средств. Дополнительная ось не оснащалась приводом, средний мост унифицирован по конструкции с узлом от Бычка.

Модель 5302

Машины оснащались 136-сильным дизелем Д-245.9, соответствующим нормативам Евро 2. На картере 5-скоростной коробки установлен механизм отбора мощности, который приводит в действие погрузочные приспособления. Для загрузки транспортного средства на платформу используются аппарели, которые выдвигаются и возвращаются на место вручную. Размер площадки на эвакуаторе позволяет разместить автомобили длиной до 6,5 м.

Выпускались машины с гидравлическим приводом платформы, которая наклонялась к поверхности дороги. На такой модификации установлены 2 гидравлические опоры. Применение дополнительного оборудования снизило грузоподъемность до 4500 кг. Еще одним вариантом машины была крановая установка, установленная между кабиной водителя и платформой. Манипулятор предназначен для погрузки автомобилей весом 1300-4450 кг (в зависимости от вылета стрелы). Для упрощения погрузки тяжелых автомобилей сохранен гидравлический привод наклона платформы.

Существовал опытный образец эвакуатора, предназначенного для вывоза 2 автомобилей. Одна машина грузилась краном на платформу, а другая перевозилась частично погруженной. Для этого сзади устанавливался специальный гидравлический подъемник.

ЗИЛ-433180

Бортовой грузовик ЗИЛ-433180 начал выпускаться в 2000 г. Машина оснащалась рядным 6-цилиндровым двигателем ММЗ-Д-260, оснащенным турбокомпрессором и радиатором охлаждения сжатого воздуха. Агрегат развивал мощность 157 л.с., на части грузовиков устанавливался аналогичный мотор мощностью 178 л.с. Применение удлиненного силового агрегата потребовало изменить размеры капота, который получил облицовку радиатора иной конфигурации. Улучшенные параметры силовой установки позволили поднять грузоподъемность до 8000 кг.

Современный ЗИЛ

На машинах применена оригинальная 9-ступенчатая коробка передач собственного производства. Агрегат допускает установку редуктора отбора мощности. Планировалась установка 6-скоростной механической трансмиссии, но конструкторские работы завершить не удалось. Грузовик поставлялся заказчикам с колесной базой 4500 мм.

ЗИЛ-433100

Бортовой грузовой автомобиль модели ЗИЛ-433100 появился в производственной программе завода в 80-е гг. На машине устанавливался 8-цилиндровый 185-сильный дизель ЗИЛ-645, оснащенный принудительным жидкостным охлаждением. На грузовике устанавливался автономный подогреватель с электрофакельным устройством. Двигатель оснащался 1-дисковым сцеплением, которое имело пневмогидравлический усилитель в приводе выключения.

Модель 433100

Грузовик оснащен 9-ступенчатой коробкой передач, в конструкции которой использован планетарный 2-скоростной демультипликатор. Ведущий мост получил главную пару с гипоидным зацеплением. Завод поставлял машины с 2 типами мостов, которые отличались передаточным отношением (5,29 и 6,33). Тормозная система оснащена барабанными механизмами. Пневматический привод разделен на несколько контуров, в конструкции имеется спиртовой осушитель воздуха.

Бортовая платформа полностью металлической схемы, передний борт имеет увеличенную высоту. Боковые борта составлены из 2 одинаковых по длине откидных секций. В стандартное оснащение входили дуги и брезентовый тент с откидным задним клапаном. Кабина установлена на шасси через демпфирующие опоры и торсион. Водительское сиденье оснащено амортизатором, регулируется по весу человека, а также по расстоянию от педалей и наклону подушки и спинки.

ЗИЛ-433102

Под обозначением ЗИЛ-433102 завод производил шасси для монтажа специальных надстроек сторонними организациями. Машины поставлялись с 8-цилиндровым 185-сильным атмосферным дизелем модели 645. Грузовик оснащен 2-диапазонной коробкой передач, имеющей 9 скоростей переднего хода.

Шасси 433102

На машинах устанавливалось различное автодорожное оборудование, изотермические фургоны для перевозки продуктов. Также производились коммунальные машины, оснащенные плугом и разбрасывателем для песка. Механизмы имели привод от редуктора отбора мощности, установленного на коробке скоростей.

ЗИЛ-433110

Бортовой автомобиль ЗИЛ-433110 строился на основе шасси с базой 4500 мм. На машинах применялась цельнометаллическая грузовая платформа с 2 боковыми бортами, оборудованными индивидуальными фиксаторами. По желанию заказчика устанавливались надставные борта, монтировался каркас и тент. Грузоподъемность всех версий составляет 6000 кг. На задней части рамы установлен буксировочный прибор и разъемы для подключения тормозов прицепа. Допускается буксировка прицепа весом до 11500 кг, при этом наблюдается снижение динамических и тяговых характеристик.

Модель 433110

Габариты платформы:

  • длина — 4692 мм;
  • ширина — 2326 мм;
  • высота борта — 575 мм.

На ранних выпусках устанавливался 150-сильный карбюраторный двигатель модели 508.10 с микропроцессорной системой зажигания. Поздние экземпляры оснащались аналогичным мотором, который имел каталитический нейтрализатор в системе выпуска отработанных газов (без обратной связи с системой подачи топлива). По отдельному заказу устанавливался дизельный двигатель Caterpillar 3116, который развивал мощность 185 л.с. Конструкция автомобиля допускала монтаж автономного подогревателя.

ЗИЛ-431510

Машина ЗИЛ-431510 представляет собой шасси с увеличенной до 4500 мм базой, на котором установлена бортовая платформа. Из-за большой длины боковой части кузова использован борт, состоящий из 2 секций. Каждый элемент оснащен индивидуальными запорными устройствами.

Грузовик бортовой

Выпуск такой модификации продолжался до 1994 г. Все собранные машины оснащены V-образным бензиновым двигателем мощностью 150 л.с.

Основные технические характеристики:

  • грузоподъемность — 6000 кг;
  • вес снаряженного автомобиля — 4550 кг;
  • общая длина — 7610 мм;
  • длина заднего свеса — 1847 мм;
  • максимальная скорость — 90 км/ч;
  • радиус поворота (по углу бампера) — 10,1 м.

ЗИЛ-43318

Машина выпускалась с 2004 г., имела повышенную до 8000 кг грузоподъемность. Силовым агрегатом является рядный 6-цилиндровый дизель с наддувом модели Д-260-11, соответствующий нормативам токсичности выхлопа Евро-2. Применение промежуточного охладителя воздуха позволило повысить мощность мотора до 178 л.с. Производились бортовые версии, а также модификация шасси для установки коммунального оборудования. Существовали опытные образцы шасси, предназначенного для монтажа самосвального кузова.

Модель 43318

На машине используется цельнометаллическая кабина с видоизмененной облицовкой радиатора, которая получила закругленные кромки. Боковая часть грузовика закрыта противоподкатным брусом, подвеска заднего моста дополнена стабилизатором поперечной устойчивости. В приводе тормозов появилась антиблокировочная система.

ЗИЛ-433114

Грузовое шасси ЗИЛ-433114 предназначено для установки противопожарного оборудования. На машине установлен бензиновый двигатель, развивающий мощность 150 л.с. Трансмиссия машины приспособлена для установки редуктора отбора мощности, используется радиатор с увеличенной теплоотдачей.

Пожарная машина 433114

В начале 90-х гг. выпускался бортовой грузовик ЗИЛ-43314Б, который отличался увеличенной до 6100 мм колесной базой. В качестве силового агрегата использовался V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-645. Мощность двигателя составляет 185 л.с. при 2800 об/мин.

ЗИЛ-43317

Под таким обозначением производился бортовой грузовик, оснащенный 210-сильным дизелем КамАЗ-740. Вместе с мотором поставлялась 5-ступенчатая коробка с делителем. Сцепление имеет 2 рабочих диска, привод оснащен пневмогидравлическим усилителем. Машина имела стандартную 3-местную цельнометаллическую кабину. Максимальная скорость грузовика составляет 90 км/ч при грузоподъемности 6000 кг.

Модель 43317

Выпуск техники начался в 1992 г., но уже через несколько месяцев пожар уничтожил моторный завод в Набережных Челнах. Поэтому таких машин было выпущено крайне мало. После восстановления производства поставки двигателей КамАЗ в Москву не возобновлялись.

ЗИЛ-433

Ошибочное название грузовых автомобилей семейства 4331. Завод имени Лихачева никогда не производил модели под таким индексом. Обозначение происходит из заводской документации, где машины обозначались как 433 ***.

ЗИЛ-433104

Обозначение ЗИЛ-433104 присвоено шасси, которое поставлялось заводом имени Лихачева для комплектации пожарными надстройками. На грузовике установлен рядный 6-цилиндровый дизель Д-260 с принудительным жидкостным охлаждением. Двигатель оснащен регулируемым турбокомпрессором и промежуточным радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Мощность мотора составляет 185 л.с. при 2100 об/мин.

Пожарный автомобиль 433104

На картере 5-ступенчатой коробки передач установлен редуктор отбора мощности. Устройство предназначено для привода центробежного водяного насоса. По заказу на шасси устанавливался автономный жидкостный подогреватель. Противопожарное оборудование монтировалось сторонними компаниями.

ЗИЛ-3250

Автобус ЗИЛ-3250 выпускался на базе шасси Бычок со стандартной или удлиненной базой (3650 и 4505 мм соответственно). Машины рассчитаны на перевозку 14 или 19 сидящих пассажиров. Кузов автобуса оригинальной конструкции установлен на раму. Часть элементов конструкции кузова изготовлена из пластика, что позволило снизить вес машины.

Модель 3250

Базовый вариант оснащается 4-цилиндровым дизелем ММЗ-Д-245 мощностью 130 л.с. Мотор оснащен турбокомпрессором, соответствует нормативам Евро-2 или 3. Часть автобусов оборудована импортными агрегатами Caterpillar или Renault мощностью 135-136 л.с. Максимальная скорость техники составляет 95 км/ч.

Отзывы и цены

Стоимость грузовой продукции завода имени Лихачева на вторичном рынке начинается от 50 тыс. руб. За эти деньги можно приобрести крупносерийные грузовики, находящиеся в плохом состоянии. Восстановленные машины 50-х или 60-х гг. выпуска оцениваются в несколько млн рублей.

Некоторые модели не встречаются в продаже, поскольку были собраны в единичных экземплярах.

Александр, 40 лет, Рязань

Работал наемным водителем на бортовом грузовике модели 4331 с 8-цилиндровым бензиновым двигателем. Конструкция машины простая, многие детали взаимозаменяемые с машинами прежнего поколения. Откидывающийся вместе с крыльями капот обеспечивает хороший доступ к двигателю и передней подвеске. Кабина не имеет шумоизоляции, система отопления не обеспечивает комфорта зимой, а летом внутри душно. Недостатком является бензиновый двигатель, который расходует 28-32 л бензина А92 на 100 км пути.

Кирилл, 34 года, Тула

В личном владении несколько лет был грузовик Бычок, который использовался для перевозки различных грузов в центральной части России. Недостатком машины являются дорогие запчасти и низкая коррозионная стойкость кабины и бортов кузова. Тормозные механизмы слабоваты для такой техники. Двигатель и узлы трансмиссии не любят перегрузок и движения на высокой скорости. Оптимальный скоростной режим для грузовика — 60-70 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации