Характеристики советского самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 и его модификаций

Производство промышленного самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 началось в 1964 г. Машины строились на базе укороченных шасси коммерческих грузовиков. Завод собирал машины, предназначенные для работы в умеренном климате. Для поставок на экспорт предлагались грузовики в тропическом исполнении, отличавшиеся доработанной системой охлаждения.

Модель 555

Устройство

Для постройки машины используется укороченная на 1060 мм рама, оснащенная 4 соединительными поперечинами. Конструкция машины не предусматривала буксировки прицепа, поэтому крюк на задней поперечине отсутствует. Имеется только буксировочная проушина, не оснащенная демпфером. Узел предназначен для вытаскивания застрявшего самосвала. Применение короткой базы привело к сокращению длины карданной передачи, которая не имеет дополнительной опоры.

ЗИЛ в карьере

Запасное колесо установлено на специальном кронштейне, имеющем наклонную форму. Узел монтировался в процессе установки самосвальной надстройки на заводе ММЗ. Укороченное шасси оснащалось топливным баком, рассчитанным на 125 л бензина. Из-за отсутствия возможности буксировки прицепа применен одинарный тормозной кран без дополнительного вывода. Задняя светотехника и регистрационный знак вынесены на отдельные кронштейны, размещенные на задних крыльях самосвала.

Задняя подвеска оснащена усиленными рессорами, в которые введены дополнительные листы. На самосвалах первых лет выпуска применялся мост с 2-ступенчатым редуктором и увеличенным до 6,97 передаточным отношением. Большинство автомобилей оснащалось V-образным карбюраторным двигателем мощностью 150 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Кузов самосвала

На задней части рамы установлен сварной надрамник, служащий основой для монтажа самосвального оборудования. Между основной и дополнительной рамой установлены демпфирующие прокладки из древесины. Для перевозки груза используется кузов полуовального сечения, сваренный из отдельных элементов. Задний борт установлен на верхних петлях, открывание осуществляется при подъеме кузова в автоматическом режиме под весом груза. На части машин используется защитный козырек, предохраняющий кабину от повреждений.

На коробке передач установлен редуктор отбора мощности, соединенный с шестеренной помпой гидравлической системы. В конструкции узла имеется золотниковый распределитель и предохранительный клапан. Включение механизма осуществляется рычагом, выведенным в кабину водителя. Для подъема кузова использован гидравлический плунжерный цилиндр, состоящий из 2 телескопических секций. Запас масла хранится в отдельном баке, смонтированном на внутренней части лонжерона рамы.

Салон грузовика ЗИЛ

С 1967 г. завод выпускал модификацию ММЗ-555А с увеличенной грузоподъемностью до 4500 кг. Машина могла буксировать самосвальный прицеп, поэтому отличалась элементами тормозной системы и гидравлики. На задней поперечине имелись разъемы для подсоединения тормозных и электрических магистралей прицепа. Самосвал оснащен стандартным буксировочным крюком с резиновым амортизатором 2-стороннего действия.

После модернизации базового шасси грузоподъемность выросла до 5250 кг.

Небольшими партиями строилась модификация ММЗ-555К, оснащенная 110-сильным мотором ЗИЛ-157Д. Агрегат построен на основе рядного 6-цилиндрового блока, оснащенного нижнеклапанной системой газораспределения. Грузоподъемность ранних версий составляла 4500 кг, с конца 1980 г. она выросла до 5250 кг.

Модификации самосвала

В 1973 г. появился проект модернизации машины, который предусматривал установку подкатной оси позади ведущего моста. Шасси для грузовика имело обозначение ЗИЛ-130-НИИАТ-03 6*2. Конструкция самосвала допускала перевозку груза весом до 8000 кг, но возникшие трудности с освоением производства шасси не позволили развернуть серийный выпуск. Были собраны несколько выставочных образцов.

Технические характеристики

Габариты ЗИЛ-ММЗ-555 и технические характеристики:

  • длина — 5475 мм;
  • ширина (по боковинам шин заднего моста) — 2420 мм;
  • высота (до козырька кузова в опущенном состоянии) — 2510 мм;
  • колесная база — 3300 мм;
  • количество сторон разгрузки — 1;
  • допустимый угол наклона платформы при разгрузке — 55°;
  • вместимость кузова — 3 м³;
  • нормативный расход топлива (с учетом подъема платформы) — 37 л на 100 пути;
  • конструкционная скорость — 90 км/ч.

Помимо модели со стальным кузовом, существовал опытный вариант, оснащенный узлом из стеклопластика. Вместимость составляла 2,75 м³ при грузоподъемности 4700 кг. Малой партией был построен вариант самосвала с возможностью установки надставных бортов. Небольшими сериями производились машины на шасси ЗИЛ-138, оснащенном газобаллонным оборудованием. На самосвалах сохранялась возможность эксплуатации двигателя на бензине А-76.

Цены и аналоги

Выпуск самосвалов прекратился в 1987 г., но машины встречаются на вторичном рынке. Стоимость грузовика, находящегося в хорошем техническом состоянии, составляет около 200 тыс. рублей. Встречаются машины со стоимостью 50-70 тыс. рублей, не имеющие документов и государственной регистрации. Для коллекционеров выпускаются модели, выполненные в масштабе 1:43. Стоимость такого миниатюрного самосвала составляет 1-2 тыс. рублей. Прямым аналогом машины является грузовик ЗИЛ-ММЗ-4502 или его модернизированная версия ММЗ-4505.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Артем Попов

    На мой взгляд, самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 является одним одним из достойных представителей советского автопрома, о чем свидетельствует длительная история его эксплуатации и большое разнообразие модификаций.

Добавить комментарий

Читайте также:
Adblock detector